ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по теме № 11 (лекция):
«ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ЧЕЛОВЕК
ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»
Автор: доктор философских наук, профессор Чижик П.И.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
Протокол № __ от «___» __________ 20__ г.
Москва - 2013
Частная методика
проведения учебного занятия по теме № 11 (лекция):
«Человек как предмет философского анализа.
Человек перед лицом глобальных проблем»
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
1. Философская антропология как раздел философского знания о человеке.
2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
В первом вопросе следует обратить внимание на то, что в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук. Каждая частная наука, непосредственно изучающая человека, рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки. Философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «антропология», философское учение о природе и сущности человека. В рамках данного раздела наиболее важными являются: онтологический, гносеологический и ценностный аспекты.
С позиций «философской антропологии» человек исследуется во всей его целостности. Целью философского исследования человека является создание определенной модели, описание обобщенного образа человека. В свою очередь, этот обобщенный человеческий образ-модель, определенное его видение служат исходной позицией как для конкретного научного исследования, так и для практического действия. Именно в этом заключается главная особенность философского учения о человеке и его основное назначение – обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, помочь в выявлении сущности человека. Философское знание о человеке отличается тем, что в нем органически, естественно соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.
Во втором вопросе необходимо обратить внимание на то, что глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему, в рамках которой они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.
Философское осмысление предполагает целостное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.
Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их в единстве и взаимосвязи с точки зрения общественной значимости и социальной обусловленности. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.
Материальное, программное обеспечение и интернет-ресурсы занятия:
1. выставка литературы;
2. компьютерный файл с планом занятия, литературой по теме и по учебному курсу;
3. мультимедийный проектор (графопроектор «Лектор-2000»);
4. мультимедийная презентация (слайды) по теме занятия.
5. фрагменты учебных видеофильмов телеканала «Культура» из серии «Жизнь замечательных людей (философов)».
6. Интернет-ресурсы:
– портал «Философия» www.filosofia.ru
– портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
– федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
– федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Литература:
Основная литература:
1. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. М.: Академический проспект, 2012.
2. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.
3. Миронов В.В. Философия: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2012.
4. Подопригора С.Я. Философский словарь. Ростов н/Дону: Феникс, 2013.
5. Философия: учебник /под ред. проф. Б.И. Каверина. М.: Воен. ун-т, 2011.
Дополнительная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Высшая школа, 2009.
2. Горелов А.А. Философия. М.: Кнорус, 2012.
3. Светлов В.А. Философия. М.: Питер, 2011.
4. Степин В.С., Яскевич Я.С., Юдин Б.Г. Философия. М.: Высшая школа, 2012.
5. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. М.: Академический проект, 2009.
6. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Инфра-М, 2009.
7. Философия: учебник для вузов /под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. М.: Гардарики, 2010.
8. Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие //Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Тема № 11 (лекция): «Человек как предмет философского анализа.