Билет 3. Интервью. Область использования. Типы интервью, их разновидности. Надежность данных. Достоинства и недостатки

Типы интервью:

1. свободное – осуществляется в рамках заданной темы, но без строгой формулировки вопросов, без жестких ограничений по объему получаемой информации и времени его проведения. Когда задана тема у интервьюера, важно разговорить респондента, показать важность этой темы, постараться сделать так, чтобы респондент рассказал все, чем он владеет. Роль интервьюера –мягко направлять респондента в нужное русло, вести его от одного раздела к другому.

Направление беседы (разговора), его логическая структура, последовательность вопросов – все это зависит от индивидуальных особенностей респондента и его опыта, а также от ситуации, в которой проводится интервью.

Искусство проведения интервью заключено в том, чтобы «разговорив» опрашиваемого, поощрив его своим интересом, получить максимально полное представление об изучаемом вопросе. Одновременно нельзя «пытать» респондента, если он не хочет говорить или некомпетентен в этом вопросе, не имеет нужного опыта.

Ответы респондентов фиксируются максимально полно и точно в т.ч. отмечаются такие нюансы как смысловые ассоциации, оговорки, уход от темы, потеря внимания, лексика и др. В свободном интервью можно уточнить или обозначить систему представлений респондента об объекте, т.е. все грани объекта; можно выяснить широту знаний респондента, он может знать об объекте много больше интервьюера. «Свобода – от или для?». От: контроля, советов. Для: себя, необходимого, желаний (прим. Смирнова). Пр.: досуговая деятельность – библиотека, кино, театр, клубы; спорт (плавание, легкая атлетика).

Понятийный аппарат респондента. Методика должна быть выполнена, сформулирована в языке респондента, т.е. если это интервью со специалистом (медиком, химиком), то социолог имеет право, изучив терминологию, ею пользоваться. Не использовать специальных социологических терминов при работе с обычным населением. У каждого респондента есть «порог», который респондент не будет переходить в процессе интервью. Настаивания, попытки вытащить практически насильно информацию ни к чему хорошему не приведут. Грамотный социолог должен почувствовать обман, ложь, очень личные моменты. Слабый по натуре респондент пытается отговориться, отшутиться, отвести тему в другое русло. Честность – это лучший подход при взятии интервью. Свободное интервью используется в случае, когда об исследуемом объекте известно очень мало. В такой ситуации выясняется, какие черты характерны для изучаемого явления, как оно проявляется, где фиксируется, кто является его носителем.

Все признаки, специфика поведения объекта, полученные как результат свободного интервью, далее включаются в различные разделы количественных исследований.

2. глубинное – глубокое интервью – интервью на ряду с темой предполагает наличие определенного круга вопросов, как правило, связанного с признаками изучаемого объекта или явления. Это интервью по форме может быть достаточно свободным: мысль может меняться, содержание тоже может меняться. Важная его черта: с каждым новым респондентом интервью может расширяться и углубляться как за счет включения новых признаков, так и за счет иного понимания объекта. Его главное достоинство – глубокое проникновение в тему. Хотя глубина проникновения зависит от мотивации, подготовленности интервьюера. Пр.: экстремальные виды спорта.

3. фокусированное – имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Пр.: последствия выступления на Болотной пл. обсуждаются и по сей день. Цель – узнать о ситуации как можно больше и подробнее. Это интервью имеет предварительно разработанный перечень вопросов, который нужно рассмотреть. Последовательность и формулировка вопросов могут варьироваться в процессе опроса. Респонденты либо специально отбираются, либо предварительно знакомятся с обсуждаемой ситуацией. Это могут быть участники демонстраций или покупатели одного и того же товара. По каждому из вопросов интервьюер должен получить ответ от полного «да» (развернутый ответ), до полного «нет» («не знаю», «не знаком», «не могу оценить»).

4. формализованное – по форме представляет собой анкетирование с помощью интервьюера. Поведение респондента и интервьюера регламентировано детально разработанным опросником и инструкцией по проведению интервью (в дипломной работе обязательно приложение инструментария (анкета, транскрипт, инструкция по работе с респондентом)). Используется часто. В такого рода интервью часто включают процедуры ранжирования («гайд») и использование тестов. Наряду с гайдом и использованием тестов используется протокол наблюдений, в котором фиксируется поведение респондента (отказ отвечать на вопросы, слишком большое время на размышление и др.). Каждое интервью требует определенной подготовленности интервьюеров.

5. телефонное – естественно ограничено временем и объемом вопросов. Классическая норма от 5 до 15 мин. Когда интервью превышает 15 мин. – это уже непрофессиональное поведение. Естественно небольшой круг вопросов. Главное достоинство – оперативность и небольшая стоимость по отношению к другим видам интервью, но и высокая поверхностность. Особая проблема телефонного интервью – сомнительная (трудноопределимая) репрезентативность. Неслучайно, в опытных агентствах интервью обязательно проверяются.

6. групповое – применяется в редких случаях, когда необходим эффект работы в групповом режиме. Оно используется, когда нужно выяснить полярные мнения по какому-то вопросу. Чаще этот прием работы в групповом режиме используется в методе фокус-группы. Однако групповые интервью иногда используются и оказываются очень успешными.

7. * направленное – адресовано особым группам населения, владеющим уникальной информацией Пр.: законодатели, участники особых событий. Специфический статус этим людям придает их доступ к уникальной информации (пр.: люди, которые пережили клиническую смерть)

8. * специализированное – используется тоже при работе с уникальными респондентами (например, неграмотные дети, рабочие эмигранты итд).

К настоящему времени в социологии разработаны различные модификации или подвиды интервью. Их выбор и конструирование определяются стратегией исследования (качественной или количественной), целями работы, уровнем знания о проблеме, сопряженностью с другими методами сбора информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: