При включении прямой передачи шестерня 4 вводится в зацепление с шестерней 5, и валы /и 7 соединяются напрямую. При включении переднего моста вводятся в зацепление шестерня 9 с шестернями 5и //. Для включения понижающей передачи шестерня 4 вводится в зацепление с шестерней 2. Перед включением понижающей передачи необходимо включить передний мост, иначе передача не включится. Передний мост может быть включен и без понижающей передачи.
Механизм переключения передач раздаточной коробки имеет блокирующее устройство (замок), препятствующее включению понижающей передачи, если выключен передний мост, или выключению моста, если включена понижающая передача. Блоки-
3 4 5 6 7 |
А в
Рис, 4.53. Раздаточная коробка грузовых автомобилей ГАЗ повышенной
проходимости:
а — продольный разрез; б, в — механизм переключения; / — ведущий вал; 2, 4, 5, 9, 11 — шестерни; 3 — картер; 6— крышка; 7, 10 — валы привода мостов; <?— ' промежуточный вал; 12, 13, 18, 19, 20 — выемки; 14, 17 — ползуны; 15, 16 —
сухари
|
|
рующее устройство предохраняет механизмы привода колес заднего ведущего моста от перегрузок. Устройство состоит из двух сухарей 15 и 16 и разжимной пружины, которые находятся в картере между ползунами 14 и 17. Под действием разжимной пружины сухари входят в выемки ползунов. На ползуне 14 переключения передач имеется три выемки. В среднюю глубокую выемку 12 сухарь 15 входит при нейтральном положении шестерни 4, а в крайние меньшей глубины выемки 13 и 20 — при включении соответственно прямой и понижающей передач. Между выемками 12 и 13 выполнена лыска. Ползун 7 7 имеет две выемки — глубокую 18 для включения переднего моста и меньшей глубины 19 для выключения переднего моста. Положение ползунов, соответствующее включению переднего моста и прямой передачи, показано на рис. 4.53, 6, а понижающей передачи и переднего моста — на рис. 4.53, в. Выключить передний мост при включенной понижающей передаче невозможно, так как зазор между сухарями бло-
кирующего устройства меньше глубины выемки 18. При включенном переднем мосту сухарь 15 из выемки 12 можно переместить только в выемку 13 по лыске на ползуне 14.
Привод управления раздаточной коробкой имеет два рычага. Один рычаг служит для переключения передач и связан с ползуном 14. Другой рычаг служит для выключения переднего моста, он соединен с ползуном 17. Включать передний мост можно без выключения сцепления, так как скорости вращения шестерен 9 и //практически одинаковы.
Раздаточная коробка полноприводных грузовых автомобилей КамАЗ показана на рис. 4.54. Коробка двухступенчатая с повышающей (ик = 0,92) и понижающей (ик = 1,69) передачами и дифференциальным приводом ведущих мостов.
|
|
В картере 17 на подшипниках установлены ведущий вал 1 с ведущей шестерней 2 и шестерней 4 отбора мощности, промежу-точный вал 27 с промежуточной шестерней 29 и шестерней 8 понижающей передачи, вал 21 привода переднего моста с шестерней 18 повышающей передачи и вал 11 привода среднего и заднего ведущих мостов.
На валу //установлен цилиндрический межосевой дифференциал 16. Он состоит из разъемного корпуса, обоймы 12, четырех сателлитов 10, коронной шестерни 13 и шестерен 14 и 15.
При движении автомобиля по хорошей дороге дифференциал должен быть разблокирован, так как передний мост постоянно включен. В этом случае происходит равномерное распределение крутящего момента между передним, средним и задним ведущими мостами и устраняются перегрузки в трансмиссии.
При движении в тяжелых дорожных условиях дифференциал должен быть заблокирован для повышения проходимости автомобиля. Блокировка дифференциала осуществляется пневматическим приводом при помощи пневматической камеры 23, между корпусом и крышкой которой установлена резинотканевая диафрагма 25. Сжатый воздух поступает в полость между крышкой и диафрагмой, перемещает диафрагму и через шток 24 вилкой 22 передвигает муфту 20. В результате вал 21 привода переднего моста соединяется с корпусом дифференциала 16, дифференциал блокируется, а валы 21 и // привода ведущих мостов жестко соединяются и вращаются с одинаковой скоростью.
Переключение передач в раздаточной коробке также осуществляется пневматическим приводом при помощи камер 23, воз-Дух в которые поступает через электропневмоклапаны 26. Для включения повышающей передачи муфта 19 вводится в зацепление с зубчатым венцом шестерни 18. При включении понижающей передачи муфта 28 соединяет шестерни 29 и 8. Для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется блокирующий механизм.
2 3 4 5 6 |
21 20 19 1817 16 15 14 13 12
Рис. 4.54. Раздаточная коробка полноприводных грузовых автомобилей
КамАЗ:
/ — ведущий вал; 2, 4, 8, 13, 14, 15, 18, 29 — шестерни; 3 — крышка; 5, 19, 20, 28— муфты; 6— коробка отбора мощности; 7 — маслосборник; 9— подшипник; 10 — сателлиты; 11, 21 — валы привода мостов; 12 — обойма; 16 — дифференциал; 17 — картер; 22 — вилка; 23 — пневмокамера; 24 — шток; 25 — диафрагма; 26— электропневмоклапан; 27 — промежуточный вал
В раздаточной коробке имеется люк, закрытый крышкой 3, \ для установки специальной коробки отбора мощности, а также; маслосборник 7 для смазывания наиболее нагруженного роликового подшипника 9. К раздаточной коробке прикреплена коробка 6 отбора мощности на лебедку с муфтой 5 включения и выключения.
Раздаточная коробка полноприводных грузовых автомобилей ЗИЛ показана на рис. 4.55. Коробка двухступенчатая, с прямой (ик = 1) и понижающей (ик - 2,08) передачами, блокированным приводом переднего моста и несоосными валами привода ведущих мостов. Коробка не имеет промежуточного вала.
В картере 5 и крышке 7 раздаточной коробки на подшипниках установлены ведущий вал 1, вал 15 привода переднего ведущего моста и вал 10 привода среднего и заднего мостов. При этом задний конец вала / установлен в выточке вала 10 на цилиндрическом роликовом подшипнике. На ведущем валу 1 закреплена шпонкой шестерня 2 понижающей передачи и на шлицах установлена скользящая шестерня 4 включения прямой передачи. Вал 10 привода задних мостов изготовлен за одно целое с шестерней 6, имеющей внутренний зубчатый венец. На валу закреплена шестерня б3 привода спидометра. На валу 15 привода переднего моста свободно установлены на игольчатых подшипниках промежуточные косо-зубые шестерни 12 и 14 понижающей передачи, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 2 и 6 ведущего вала и вала привода задних мостов. Подвижная муфта 13, установленная на
|
|
2 3 4 5 6 7 8 9
14 13 Рис. 4.55. Раздаточная коробка грузовых автомобилей ЗИЛ:
' — ведущий вал; 2, 4, 6, 8, 12, 14 — шестерни; 3, 7— крышки; 5 — картер; 9 — т°рмозной механизм; 10, 15 — валы привода ведущих мостов; 11, 13 — муфты
зубчатом венце шестерни 14, служит для включения понижающей передачи, а муфта 11, установленная на зубчатом венце шестерни 12, — для включения переднего моста.
При включении прямой передачи скользящая шестерня 4 входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 6, и ведущий вал 1 и вал привода задних мостов соединяются напрямую. При включении понижающей передачи муфта 13 соединяет шестерни 14 и 12, и крутящий момент передается на средний и задний ведущие мосты. Одновременно с этим муфта 11 автоматически соединяет шестерню 12 с зубчатым венцом вала 15, и крутящий момент передается на передний ведущий мост.
Механизм переключения передач имеет шариковые фиксаторы, исключающие самопроизвольное включение передач, и шариковый блокирующий механизм, препятствующий одновременному включению обеих передач. Переключение передач в раздаточной коробке производится специальным рычагом.
Автоматическое включение переднего моста осуществляется с помощью электропневматического привода и только при включении понижающей передачи раздаточной коробки. Это упрощает управление автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью и предохраняет задние ведущие мосты от перегрузки на понижающей передаче. При необходимости (например, при движении на скользкой дороге) передний мост может быть включен принудительно при прямой передаче раздаточной коробки с помощью специального переключателя, расположенного на переднем щитке приборов.
На раздаточной коробке установлен центральный трансмиссионный (стояночный) тормозной механизм 9. Крышка 3 закрывает люк в картере 5, предназначенный для присоединения коробки отбора мощности. Отбор мощности производится от шестерни 2 ведущего вала /. В крышке люка находится сапун, предотвращающий появление избыточного давления в раздаточной коробке вследствие изменения температуры.
|
|
На рис. 4.56 представлена раздаточная коробка легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости с постоянно включенным передним мостом.
Раздаточная коробка двухступенчатая с соосными валами привода ведущих мостов с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и ручным управлением. Две передачи (низшая и высшая) с передаточными числами 2,135 и 1,2 позволяют увеличить передаточные числа трансмиссии и удвоить общее число передач, что дает возможность эффективнее использовать автомобиль в различных дорожных условиях. Межосевой дифференциал обеспечивает постоянный привод переднего и заднего ведущих мостов, что повышает устойчивость автомобиля. Принудительная блокировка дифференциала повышает проходимость автомобиля.
Высшая передача в раздаточной коробке включается при движении по дорогам с твердым покрытием и хорошим сцеплением, а низшая передача — для преодоления крутых подъемов, при движении по мягким грунтам и для получения минимальной устойчивой скорости движения на дорогах с твердым покрытием. Блокировка дифференциала производится при преодолении труднопроходимых участков дорог. Переключение передач и блокировка дифференциала производятся с помощью рычагов, установленных на раздаточной коробке.
В картере 6 раздаточной коробки, отлитом из алюминиевого сплава, на подшипниках установлены ведущий 8 и промежуточный 9 валы, валы привода переднего 22 и заднего 11 мостов с фланцами 23 и корпус 10 дифференциала.
На ведущем валу #свободно установлены косозубые шестерни высшей 4 и низшей 7 передач, имеющие зубчатые венцы и находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала 9, который выполнен в виде блока шестерен. Между шестернями 4 и 7 на валу неподвижно закреплена ступица муфты 5 переключения передач, имеющая внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта. При включении высшей передачи муфта 5 переключения передач стопорит на ведущем валу 8 свободно вращающуюся шестерню 4, а при включении низшей передачи — шестерню 7 Блок шестерен промежуточного вала 9 находится в постоянном зацеплении с косозубой ведомой шестерней 18, прикрепленной болтами к корпусу 10 дифференциала, который состоит из двух частей и установлен на подшипниках 19. На корпусе дифференциала на шлицах находится подвижная муфта 20 блокировки дифференциала. Внутри корпуса дифференциала установлена ось 14 с двумя сателлитами 13, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями 17 и 12, которые связаны с шлицевыми концами валов 22 и 11 привода переднего и заднего ведущих мостов автомобиля. Вал 22 привода переднего моста в отличие от вала // привода заднего моста выполнен более длинным и имеет зубчатый венец 2/для блокировки дифференциала. При блокировке дифференциала подвижная муфта 20 соединяет вал 22 с корпусом 10 дифференциала. На картере 6 установлен редуктор / привода спидометра, соединенный с промежуточным валом 9.
Механизм переключения передач раздаточной коробки состоит из рычага переключения 30, ползуна 29, вилки 31 и шарикового фиксатора 32. Рычаг 30 шарнирно установлен на оси 27 в проушинах кронштейна. Рычаг имеет фигурный конец, который входит в паз ползуна 29 и уплотняется в нем пружиной 25. На ползуне закреплена вилка 31, входящая в выточку муфты 5 переключения передач. Шариковый фиксатор 32 удерживает ползун 29 в нейтральном и включенном положениях.
а
Рис. 4.56. Раздаточная коробка легковых автомобилей ВАЗ повышенной
проходимости:
а, б — общий вид; в — дифференциал; г — схема; / — редуктор привода спидометра; 2— пробка; 3 — кронштейн; 4, 7, 12, 17, 18— шестерни; 5, 20— муфты; 6 —■ картер; 8, 9 — ведущий и промежуточный валы; 10 — корпус дифференциала; 11, 22 — валы привода ведущих мостов; 13 — сателлит; 14, 16, 27 — оси; 15 — подушка; 19 — подшипник; 21 — зубчатый венец; 23 — фланец; 24, 31 — вилки; 25 — пружина; 26, 29 — ползуны; 28, 30 — рычаги; 32 — фиксатор
Привод блокировки дифференциала имеет устройство, аналогичное механизму переключения передач раздаточной коробки. Привод состоит из рычага 28, ползуна 26 с вилкой 24 и шарикового фиксатора 32. Раздаточная коробка крепится к кузову автомобиля на двух опорах, установленных на осях 16. Каждая опора состоит из кронштейна 3, в который запрессована резиновая подушка 15. Под опорами подвески раздаточной коробки размещаются регулировочные прокладки для ее центровки и правильной
установки по отношению к коробке передач. В раздаточную коробку через отверстие с резьбовой пробкой 2 заливается трансмиссионное масло. Внутренняя полость раздаточной коробки сообщается с атмосферой через сапун.
На рис. 4.57 показана раздаточная коробка легкового автомобиля повышенной проходимости с передним ведущим мостом, включаемым при движении в тяжелых дорожных условиях и выключаемым на дорогах с усовершенствованным покрытием.
Раздаточная коробка двухступенчатая, с несоосными валами привода ведущих мостов и ручным управлением. Две передачи (прямая и низшая) с передаточными числами 1,0 и 1,94 увеличивают диапазон передаточных чисел коробки передач и тяговую силу на ведущих колесах автомобиля, повышая его проходимость.
На шлицах ведущего вала /установлена подвижная шестерня 2, предназначенная для включения прямой и низшей передач. При введении в зацепление шестерни 2 с шестерней 3 вала привода заднего моста валы I и 4 соединяются между собой и включается прямая передача. При зацеплении шестерни 2 с шестерней 9 промежуточного вала 6 включается низшая передача. На шлицах промежуточного вала 6 установлена подвижная шестерня 5 для включения и
а
Рис. 4.57. Раздаточная коробка легкового автомобиля повышенной
проходимости:
а — продольный разрез; 6 — механизм управления; / — ведущий вал; 2, 3, 5, 7,
9 — шестерни; 4, В — калы привода мостов; 6 — промежуточный вал; 10 —
картер; //, 12— рычаги; 13 — ползун; 14— шток; 15— шарик; 16 — вилка
выключения переднего моста. При выведении шестерни 5 из зацепления с шестерней 7 вала # выключается передний мост автомобиля, но зацепление шестерни 7 с шестерней 3 вала 4 привода заднего моста сохраняется. Картер 10 раздаточной коробки отлит из чугуна и имеет разъем в плоскости, перпендикулярной осям валов привода, которые уплотнены манжетами.
Механизм включения низшей передачи и переднего моста состоит из вилок 16, установленных подвижно на штоках 14. Вилки пходят в проточки шестерен 2 и 5 и могут перемещаться на штоках с помощью рычагов, закрепленных на ползунах 13, соединенных с рычагами управления. Рычаг 11 служит для переключения передач, а рычаг 12 — для включения и выключения переднего моста.
Для предохранения трансмиссии автомобиля от перегрузок при включении низшей передачи, если не включен передний мост, служит стальной шарик 15. Шарик размещен в канале между ползунами 13 и не позволяет включать низшую передачу, пока не включен передний мост.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение раздаточных коробок?
2. На каких типах автомобилей и с какой целью применяются раздаточные коробки?
3. Какие эксплуатационные свойства автомобиля и почему улучшает раздаточная коробка?
4.5. Карданная передача
Назначение и типы. Карданной называется передача, осуществляющая силовую связь механизмов автомобиля, валы которых несоосны или расположены под углом.
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между валами механизмов, взаимное положение которых может быть постоянным или меняться при движении автомобиля. В зависимости от типа, компоновки и конструкции автомобиля карданная передача может передавать крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке или к главной передаче ведущего моста, от раздаточной коробки к главным передачам ведущих мостов, между главными передачами среднего и заднего ведущих мостов, от полуосей к передним ведущим и управляемым колесам, от главной передачи к ведущим колесам с независимой подвеской. Карданная передача может также применяться в приводе от коробки отбора мощности к вспомогательным механизмам (лебедка и др.) и для связи рулевого колеса с рулевым механизмом.
Для соединения механизмов автомобиля применяются различного типа карданные передачи (рис. 4.58).
Карданная передача |
а. б — 4x2; е— 4x4; •? — карданный ват; 4 |
— По числу валов |
I— По числу шарниров |
По типу шарниров —
-— \ Одновальная -*• ] Одношарнирная |
Двухвальная |
Двухшарнирная |
С шарнирами неравных угловых скоростей
Многовальная |
Многошарнирная |
С шарнирами равных угловых скоростей
Рис. 4.58. Типы карданных передач, классифицированных по различным признакам
Одновальные карданные передачи (рис. 4.59, а) применяются на легковых автомобилях с короткой базой (расстояние между передними и задними колесами) и колесной формулой 4x2 для соединения коробки передач / с задним ведущим мостом 4. Такая карданная передача состоит из карданного вала 3 и двух карданных шарниров 2.
Двухвальная карданная передача (рис. 4.59, б) применяется на автомобилях с длинной базой и колесной формулой 4x2 для связи коробки передач с задним ведущим мостом. Передача включает в себя два карданных вала, три карданных шарнира и промежуточную опору 5. Эта карданная передача получила наибольшее распространение на легковых, грузовых автомобилях и автобусах ограниченной проходимости.
На автомобилях повышенной проходимости с колесной формулой 4x4 используются три одновальные карданные передачи (рис. 4.59, в) для соединения соответственно коробки передач с раздаточной коробкой 6, а также раздаточной коробки с задним и передним 7 ведущими мостами.
На автомобилях высокой проходимости с колесной формулой 6x6 (рис. 4.59, г) и индивидуальным приводом ведущих мостов раздаточная коробка соединяется с задним ведущим мостом двух-вальной карданной передачей с промежуточной опорой 8. Связь коробки передач с раздаточной коробкой с передним и средним 9 ведущими мостами этих автомобилей осуществляется одноваль-ными карданными передачами.
В автомобилях высокой проходимости с колесной формулой 6x6 и со средним проходным ведущим мостом (рис. 4.59, д) для связи коробки передач с раздаточной коробкой и раздаточной коробки с ведущими мостами используются одновальные карданные передачи. При этом обеспечивается привод дополнительного редуктора /Переднего моста.
Одновальные и двухвальные карданные передачи, используемые для соединения коробки передач, раздаточной коробки И ведущих мостов автомобилей, имеют карданные шарниры нерав-
Рис. 4.59. Карданные передачи для автомобилей с различными колесными формулами:
г, д — 6 х 6; 1 — коробка передач; 2 — карданный шарнир;, 7, 9 — ведущие мосты; 5, 8 — промежуточные опоры; 6 — раздаточная коробка; 10 — редуктор
ных угловых скоростей. Карданные передачи с шарнирами равных угловых скоростей на автомобилях применяются для привода передних управляемых и одновременно ведущих колес.
Карданные шарниры. Карданным шарниром, или карданом, называется подвижное соединение, обеспечивающее передачу вращения между валами, оси которых пересекаются под углом.
В автомобилях применяются карданные шарниры неравных и равных угловых скоростей.
Карданный шарнир неравных угловых скоростей (асинхронный) состоит из вилки 1 (рис. 4.60, а) ведущего вала, вилки 3 ведомого вала и крестовины 2, соединяющей вилки с помощью игольчатых подшипников. Вилка 3 может поворачиваться относительно оси 00 крестовины и одновременно с крестовиной поворачиваться относительно оси 0\0\ при передаче вращения с ведущего вала на ведомый при изменяющемся угле у между валами.
Если ведущий вал повернется на некоторый угол а, то ведомый вал за это время повернется на какой-то другой угол р и соотношение между углами поворота валов будет:
Г§а = Т§рсозу.
Следовательно, валы вращаются с разными скоростями (ш[ ф а>2), а ведомый вал — еще и неравномерно. Неравномерность вращения валов тем больше, чем больше угол у между валами. При этом, неравномерное вращение валов вызывает дополнительную динамическую нагрузку на детали трансмиссии и увеличивает их изнашивание.
Для устранения неравномерного вращения используют два кар- (, данных шарнира неравных угловых скоростей, которые устанавливают на концах карданного вала. При этом вилки карданных шарниров, соединенные с карданным валом, располагаются в одной плоскости. Тогда неравномерность вращения, создаваемая, первым карданным шарниром, выравнивается вторым карданным,
шарниром, и ведомый вал вращается равномерно со скоростью ведущего вала.
Карданные шарниры неравных угловых скоростей допускают передачу вращения при углах у между валами до 15...20°.
Карданный шарнир равных угловых скоростей (синхронный) состоит из фасонных вилок (рис. 4.60, 6), изготовленных за одно целое с ведущим 4 и ведомым 5 валами. Вилки имеют овальные делительные канавки, в которых находятся рабочие шарики 6. Центрирование вилок осуществляется шариком 7, размещенным в сферических углублениях внутренних торцов вилок.
Вращение с вала 4 на вал 5 передается через рабочие шарики 6. Канавки вилок имеют специальную форму, которая независимо от изменения угла у между валами обеспечивает расположение рабочих шариков в плоскости АЛ, делящей угол 9 пополам. В результате этого оба вала вращаются с равными скоростями (щ = со2).
Шариковый шарнир такого типа может передавать вращение при углах у между валами, достигающих 30...32°.
Шарнир прост по конструкции и сравнительно недорог при изготовлении. Однако он имеет ускоренное изнашивание из-за наличия скольжения рабочих шариков относительно канавок и высокого давления между шариками и канавками.
Конструкции карданных передач. На рис. 4.61 представлена карданная передача короткобазного автомобиля ограниченной проходимости. Карданная передача одновальная, двухшарнирная, с карданами неравных угловых скоростей. Передача состоит из трубчатого карданного вала 8, к одному концу которого приварена вилка Р, а к другому концу наконечник 5 со шлицами. Наконечник соединен с подвижной в осевом направлении шлицевой втулкой 4, приваренной к вилке 3 карданного шарнира. Такое подвижное шлицевое соединение называется компенсирующим устройством. Оно обеспечивает изменение длины карданной передачи при перемещении ведущего моста относительно коробки передач
Рис. 4.60. Карданные шарниры:
а — неравных угловых скоростей; 6 — равных угловых скоростей; 1,3— вилки;
2 — крестовина; 4, 5 — валы; 6, 7 — шарики; щ, щ — угловые скорости ведущего
и ведомого валов соответственно; у, 0 — углы между валами
Рис. 4.61. Карданная передача короткобазного автомобиля:
', 9, 10 — вилки; 2 — крестовина; 4 — втулка; 5 — наконечник; 6 — манжета;
7— чехол; 8 — вал
во время движения автомобиля. Шлицевое соединение смазывают через масленку. Оно уплотняется манжетой 6 и защищается от грязи резиновым гофрированным чехлом 7.
Вилки 3 и 9 соединяются с вилками 1 и 10 карданных шарниров крестовинами 2 и игольчатыми подшипниками, которые смазываются через масленку в крестовине. Каждый подшипник состоит из стального стакана с иголками, закрепленного в проушине вилки и уплотненного манжетой для удержания смазочного материала и защиты от воды и грязи. Вилки 1 и 10 через свои фланцы болтами прикрепляются к фланцам, которые установлены на концах валов карданной и главной передач. При таком фланцевом креплении карданной передачи очень удобны ее монтаж и демонтаж на автомобиле.
В легковых автомобилях ГАЗ, имеющих удлинитель в коробке передач, применяют одновальную карданную передачу, двухшар-нирную, с карданами неравных угловых скоростей. Карданная передача (рис. 4.62) включает в себя карданный вал 5 и два карданных шарнира. Вилка 3 карданного шарнира установлена подвижно в осевом направлении на шлицах вторичного вала 2 коробки передач /, что компенсирует изменение расстояния между коробкой передач и задним ведущим мостом при движении автомобиля. Другая вилка 4 карданного шарнира приварена к стально-) му трубчатому карданному валу 5. К другому концу карданного,' вала также приварена вилка 7, которая соединяется с вилкой 9 крестовиной <?с игольчатыми подшипниками 10. Вилка ^связана1