го
ел 0\
7 8
Рис. 4.82. Задний ведущий мост грузовых автомобилей КамАЗ:
/ — шайба; 2 — контргайка; 3 — ступица; 4 — сапун; 5 — ведущий вал; 6, 7, 12 — шестерни; 8 — картер; 9 — балка; 10 — сателлит;
/7 — крестовина; 13 — корпус; 14 — полуось; 15 — гайка
О
Рис. 4.83. Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ:
сателлит; 5 |
ю а — продольный разрез; б ~ редуктор; в — схема; / — крышка; 2, 15 — чашки; 3, 6, 11, 13 — шестерни; 4 — а
^ 7 — ступица; 8 — труба; 9 — полуось; 10 — картер; 12 ~ корпус; 14 — балка
Межосевой дифференциал конический, симметричный, малого трения; имеет конструкцию, аналогичную межколесному дифференциалу. Межосевой дифференциал состоит из разъемного корпуса, крестовины, четырех сателлитов и двух конических шестерен привода среднего и заднего ведущих мостов. Блокировка межосевого дифференциала осуществляется специальным механизмом, корпус которого укреплен на картере дифференциала. Привод механизма блокировки дифференциала пневматический, рычаг его управления находится на щитке приборов в кабине водителя.
|
|
Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ (рис. 4.83) включает в себя стальную литую балку, двойную главную передачу, конический дифференциал и бесфланцевые полуоси.
К центральной части балки 14 моста прикреплен картер /^главной передачи и дифференциала. В полуосевые рукава балки моста запрессованы стальные толстостенные трубы 8, на которых на двух роликовых подшипниках установлены ступицы ведущих колес автомобиля.
Двойная главная передача — разнесенная. Она состоит из центральной и колесных передач.
Центральная передача выполнена в виде пары конических шестерен со спиральными зубьями и вместе с дифференциалом размещена в литом картере 10. Ведущая коническая шестерня //с валом установлена на трех роликовых подшипниках, а ведомая коническая шестерня 13 прикреплена к корпусу ^дифференциала. Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный.
Колесная передача — планетарная и состоит из ведущей (солнечной) шестерни 3, трех сателлитов 4, наружной 2 и внутренней 15 чашек и ведомой (коронной) шестерни 6. Все шестерни колесной передачи цилиндрические, прямозубые. Солнечная шестерня и сателлиты имеют наружные зубья, а коронная шестерня — внутренние зубья. Солнечная шестерня установлена на шлицах полуоси, а сателлиты — на роликовых подшипниках на осях 5, закрепленных в наружной и внутренней чашках колесной передачи, которые соединены болтами и жестко связаны балкой моста. Коронная шестерня и крышка / прикреплены к ступице 7 колеса автомобиля.
Передача крутящего момента от полуоси на ступицу колеса осуществляется через солнечную шестерню, сателлиты и коронную шестерню. Крышка /, коронная шестерня 6 и ступица 7 колеса образуют вращающийся картер, в который заливают масло для смазывания шестерен передачи и подшипников ступицы колеса. Внутренняя полость колесной передачи связана через сапун с окружающей средой.
|
|
Комбинированный мост. Этот мост выполняет функции ведущего и управляемого мостов одновременно.
Комбинированный мост (рис. 4.84, а) включает в себя главную передачу, дифференциал и привод ведущих управляемых колес. Главная передача 1 и дифференциал 2 имеют такую же конструкцию, как и главная передача и дифференциал заднего ведущего моста. Привод ведущих управляемых колес представляет собой карданные передачи с карданными шарнирами 4 равных угловых скоростей. Конструкция привода ведущих управляемых колес зависит от типа их подвески.
У грузовых автомобилей при зависимой подвеске колес (рис. 4.84, б) и неразрезной балке ведущего моста в приводе колес применяются карданные передачи с одним карданным шарниром Травных угловых скоростей. Крутящий момент к карданному шарниру 4 подводится от дифференциала 2 внутренней полуосью 3, Наружная полуось 5 имеет фланец, от которого крутящий момент передается на ступицу 6 колеса. Ступица установлена на поворотной цапфе в двух подшипниках, и полуоси 3 и 5 передают только крутящий момент.
Рис. 4.84. Схемы комбинированного моста (а) и привода (6, в, г) ведущих управляемых колес:
1 — главная передача; 2 — дифференциал; 3, 5 — полуоси; 4, 7 — карданные
шарниры; 6— ступица
У легковых автомобилей при независимой подвеске ведущих управляемых колес (рис. 4.84, в) обычно используют карданные передачи с двумя шарнирами 4 равных угловых скоростей. При этом внутренние шарниры обеспечивают вертикальные перемещения колес, а наружные шарниры — их поворот. При независимой подвеске колес иногда используют карданные передачи с двумя карданными шарнирами 7 неравных угловых скоростей и с одним карданным шарниром травных угловых скоростей (рис. 4.84, г).
Конструкции комбинированных мостов. На рис. 4.85 показан передний мост легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости.
Передний мост — комбинированный. Он выполняет функции ведущего и управляемого мостов одновременно и имеет постоянный привод от раздаточной коробки. Передний мост автомобиля включает в себя: картер, главную передачу, дифференциал и привод передних колес. Картер 4 переднего моста выполнен в виде неразъемного корпуса с развитой средней частью. Он отлит из
Рис. 4.85. Передний ведущий мост легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости:
/, 2, 9 — крышки; 3 — шпилька; 4 — картер; 5 — сапун; 6 — кронштейн; 7 — дифференциал; 8 — главная передача; 10, 11 — пробки; 12 — подшипник; 13 —
шарнир
алюминиевого сплава. К средней части корпуса прикреплены крышки 9 и 2. Крышка 9 отлита из алюминиевого сплава, а крышка.2 отштампована из листовой стали. В крышке 9 имеется сливное отверстие с резьбовой пробкой 10. По бокам корпуса изготовлены специальные фланцы для установки крышек 1 подшипников 12 корпусов внутренних шарниров 13 привода передних колес. Внутри картера переднего моста размешаются главная передача 8 и дифференциал 7. Картер переднего моста крепится к кронштейнам двигателя с помощью двух шпилек 3 и кронштейна 6. В картер моста через отверстие с резьбовой пробкой 11 заливается трансмиссионное масло. Внутренняя полость картера через сапун 5 сообщается с атмосферой.
Главная передача и дифференциал переднего моста имеют такое же устройство, как у заднего моста, и детали их унифицированы (см. рис. 4.77).
Привод передних колес передает крутящий момент от дифференциала к передним управляемым колесам. Привод передних колес (рис. 4.86) представляет собой карданную передачу, которая включает в себя вал, наружный и внутренний шарниры. Вал 10 привода выполнен сплошным. На концах вала имеются шлицы для установки наружного и внутреннего шарниров привода. Наружный шарнир привода передних колес состоит из корпуса /, обоймы 3, шести шариков 4 и сепаратора 7. Внутри корпуса шарнира и снаружи его обоймы имеются специальные канавки, в которых размещаются шарики. Шарики обеспечивают подвижное соединение корпуса и обоймы шарнира. Обойма 3 шарнира неподвижно закреплена на шлицевом конце вала 10 стопорным 2 и упорным 8 кольцами. Шарнир защищен от пыли, грязи и влаги чехлом Я который имеет защитный кожух 6. Чехол и кожух за-
|
|
2 34 56 78 9 5 10 6 9 5 8 11 2
Рис. 4.86. Привод передних колес легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости:
Л // — корпуса; 2, 8 — кольца; 3 — обойма; 4 — шарик; 5 — хомут; 6 — кожух; 7— сепаратор; 9 — чехол; 10 — вал
креплены хомутами 5. Корпус / наружного шарнира имеет шли-цевой наконечник, с помощью которого он соединяется со ступицей переднего колеса автомобиля. Внутренний шарнир привода передних колес имеет устройство, аналогичное наружному шарниру. Однако он несколько отличается от наружного шарнира по своей конструкции. Корпус // внутреннего шарнира также имеет шлицевой наконечник, которым он соединяется с полуосевой шестерней дифференциала переднего моста автомобиля. Конструкция шарниров привода передних колес позволяет передавать крутящий момент при значительных углах между валами, максимальные значения которых составляют 42° для наружного шарнира и 18° — для внутреннего. При сборке в шарниры закладывается специальная смазка в количестве 75 см3 в наружный шарнир и 150 см3 во внутренний. В процессе эксплуатации автомобиля шарниры в дополнительном смазывании не нуждаются.
Переднеприводные легковые автомобили ВАЗ имеют передние комбинированные мосты. Главная передача этих мостов одинарная, цилиндрическая, косозубая. Дифференциал конический, симметричный, малого трения, двухсателлитный. Главная передача и дифференциал размещены в едином картере с коробкой передач (см. рис. 4.35).
|
|
Привод передних колес переднеприводного автомобиля (рис. 4.87) состоит из двух карданных передач, каждая из которых включает в себя вал, наружный и внутренний шарниры. Вал 1 привода левого колеса выполнен сплошным, а вал 2 привода правого колеса — трубчатым. На концах валов изготовлены шлицы, на которых устанавливаются наружные /и внутренние //шарниры. Наружный /и внутренний //шарниры имеют аналогичное устройство и незначительно отличаются по своей конструкции. Каждый шарнир состоит из корпуса 3, обоймы 5, сепаратора 6 и шести шариков 7. Шарики размещаются в канавках, изготовленных в корпусе и обойме шарнира. У наружного шарнира / канавки в продольной плос- \ кости выполнены по радиусу, что обеспечивает передачу крутя-.| щего момента под углом до 42°. Обойма 5 наружного шарнира неподвижно закреплена на шлицевом конце вала привода стопорным 4 и упорным 10 кольцами. У внутреннего шарнира //канавки сделаны прямыми, что компенсирует изменение длины привода при движении за счет продольного перемещения обоймы 5 внутри корпуса шарнира. Продольное перемещение обоймы ограничивается фиксатором 12, установленным в канавке корпуса, и пластмассовым буфером 13, закрепленным в торце вала привода. \ Наружный и внутренний шарниры защищены от пыли, грязи и вла-: ги гофрированными чехлами 9, которые закреплены хомутами 8 < и //. Шлицевым наконечником наружный шарнир соединяется со ступицей переднего колеса автомобиля, а внутренний шарнир — ^ с полуосевой шестерней дифференциала коробки передач.
Рис. 4.87. Привод управляемых колес переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ:
/, 2 — валы; 3 — корпус; 4, 10 — кольца; 5 — обойма; 6 — сепаратор; 7 — шарик; 8, 11 — хомуты; 9 — чехол; 12 — фиксатор; 13 — буфер; /, // — наружный
и внутренний шарниры
При сборке шарниры заполняются специальной смазкой в количестве 40 см3 в наружный шарнир и 80 см3 во внутренний. Во время эксплуатации автомобиля шарниры не требуют дополнительного смазывания, если защитные чехлы обеспечивают их герметичность.
В переднеприводном легковом автомобиле с продольным расположением двигателя главная передача вместе с дифференциалом и полуосевыми фланцами размещена в картере 30 главной передачи (см. рис. 4.37). Ведущая шестерня 10, изготовленная вместе с ведомым валом 25, установлена на двух подшипниках и имеет осевой канал для подвода масла к подшипникам шестерен 26 и 28 соответственно I и II передач. Ведомая шестерня 31 главной передачи прикреплена самоконтрящимися болтами 35 к корпусу /дифференциала. Ось ведущей шестерни смещена вверх на 32 мм относительно оси ведомой шестерни. Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается регулировочными Шайбами 24. Ведущую шестерню фиксируют в требуемом осевом положении регулировочной самоконтрящейся гайкой 22.
Межколесный дифференциал конический, симметричный, двухсателлитный, малого трения. Он распределяет крутящий момент
поровну между ведущими колесами автомобиля. Корпус /дифференциала отлит из высокопрочного чугуна и установлен в подшипниках 9. Затяжку подшипников и зацепление зубьев ведущей 10 и ведомой 31 шестерен главной передачи регулируют регулировочными гайками 5, в которые запрессованы манжеты 6, исключающие утечку масла из картера главной передачи. Внутри корпуса дифференциала закреплена ось 2 с двумя сателлитами 3. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с шестернями 34, соединенными со шлицевыми концами полуосевых фланцев 7. Сателлиты и шестерни дифференциала выполнены прямозубыми и имеют сферические опорные поверхности, что исключает применение для них опорных шайб. На корпусе дифференциала напрессована пластмассовая ведущая шестерня 33 привода спидометра.
Полуосевые фланцы служат для передачи крутящего момента от дифференциала к приводу передних колес автомобиля.
Полуосевой фланец выполнен в виде сплошного вала. Внутренний конец его имеет шлицы, а наружный —- фланец. Внутренним концом он связан с шестерней 34, находящейся в корпусе дифференциала, а фланцем — с корпусом внутреннего шарнира привода передних колес.
От осевого смещения полуосевой фланец удерживается пружинным стопорным кольцом 8.
Привод передних колес автомобиля (рис. 4.88) состоит из двух карданных передач, каждая из которых включает в себя вал, наружный и внутренний шарниры. Вал 8 привода выполнен сплош- ' ным. На его концах изготовлены шлицы, на которых установлены наружный и внутренний шарниры. Шарниры имеют аналогичное устройство, но несколько отличаются по своей конструкции. Каждый шарнир состоит из корпуса 1, обоймы 3, сепаратора 2 и шести шариков 4. Шарики размешаются в канавках, изготовленных в корпусе и обойме шарнира.
I 10 11
У наружного шарнира канавки в продольной плоскости выполнены по радиусу, что обеспечивает передачу крутящего момента под углом 45°. Обойма наружного шарнира неподвижно закреплена на шлицевом конце вала привода стопорным кольцом 6. У внутреннего шарнира канавки сделаны прямыми, что обеспечивает передачу крутящего момента под углом до 18° и компенсирует изменение длины привода при движении за счет продольного перемещения обоймы внутри корпуса шарнира.
Перемещение обоймы ограничивается пружинным 13 и стопорным 10 кольцами, установленными в канавках вала привода. Наружный и внутренний шарниры защищены от пыли, грязи и влаги гофрированными чехлами 7, изготовленными из высокопрочной и эластичной резины. Чехлы закреплены на валу и корпусах шарниров хомутами 5 и 9.
Шлицевым наконечником наружный шарнир соединяется со ступицей 14 переднего колеса автомобиля, закрепленной само-
Рис. 4.88. Привод управляемых колес переднеприводных легковых автомобилей АЗЛК:
/ — корпус; 2 — сепаратор; 3 — обойма; 4 — шарик; 5, 9 — хомуты; 6, 10, 13 — кольца; 7 — чехол; 8 — вал; // — фланец; 12 — болт; 14 — ступица; 15 — гайка
Рис. 4.89. Передний ведущий мост грузовых автомобилей ГАЗ:
Кб — подшипники; 2 — ступица; 3 — фланец; 4, 9 — полуоси; 5 — цапфа; 7 — крышка; 8 — шаровая опора; 10 — шарнир равных угловых скоростей; // —
шкворень
контрящейся гайкой 15. Внутренний шарнир своим корпусом крепится шестью болтами 12 к полуосевому фланцу 11. При сборке шарниры заполняют смазочным материалом.
Передний ведущий мост грузовых автомобилей ГАЗ повышенной проходимости (рис. 4.89) имеет такую же конструкцию главной передачи и дифференциала, как и задний ведущий мост. На концах балки моста находятся шаровые опоры 8 поворотных цапф 5. Внутренняя полуось 9 моста соединена с наружной полуосью 4 карданным шарниром 10 равных угловых скоростей шарикового типа. Наружная полуось 4 расположена внутри полой поворотной цапфы 5.
Шкворень // выполнен разрезным, состоит из двух шипов, закрепленных в шаровой опоре 8. На шипах шкворня на роликовых подшипниках ^установлен корпус поворотной цапфы. Подшипники закрываются крышками. Верхняя крышка /одновременно является рычагом поворотной цапфы. Крутящий момент к переднему ведущему управляемому колесу подводится наружной полуосью 4 через фланец 3, установленный на ее шлицах, и ступицу 2, вращающуюся на двух конических роликовых подшипниках / на поворотной цапфе 5.
На рис. 4.90 представлена конструкция переднего ведущего моста грузовых автомобилей ЗИЛ высокой проходимости. Главная передача моста — двойная центральная. Она состоит из двух пар шестерен — конической //со спиральными зубьями и цилиндрической 8 с косыми зубьями. Дифференциал 9 конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный. Главная передача и дифференциал размещены в картере 10, который крепится к центральной части балки /2 моста. К концам балки моста прикреплены шаровые опоры 15 для поворотных цапф /. Внутри каждой поворотной цапфы размещена наружная полуось 2, которая соединяется с внутренней полуосью 13 шариковым карданным шарниром 14 равных угловых скоростей. На шлицах наружной полуоси установлен фланец 3 для крепления к ступице 5 ведущего управляемого колеса.
Шкворень для поворота колеса сделан разрезным и состоит из двух шипов 6, которые жестко закреплены в шаровой опоре. На шкворне на роликовых конических подшипниках /установлена поворотная цапфа, а на ней также на роликовых конических подшипниках 4 — ступица колеса, имеющего шину с регулируемым давлением.
Передний ведущий мост грузовых автомобилей «Урал» высокой проходимости показан на рис. 4.91. Главная передача и дифференциал расположены в картере, прикрепленном к балке моста. Главная передача моста — двойная центральная. Коническая пара шестерен главной передачи имеет спиральные зубья, а цилиндрическая пара шестерен — косые. Межколесный дифферен-
Рис. 4.91. Передний ведущий мост грузовых автомобилей «Урал» высокой
проходимости:
1,6 — полуоси; 2 — цапфа; 3 — фланец; 4, 7 ' — вилки; 5, 8 — кулачки; У — диск; 10 — шаровая опора; 11 — шип; 12 — шина; 13 — ступица
циал — конический, симметричный, малого трения, четырехса-теллитный. По концам балки моста установлены шаровые опоры 10 поворотных цапф, внутри которых размещены наружные полуоси. Наружная полуось / соединяется с внутренней полуосью 6 карданным шарниром равных угловых скоростей кулачкового типа. Вилки 4\\ 7карданного шарнира связаны с полуосями / и бшлице-выми соединениями. В вилках могут поворачиваться кулачки 5 и 8, которые шарнирно соединены между собой диском Р, входящим в их вырезы. При передаче крутящего момента, когда наружная и
12 3 4 5 |
внутренняя полуоси могут располагаться под углами до 50°, каждый из кулачков поворачивается одновременно относительно вилки и оси диска.
Наружная полуось 1 крепится к ступице 13 колеса при помоши зубчатого фланца 3, Шкворень поворотной цапфы состоит из двух отдельных шипов 11, закрепленных в шаровой опоре. На шлицах шкворня на конических роликовых подшипниках установлена поворотная цапфа 2 колеса. Шина 12 колеса имеет регулируемое давление воздуха в пределах 0,05...0,35 МПа.
На рис. 4.92 представлен передний ведущий мост четырехосного грузового автомобиля МАЗ. Колеса моста имеют независимую подвеску. Главная передача моста разнесенная. Центральная коническая передача 1 вместе с коническим четырехсателлитным симметричным дифференциалом малого трения расположены в картере, установленном на раме автомобиля.
Колесные передачи 4 планетарного типа. Связь между центральной и колесной передачей осуществляется через внутреннюю полуось 2, карданную передачу 3 с двумя карданными шарнирами 7 неравных угловых скоростей, шариковый карданный шарнир 6 равных угловых скоростей и наружную полуось 5 разгруженного типа.
Передний управляемый мост. Поперечная балка с ведомыми управляемыми колесами, к которым не подводится крутящий момент от двигателя, называется передним управляемым мостом. Этот мост не ведущий и служит для поддержания несущей системы автомобиля и обеспечения его поворота.
Передние управляемые мосты различных типов широко применяются на легковых, грузовых автомобилях и автобусах с колесной формулой 4 х 2, а также на грузовых автомобилях с колесной формулой 6 х 4.
В зависимости от типа подвески управляемых колес передние мосты автомобилей могут быть неразрезными и разрезными. В неразрезных мостах управляемые колеса непосредственно связаны с балкой моста. В разрезных мостах связь управляемых колес с балкой моста осуществляется через подвеску. Неразрезные мосты применяются на грузовых автомобилях и автобусах при зависимой подвеске колес. Разрезные мосты устанавливаются на легковых автомобилях и автобусах при независимой подвеске колес.
Передний неразрезной мост (рис. 4.93, а) представляет собой балку 4 с установленными по обоим концам поворотными цапфами 2. Балка кованая стальная, обычно двутаврового сечения. Средняя часть балки выгнута вниз для более низкого расположения двигателя и центра тяжести автомобиля с целью повышения его устойчивости. В бобышках балки закреплены неподвижно шкворни 3, на которых установлены поворотные цапфы 2. На поворотных цапфах на подшипниках установлены ступицы с управляемыми