Задание:
По исходным данным (табл. 2.1) необходимо:
1. Вычислить матрицу коэффициентов парной корреляции и проанализировать тесноту связи между показателями.
2. Выбрать вид линейной модели регрессии, включив в нее два фактора. 3. Обосновать исключение их модели трех других факторов.
3. Аналитическими методами
а) оценить параметры и качество модели,
б) вычислить среднюю ошибку аппроксимации,
в) вычислить множественный коэффициент детерминации.
4. С целью проверки полученных результатов провести регрессионный анализ выбранной модели с помощью Exel.
5. Проанализировать влияние факторов на зависимую переменную (вычислить соответствующие коэффициенты эластичности и b-коэффициенты, пояснить смысл полученных результатов).
6. Выбрать с помощью Exel наилучший вид тренда временных рядов, соответствующих оставленным в моделях переменным. По полученным зависимостям вычислить их прогнозные значения на два шага вперед.
7. Определить точечные и интервальные прогнозные оценки объема реализации продукции фирмы Y на два шага вперед.
|
|
Таблица 2.1. – Исходная информация
Y | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 |
5,2 | 9,1 | 13,9 | |||
4,5 | 11,4 | ||||
6,7 | 8,9 | 13,8 | |||
6,8 | 17,4 | 14,6 | |||
7,8 | 16,1 | 13,9 | |||
3,9 | 14,6 | 14,7 | |||
5,1 | 12,9 | 14,8 | |||
3,9 | 10,4 | 14,9 | |||
3,8 | 10,5 | 14,7 | |||
3,8 | 5,8 | 14,6 | |||
19,9 | 14,4 | ||||
5,5 | 10,3 | ||||
6,7 | 19,6 | 13,9 | |||
8,9 | 5,9 | ||||
9,1 | 9,6 | 13,2 | |||
10,3 | 18,2 | 13,5 | |||
12,7 | 5,5 | 13,2 | |||
13,8 | 18,2 | 11,9 | |||
14,9 | 8,6 | 11,9 | |||
5,3 |
Решение:
Исходные данные для анализа:
Объем реализации – зависимая переменная Y.
Объясняющие переменные:
X1 – время,
X2 – расходы на рекламу,
X3 – цена товара,
X4 – средняя цена конкурентов,
X5 – индекс потребительских расходов.
Статистические данные по всем переменным приведены в таблице 1.
Число наблюдений n=20, факторных признаков m=5.
1. Для вычисления матрицы коэффициентов парной корреляции воспользуемся возможностями Пакета программ Exel.
Для проведения корреляционного анализа используем инструмент Корреляция.
Для проведения корреляционного анализа нужно выполнить следующие действия:
1) расположить данные в смежных диапазонах ячеек;
2) выбрать команду Сервис/Анализ данных (рис.2.2.)
3)
Рис. 2.2. Диалоговой окно Сервис
3) в диалоговом окне Анализ данных выбрать инструмент Корреляция (рис. 2.3), щелкнуть по кнопке ОК. появится диалоговое окно Корреляция (рис. 2.4).;
Рис. 2.3. Выбор инструмента анализа Корреляция
Рис. 2.4. Диалоговое окно Корреляция
|
|
4) в диалоговом окне Корреляция в поле «Входной интервал» необходимо ввести диапазон ячеек, содержащих исходные данные. Если также выделены заголовки столбцов, то установить флажок «Метка в первой строке». Выбрать параметры вывода. Щелкнуть по кнопке ОК.
На новом рабочем листе получаем результаты вычислений – таблицу значений коэффициентов парной корреляции (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Результаты корреляционного анализа