Мыслительная деятельность

В процессе проектирования раскрывается творческий характер сознания студента — с практической деятельностью неразрывно связывается мыслительная. Уже при поиске исходных идей студент как своеобразный ис­следователь через ознакомление с существую­щими подходами и их критической оценкой в результате активной мыслительной деятель- ности приходит к выработке методологиче­ ской установки. «Архитектура не профессия, в образ мышления»— этот афоризм Ле Кор­бюзье [179, 1965, № 3, с. 5] позволяет

оценить значение в архитектурном образо­вании обучения студента способности мыслить.

Мышление обращается к элементам прош­лого опыта, комбинирует их по-новому и может добавлять к ним новые элементы.

Мысль архитектора облекается в форму зрительно-образных представлений. Уменье мысленным взором охватить всю картину в целом —«панорамность», целостность вос­приятия и способность к «свертыванию» цепи рассуждений с заменой их одним обобщающим понятием — образом являются специфически­ми особенностями творчества архитектора. Для зодчего характерно продуктивное дивергент­ное мышление, направленное на создание но­вого, в отличие от конвергентного мышления, остающегося в рамках формальной логики. Дивергентное мышление связано с развитием способностей (Лук А.): отойти от ожидаемого привычного; использовать ассоциативные пере­ходы и логические разрывы; применять навы­ки, приобретенные при решении одной проект­ной задачи к решению другой; увязать новую информацию с прежним опытом; актуализиро­вать1 информацию в нужный момент. Архитек­тора отличает также гибкость мышления, легкость ассоциирования и уменье увидеть путь к решению, используя информацию, не имею­щую прямого отношения к проблеме —«боко­вое мышление», [47], уменье отказаться от замысла, не сулящего успеха, и быстро пере­ключаться с одних явлений на другие.

Творческая одаренность и активность со­знания архитектора проявляются в зоркости в поисках проблемы; в легкости генерирования идеи; в способности к оценке с опорой на эс­тетический критерий в процессе проектного моделирования; в умении легко облечь новую идею в графическую форму, совершенствовать первоначальный замысел и доводить его до конца.

Дивергентное мышление и активность со­знания у студента — архитектора развиваются в учебной архитектурно-проектной деятель­ности. Переводя архитектурное проекти­рование в проблемную ситуацию, студент строит модель объекта, разрешающего по­ставленную проблему. Это совершается на некотором «фоне», образованном имеющи­мися знаниями, и ведет к развитию знаний. Наряду с практически-преобразовательной деятельностью, имеющей своим продуктом

наброски, рисунки, чертежи или макеты объек­та, происходит познавательно-оценочная дея­тельность, результатом которой является новое знание. Звенья проектно-познаватель­ной деятельности — постоянные взаимопере- ходы практических задач в теоретические, и наоборот. В ходе обучения постепенно вырабатывается способность логического конт­роля.

Процесс проектирования должен предстать перед студентом как неразрывная связь прак­тического и теоретического. Необходимо нау­чить студента видеть непрерывность пере­ходов практического в теоретическое и об­ратно в самых мельчайших звеньях проектной деятельности. Преобразуя проектную модель, студент должен уметь выявить эмпирические закономерности, обосновывающие его дейст­вия, а это уже начало теории. У студента формируются способности здравого суждения, комбинаторно-ассоциативные возможности сознания. Целевая ясность, единство замысла, четкая концепция направляют процесс и реа­лизуются в композиции будущего сооруже­ния. Усовершенствовать композицию — зна­чит усовершенствовать мысль.

Успех творческих поисков студентов, свое­образие предлагаемых ими решений зависят от их трудолюбия, настойчивости и увлечен­ности идеей, от развития образного мышле­ния, продуктивного воображения и интуиции, от способности отстаивать свои замыслы и критически относиться к собственным предло­жениям. В своей совокупности эти свойства делают из студента в конце обучения про­фессионально подготовленного архитектора. Одним из условий профессиональной деятель­ности архитектора является организация его сознания.

Сознание в деятельности играет двоякую роль: с одной стороны, оно выступает в качестве ее внутреннего компонента — ме­ханизма, побуждающего, толкающего дея­тельность изнутри, открывающего перспек­тивы ее развития; с другой стороны, оно является средством рефлексии и контроля за ее ходом, средством внешнего управления деятельностью, источником формирования представлений о ее целях, средствах, мето­дах, привлекаемых в деятельность как бы со стороны [210, с. 268].

В учебной архитектурно-проектной дея­тельности формируются такие свойства соз­нания студентов, как: а) изобретательность, инициатива, фантазия, оригинальность, необ­ходимые для построения гипотезы, замысла и выбора проблемы; б) интуиция, проница­тельность, здравый смысл, память, необходи­мые для выбора путей освоения проблемы, которые с большей верок новому решению; в) способность экстрапо­лировать прежний опыт на новые ситуации; г) волевые качества, последовательность, логичность и методичность, критическое отно­шение к своим собственным выводам, необ­ходимые для постановки промежуточных целей, преодоление трудностей исполнения проекта в соответствии с намеченными сро­ками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: