В процессе проектирования раскрывается творческий характер сознания студента — с практической деятельностью неразрывно связывается мыслительная. Уже при поиске исходных идей студент как своеобразный исследователь через ознакомление с существующими подходами и их критической оценкой в результате активной мыслительной деятель- ности приходит к выработке методологиче ской установки. «Архитектура не профессия, в образ мышления»— этот афоризм Ле Корбюзье [179, 1965, № 3, с. 5] позволяет
оценить значение в архитектурном образовании обучения студента способности мыслить.
Мышление обращается к элементам прошлого опыта, комбинирует их по-новому и может добавлять к ним новые элементы.
Мысль архитектора облекается в форму зрительно-образных представлений. Уменье мысленным взором охватить всю картину в целом —«панорамность», целостность восприятия и способность к «свертыванию» цепи рассуждений с заменой их одним обобщающим понятием — образом являются специфическими особенностями творчества архитектора. Для зодчего характерно продуктивное дивергентное мышление, направленное на создание нового, в отличие от конвергентного мышления, остающегося в рамках формальной логики. Дивергентное мышление связано с развитием способностей (Лук А.): отойти от ожидаемого привычного; использовать ассоциативные переходы и логические разрывы; применять навыки, приобретенные при решении одной проектной задачи к решению другой; увязать новую информацию с прежним опытом; актуализировать1 информацию в нужный момент. Архитектора отличает также гибкость мышления, легкость ассоциирования и уменье увидеть путь к решению, используя информацию, не имеющую прямого отношения к проблеме —«боковое мышление», [47], уменье отказаться от замысла, не сулящего успеха, и быстро переключаться с одних явлений на другие.
Творческая одаренность и активность сознания архитектора проявляются в зоркости в поисках проблемы; в легкости генерирования идеи; в способности к оценке с опорой на эстетический критерий в процессе проектного моделирования; в умении легко облечь новую идею в графическую форму, совершенствовать первоначальный замысел и доводить его до конца.
Дивергентное мышление и активность сознания у студента — архитектора развиваются в учебной архитектурно-проектной деятельности. Переводя архитектурное проектирование в проблемную ситуацию, студент строит модель объекта, разрешающего поставленную проблему. Это совершается на некотором «фоне», образованном имеющимися знаниями, и ведет к развитию знаний. Наряду с практически-преобразовательной деятельностью, имеющей своим продуктом
наброски, рисунки, чертежи или макеты объекта, происходит познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является новое знание. Звенья проектно-познавательной деятельности — постоянные взаимопере- ходы практических задач в теоретические, и наоборот. В ходе обучения постепенно вырабатывается способность логического контроля.
Процесс проектирования должен предстать перед студентом как неразрывная связь практического и теоретического. Необходимо научить студента видеть непрерывность переходов практического в теоретическое и обратно в самых мельчайших звеньях проектной деятельности. Преобразуя проектную модель, студент должен уметь выявить эмпирические закономерности, обосновывающие его действия, а это уже начало теории. У студента формируются способности здравого суждения, комбинаторно-ассоциативные возможности сознания. Целевая ясность, единство замысла, четкая концепция направляют процесс и реализуются в композиции будущего сооружения. Усовершенствовать композицию — значит усовершенствовать мысль.
Успех творческих поисков студентов, своеобразие предлагаемых ими решений зависят от их трудолюбия, настойчивости и увлеченности идеей, от развития образного мышления, продуктивного воображения и интуиции, от способности отстаивать свои замыслы и критически относиться к собственным предложениям. В своей совокупности эти свойства делают из студента в конце обучения профессионально подготовленного архитектора. Одним из условий профессиональной деятельности архитектора является организация его сознания.
Сознание в деятельности играет двоякую роль: с одной стороны, оно выступает в качестве ее внутреннего компонента — механизма, побуждающего, толкающего деятельность изнутри, открывающего перспективы ее развития; с другой стороны, оно является средством рефлексии и контроля за ее ходом, средством внешнего управления деятельностью, источником формирования представлений о ее целях, средствах, методах, привлекаемых в деятельность как бы со стороны [210, с. 268].
В учебной архитектурно-проектной деятельности формируются такие свойства сознания студентов, как: а) изобретательность, инициатива, фантазия, оригинальность, необходимые для построения гипотезы, замысла и выбора проблемы; б) интуиция, проницательность, здравый смысл, память, необходимые для выбора путей освоения проблемы, которые с большей верок новому решению; в) способность экстраполировать прежний опыт на новые ситуации; г) волевые качества, последовательность, логичность и методичность, критическое отношение к своим собственным выводам, необходимые для постановки промежуточных целей, преодоление трудностей исполнения проекта в соответствии с намеченными сроками.