Первый этап: Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение

(Совокупность сообщений, подлежащих изучению, определяется набором заданных критериев: тип сообщений (романы, газетные публикации, дипломатические ноты), тип продуцента сообщений, стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, или получатель, или они оба), а также место распространения, частота появления, минимальный объем или длина, способ распространения и время появления сообщений. Первоочередная задача при подготовке к контент-анализу: выбрать среди этих критериев те, которые имеют е непосредственное отношение к исследованию.

2. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Но иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

3. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Единица анализа – это просто отдельный элемент или признак того сообщения, которое мы собираемся изучать, обсчитывать или оценивать. Тема – единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

ü она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

ü она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

ü она должна легко идентифицироваться;

ü число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку

4. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

ü физическая протяженность текстов;

ü площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

ü число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

ü длительность трансляции по радио или ТВ;

ü метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

ü количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

5. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: