Выросла редька.
Ни часта, ни редька... Припев, и т. д
Здесь поэтический каламбур, совершенно не связанный с текстом песни, имеющий другой размер, иную мелодию, используется детьми в качестве припева. Распространен был припев, дающий звучную музыкально-словесную орнаментовку повторением последнего слова строфы целиком и частями:
Рубить, казнить комара,
Комара, мара, мара...
Рубить, казнить комара,
Комара,
Комара.
Песенки — перегудки — имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания. В них наиболее полно проступают сатирические и юмористические элементы. Четкость ритма, звучность рифмы, богатство аллитераций присущи почти всем перегудкам:
Ти- та-та, ти-та-та.
Пожалите, решета.
Мучки насейте —
Пирожки затейте,
Пирожки на дрожжах.
Не удержишь на вожжах;
Положили гущи, Они еще пуще. Поставили на чело —
Не осталось ничего.
Большинство перегудок заимствовано из фольклора взрослых. Дети насытили песенки-перегудки звучными, близкими художественному детскому вкусу словосочетаниями. Детские песни - записывались П.А.Бессоновым,
|
|
Народная художественная культура
П.В.Шейном, А.Можаровским, Х.Лопоревым, А.Марковым, И.Нечаевым и другими собирателями.
Календарные песни, заклички и гюиговооки |
Детский календарный фольклор -одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связан с образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связанный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу. У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимствуется и воспринимается большинство календарных песен — их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одаривание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков: Сею-вею, посеваю, С Новым годом поздравляю!
Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.
На телят, на жеребят И на маленьких ребят.
Кабы нам колядок -
На недель десяток!
Говорком: Здравствуйте!
й С Новым годом!
Со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили!
Основные виды и жанры народного художественного творчества
В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. Например:
|
|
Купала, Купала!
Где ты летовала?
Летовала я в лесочке,
Под ракитовым кусточком,
Под лазоревым цветочком.
Под шелковым платочком.
В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками:
Масленица — полизуха! Полизала детей, И сама — на плетень. Полизала сыр и масло, А сама и погасла.
К наиболее распространенным, активно бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички.
Заклички (от слова «закликать» — звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их: Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки Кушают конфетки. А тебе не дают, Всем ребятам раздают.
.