Принципы обучения психологии

принципы обучения – это осн. идеи в организации уч.занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие прсс обучения.

- пр. научности – изучаемый материал должен соответствовать современным достижениям научной и практич. психологии. даваемая информация д. быть доказательна.

- пр. системности – уч. материал изучается в определенной последовательности, которые дают системное представл-е об изучаемой дисциплине.

- пр. единства теорет-го и эмпирич. знания

- пр. доступности – одно и то же содержание должна преподоваться по разному в зависимости от базы знаний и интересов

- пр. наглядности – использование органов чувств и образов при обучении.

- пр. активности –

- пр. обучение психологии д. носить развивающий характер –

Лекционная форма обучения

Лекция явлся осн. формой обучения в ВУЗе.

функции лекции:

1. информирующая – о достижениях науки, об осн. положениях уч.дисциплины.

2. ориентирующая – ориентирует в научн.литре, показом генезиса теорий, идей.

3. разъясняющая – раскрытие смысла терминов, формирование понятия в сознании студента.

4. убеждающая – чтобы убедить, надо доказать, что именно так и было.

5. увлекающая – лекция д. увлечь студентов, чтобы они далше смогли углубленно изучать.

принципы отбора материала: целеполагание – материал д. отвечать целям лекции; учет уровня подготовки студентов; ориентация на следующие практич.занятия – общее дается на лекции, а конкретное на самост. работу; учет того, какой литрой пользуются студенты – на лекции дается материал, который студенты не смогут найти в учебниках.

Методика чтения лекции решает след вопросы:

1. доведение до сознания аудитории научн. содержания осн.понятий темы

2. формирование понятий

3. доказательность изложения –

4. информативность содержания

5. проблемность изложения – активизация мышления студентов

Практич. семинарские и лабораторные занятия в уч. группах

все они явлся практическими. целью явлся научить студентов применению теоретич. знаний на практике. К осн.формам практич занятий относя:

семинары-практикумы – студенты обсуждают различн. варианты решения ситуац-х задач, выдвигая в кач-ве аргумента псих.положения.

семинары-дискуссии – обсуждение различн.методик псих.исслед-я применительно к практике.

практ.занятия – обучить студентов решению специф-х задач по профилю своей спец-ти.

лаборат.занятия – обучение исследоват-му подходу к изучению психологии как науки.

требования опережающего управления обучением:

Средством опережающего управления обучением является таксономия учебных задач. Д. Толлингерова вводит следующую таксономию, которая упорядочивает учебные задачи по основанию. Задачи разделены на 5 групп:

1. задачи предполагающие воспроизведение знаний: на узнавание, на воспроизвед.отдельных фактов, на воспроизвед.определений, на воспроизв.текста

2. предподагающие простые мыслит.операции: на определ.фактов, на перечисление и описание фактов, на перечисление и описание процессов и приемов деятти, на анализ и синтез, на сравнение и различение, на упорядочивание, на определение отношений и т.д.

3. предполагающие сложные мыслит.операции: на трансформацию, на интерпретацию, на индукцию, на дедукцию, на аргументцию, на оценку.

4. предпологающие обобщение знаний и сочинение: на сочинение обозрения (конспекты, резюме), на сочинение доклада, отчета, на самостоят. Письменные работы.

5. предпологающие продукт.мышление: на применение на практике, на решение проблемных ситуаций, на целеполагание и постановку вопросов, на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирич.данных, на эвристич. поиск на базе логич.мышления.

чтобы воспользовся этой таксономией нужно выполнить таксацию – это выбор задач из 5 групп. Таксация позволяет преподователю более полно учитывать состав когнит. Требований к уч.деятти и контролировать свои дидактич.замыслы. также является средством целенаправленного прогнозирования хода обучения.

Расширение таксономии и введение задач, адекватных предметному содержанию и целям обуч.психологии:

применительно к обучению психологии расширению подлежит 4 группа задач:

описания могут быть в форме повествования, в форме проекции логич.взаимосвязей, с использованием метафор.

5 класс: 5.6. речевое оформление в письменном тексте решения пробл.задач

5.7. задачи на анализ и обобщение эмпирич. данных.

5.8. на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений.

5.9. групповые решения проблем с открытой структурой.

Так же появлся рефлексивные задачи, которые можно назвать 6 классом задач:

6.1. задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания.

6.2. рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик.

6.3. рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста.

6.4. задачи на построение стратегий совместного и индивид-го решения тех или иных проблем.

6.5. задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.

Таким образом, первые 5 классов задач вводят студентов в освоение всего диапазона когнит.операций и действий. А 6 класс облегчает осознание уже усвоенных когнит.способов в решаемых псих.задачах.

Дидактические стратегии управления формированием познав. деятти в курсе психологии

Различают 2 стратегии:

- стратегия репродукт-го обучения – ориентированное на использование первых двух задач.

- стратегия продуктивного творч. обучения – использование последних 3 задач.

Таким образом, оптимальная дидактическая стратегия в курсе психологии будет заключаться в проработке каждого раздела курса на всем диапазоне 5 классов задач и завершении освоения раздела путем введения студентов в решение 6-го класса задач.

Психолого-педагогические аспекты успешности СРС

Особенности самостоят.работы с псих.литрой при заочном обучении

Заочное обучение – разновидность дистанционного обучения, когда преподаватель и студент в буквальном смысле дистанцированы во времени и пространстве.

самост. учеба явлся основным методом получения знаний.

эффективность самост.учебы зависит от:

1. мотивации: деловой, состязательной и самой главной познавательной- интерес к самому процессу учения.

2. формирования у студентов познавательного интереса.

3. вдумчивого изучения предмета – студент должен вникать в причины происхождения научных знаний.

Методы обучения психологии:

1. словесные – рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой; монологич. и диалогич. методы.

2. наглядные – предметная, изобразит-я (худож-я, символич-я, текстовая), словестная

3. практич-е – учебные модели псих.экспериментов, психодиагност.задания, решение псих.задач, упражнения, групповая дискуссия, дидактич. и деловые игры.

В. Я. Ляурдис выделила:

- методы программиров. обучения

- методы пробл. обучения

- м. интерактивного обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: