Однако мужчины по-прежнему господствуют над женщинами, хотя формы такого господства существенно изменились. Динамика господства и подчинения делит человеческий опыт на две неравные части. При этом опыт подчиненной стороны обычно детально не рассматривается, поскольку он квалифицируется как несущественный. Значительная часть теоретиков
феминизма несогласна с этой тенденцией, стремится противодействовать традиционной недооценке женского способа бытия и мышления и выявлять такие его элементы, которые могут существенно обогатить абстрактное мышление.
В этом случае подчеркивается различие между полами. Отвергается сама идея о том, что женские добродетели и пороки имеют биологическую природу. Психоаналитический феминизм акцентирует телесные различия между полами. Женщины более эластичны и открыты для общения и менее отделены от собственного тела. При этом определенные части тела приобретают символическое значение и не имеют ничего общего с биологией. Например, Л.Иригарай пишет: «Женские гениталии, их две срамные губы есть основание женской речи. В отличие от лакановского «фаллоса» это такой способ языка и мышления, который охватывает все одновременно, не знает никаких ограничений, схватывает многое, связывает активность с пассивностью. Мужской и женский синтаксис принципиально чужды и несводимы друг к другу» (13, 24).
|
|
Правда, не все феминистки согласны с такой трактовкой женского тела. Дело в том, что само акцентирование различий между мужчиной и женщиной вытекает из традиционных структур господства. Тем самым способ анализа рационализирует и поддерживает данные структуры.
3.3. Бессилие
Если господство мужчин над женщинами пронизывает общество и культуру, то любое различие скрывает отношение господства и подчинения:
«По отношению к полу различие означает господство. Если женщины подтверждают существование таких различий, то это значит, что они согласны с теми качествами и свойствами, которые подтверждают их собственное бессилие» (6, 51).
На протяжении целых поколений ряд женских качеств ассоциировался с бессилием и вытекал из него. Например,
женщины склонны подчеркивать значение интимных связей в жизни человека. Однако это женское качество в значительной степени определяется тем, что женщины были исключены из политических отношений. Склонность женщин к бесконечным уговорам там, где надо употреблять совсем другие средства, объясняется тем, что они были отстранены от власти. Женская заботливость определяется отсутствием прав и порождает погруженность женщин в морально-психологические проблемы. В отношениях с людьми женщины склонны руководствоваться интуицией, симпатией и антипатией. Эти качества являются просто защитными чувствами индивидов, которые не в состоянии добиться осуществления собственной воли.
|
|
Стало быть, во всех качествах, традиционно приписываемых женщинам, можно обнаружить элементы женского бессилия. Они определяются властью, обладающей иерархической структурой.
Нетрудно убедиться, что фиксация подобия, различия и господства- подчинения в отношениях между полами позволяет описать их реальное многообразие. Если считать интересы определяющим качеством социальных отношений, то господствующие группы в отношениях с подчиненными руководствуются тремя мотивами:
1. Подчеркивание множества различий между властвующими и подвластными.
2. Пренебрежение к свойствам, характерным для подвластных.
3. Маскировка собственного господства.
Следовательно, в феминизме накапливается материал, который может быть использован для противодействия всем указанным мотивам поведения. В зависимости от конкретных целей такого противодействия в пространственно- временных обстоятельствах может осуществляться субординация эмпирического материала, понятий и концепций. Процесс борьбы с мужским господством помогает выработать новые средства, позволяющие устанавливать баррикады там, где они до сих пор казались совершенно неуместными.