движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
Одним из непременных условий бытования русского танца является импровизационность. Следующая исполнительская особенность - необыкновенная выразительность рук танцующего. Кисти, пальцы рук, плечи, а также лицо и голова являются средствами выразительности, позволяющими раскрыть индивидуальность исполнителя. Наконец, манера, «выходка» каждого участника танцевального действа отличается своеобразием, неповторимостью, непременно отражая личностные качества, настроение танцующего, и всегда является носителем местного колорита танца.
В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется. Например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера». Существует также деление в соответствии с рисунком танца: «Капустка», «Улитушка», «Плетень», «Круги», «Воротца», «Звездочка»; по движениям в танце: «Дробушечка», «Топотуха», «Перехватка»; по характеру исполнения: «Бешеная», «Шальная», «Метелица», «Сновуха». В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отраженные в танце: «Ленок», «Костеля», «Косари», «Толкуша», «Веретено». Интерес представляет и систематизация по названию персонажа, изображенного в танце: «Лебедушка», «Медведь», «Рыбка», «Журавель», «Гусачок». Известный хореограф, фольклорист и создатель необыкновенных сценических интерпретаций народных плясок в хоре имени Пятницкого, народная артистка России Т.А.Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследова^е^
|
|
Народная художественная культура
тель русского народного танца, организатор многочисленных фольклорных экспедиций, создатель школы русского народного танца, народный артист России, профессор А.А.Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды Этот подход представляется нам наиболее целесообразным.
Таким образом, основными видами русских народных
танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнамен
тальные, игровые); кадрили (включая более поздние по про
исхождению виды танцев — ланце и польку); пляски (оди
ночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая
традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской,
женский, смешанный, групповой).
|
|
Хоровод Наиболее популярным жанром
русского народного танца является
хоровод. Пластическое выражение
песни, иллюстрация текста песни, действенность, зрелищность,
выражение образа песни, передача характера, настроения - вот
далеко не полный перечень основных задач хоровода.
Хороводы, изображающие орнамент, узоры, фигуры, кружева называются орнаментальными хороводами. Особенностью орнаментальных хороводов, поставленных народом, отличающей их от постановок профессиональных балетмейстеров, является:
- небольшое количество рисунков;
- строгое соблюдение формы: жанр хоровода выдержан
как музыкально (количество куплетов и повторов может быть
не ограничено), так и пластически (движения танцующих не
замысловатые, учитывающие привлечение в хоровод непо
священных исполнителей; фигуры хоровода вытекают одна
из другой, подчинены логике традиционных видов деятель
ности народа - ткацкого производства, земледелия, обустрой
ства быта.