Человек перед лицом глобальных проблем»

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по теме № 11 (лекция):

«ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ЧЕЛОВЕК

ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

Автор: доктор философских наук, профессор Чижик П.И.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

Протокол № __ от «___» __________ 20__ г.

Москва - 2013

Частная методика

проведения учебного занятия по теме № 11 (лекция):

«Человек как предмет философского анализа.

Человек перед лицом глобальных проблем»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Философская антропология как раздел философского знания о человеке.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

В первом вопросе следует обратить внимание на то, что в силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной, так как человек – объект изучения многих наук. Каждая частная наука, непосредственно изучающая человека, рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения, специфичным для данной науки. Философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «антропология», философское учение о природе и сущности человека. В рамках данного раздела наиболее важными являются: онтологический, гносеологический и ценностный аспекты.

С позиций «философской антропологии» человек исследуется во всей его целостности. Целью философского исследования человека является создание определенной модели, описание обобщенного образа человека. В свою очередь, этот обобщенный человеческий образ-модель, определенное его видение служат исходной позицией как для конкретного научного исследования, так и для практического действия. Именно в этом заключается главная особенность философского учения о человеке и его основное назначение – обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, помочь в выявлении сущности человека. Философское знание о человеке отличается тем, что в нем органически, естественно соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

Во втором вопросе необходимо обратить внимание на то, что глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему, в рамках которой они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмыс­ления.

Философское осмысление предполагает целостное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-историчес­ко­го процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их в единстве и взаимосвязи с точки зрения общественной значимости и социальной обусловленности. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

Материальное, программное обеспечение и интернет-ресурсы занятия:

1. выставка литературы;

2. компьютерный файл с планом занятия, литературой по теме и по учебному курсу;

3. мультимедийный проектор (графопроектор «Лектор-2000»);

4. мультимедийная презентация (слайды) по теме занятия.

5. фрагменты учебных видеофильмов телеканала «Культура» из серии «Жизнь замечательных людей (философов)».

6. Интернет-ресурсы:

– портал «Философия» www.filosofia.ru

– портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

– федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

– федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Литература:

Основная литература:

1. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. М.: Академический проспект, 2012.

2. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.

3. Миронов В.В. Философия: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2012.

4. Подопригора С.Я. Философский словарь. Ростов н/Дону: Феникс, 2013.

5. Философия: учебник /под ред. проф. Б.И. Каверина. М.: Воен. ун-т, 2011.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Высшая школа, 2009.

2. Горелов А.А. Философия. М.: Кнорус, 2012.

3. Светлов В.А. Философия. М.: Питер, 2011.

4. Степин В.С., Яскевич Я.С., Юдин Б.Г. Философия. М.: Высшая школа, 2012.

5. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. М.: Академический проект, 2009.

6. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Инфра-М, 2009.

7. Философия: учебник для вузов /под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. М.: Гардарики, 2010.

8. Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие //Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Тема № 11 (лекция): «Человек как предмет философского анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: