Общие сведения

Специализированным подвижным составом называются автомо­бильные транспортные средства, предназначенные для перевозки определенных видов грузов или оборудованные специальными погрузочно-разгрузочными устройствами.

К специализированному подвижному составу относятся оди­ночные автомобили и автопоезда следующих типов: самосвалы, самопогрузчики, фургоны и рефрижераторы, цистерны, трубо­возы, металловозы, контейнеровозы, тяжеловозы, лесовозы, для перевозки строительных конструкций, сельскохозяйственного производства и др.

Специализация подвижного состава достигается главным об­разом установкой специализированных кузовов и дополнитель­ного оборудования на шасси базовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. При этом тип кузова и его конструкция зависят в основном от вида перевозимого груза, его свойств и массогаба-ритных параметров.

Специализация также достигается путем изменения шасси ав­томобиля и созданием узкоспециализированных конструкций (карь­ерные самосвалы и др.).

Совершенствование конструкции может быть достигнуто мак­симальным использованием грузоподъемности шасси, исключени­ем внешнего воздействия на качество грузов в процессе перевоз­ки и повышением удобства и эффективности погрузочно-разгру-зочных работ.

По сравнению с обычным специализированный подвижной состав имеет следующие преимущества:

обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозке и воз­можность перевозки специфических видов груза;

повышает безопасность и улучшает санитарно-гигиенические условия перевозки некоторых видов грузов;

снижает затраты на тару и упаковку грузов;

обеспечивает более высокую механизацию погрузочно-разгру-зочных работ.

Лучшая сохранность грузов при перевозке обеспечивается изо­термическими фургонами, рефрижераторами и цистернами, а возможность перевозки специфичных видов грузов (жидких, сы-



пучих, длинномерных, тяжеловесных и др.) — цистернами, тру­бовозами, тяжеловозами и др.

Повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиениче­ских условий перевозки обеспечивают цистерны для транспорти­рования химических продуктов и сыпучих грузов, а снижение затрат на тару и упаковку грузов — фургоны.

Более высокую механизацию погрузочно-разгрузочных работ обеспечивают самосвалы, самопогрузчики и цистерны с пневма­тической разгрузкой.

Однако специализированный подвижной состав имеет большую первоначальную (при изготовлении) стоимость, повышенную тру­доемкость обслуживания, обусловливающую необходимость бо­лее высокой квалификации водителей, сложность полезного ис­пользования обратных рейсов, что препятствует широкому рас­пространению этого вида транспортных средств.

11.2. Автомобили и автопоезда-самосвалы

Основные типы самосвалов. Автомобилями и автопоездами-само­свалами называются специализированные автотранспортные сред­ства, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалоч­ных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требу­ющих осторожности при разгрузке.

Самосвалы разделяются по назначению, направлению разгрузки и типу используемого шасси подвижного состава (рис. 11.1).

Из всех типов специализированного подвижного состава само­свалы имеют наибольшее распространение, так как применение их позволяет значительно сократить время и расходы на разгру-

Самосвалы

По назначению
По направлению разгрузки

По типу шасси

Строительные
С задним опрокидыванием
Карьерные

На шасси грузового автомобиля

С боковым опрокидыванием

На шасси прицепа

Сельско­хозяйственные

На шасси полуприцепа

С трехсторонним опрокидыванием

Рис. 11.1. Типы самосвалов, классифицированных по различным при­знакам


зочные работы. Самосвалы составляют приблизительно третью часть грузового автомобильного парка страны.

Строительные самосвалы (рис. 11.2, а, б) служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и др.), жидких строительных растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и различных промышленных грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).

Строительные самосвалы изготавливают на базе шасси основ­ных моделей грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной дли­ной, укороченной базой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.

Меньшая длина и укороченная база улучшают маневренность самосвала, надрамник усиливает укороченную раму, работающую и тяжелых нагрузочных условиях, а подъемный механизм обеспе­чивает разгрузку грузового кузова. Грузоподъемность самосвала по сравнению с базовой моделью несколько снижается из-за большей массы его кузова, массы надрамника и подъемного механизма.

Строительные самосвалы предназначены для движения по до­рогам и поэтому имеют колесную формулу 4x2 или 6 х 4. Они могут быть оснащены бензиновыми двигателями или дизелями и иметь относительно высокие максимальные скорости движения (70...90 км/ч). Их грузоподъемность составляет 2,25... 12 т, вмести­мость грузового кузова 2...7,2 м3, опрокидывание кузова заднее, угол подъема кузова при разгрузке 48...60°, а время его подъема и опускания 15...20 с. Строительные самосвалы являются наиболее распространенными из всех типов самосвалов.

В России выпускается целый ряд моделей строительных само­свалов и их модификаций. Среди них наибольшее распространение имеют самосвалы, выполненные на базе шасси грузовых автомо­билей ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ.

Новые строительные самосвалы по сравнению с выпускаемы­ми имеют большие грузоподъемность и объем грузового кузова, более мощные двигатели и повышенные тяго во-скоростные свой­ства.

Карьерные самосвалы (рис. 11.2, в) предназначены для перевоз­ки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, камен­ный уголь и др.). Они служат для работы вне дорог, и их движение по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и высокого удельного давления колес на поверхность дороги. Дви­жение карьерных самосвалов по дорогам обычного назначения воз­можно только без груза при перемещении их с одного объекта работы на другой при условии, что их осевые нагрузки и удельное давление колес на дорогу не превышают допустимых.

Карьерные самосвалы характеризуются колесной формулой 4x2, имеют короткие базы, дизели большой мощности (300...





1700 кВт), автоматические трансмиссии (гидромеханические, элек­трические), гидропневматические подвески, одно- и двухмест­ные кабины. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоро-стные свойства (максимальные скорости 50...60 км/ч), высокую маневренность и плавность хода, а также хорошие условия для работы водителей. Эти самосвалы обладают высокой прохо­димостью благодаря большому дорожному просвету (500...700 мм), большому диаметру (1,5...2,5 м) и значительной ширине колес (0,5 м и более), грузоподъемность карьерных самосвалов 30... 180 т, вместимость грузового кузова 15...70 м3, опрокидывание кузова заднее, угол подъема кузова 50...55% а время его подъема 22...25 с. Боковое опрокидывание грузового кузова на карьерных самосва­лах не применяется вследствие недостаточной их поперечной устой­чивости при разгрузке.

Карьерными являются самосвалы марки БелАЗ, которые вы­пускаются в Белоруссии.

Сельскохозяйственные самосвалы (рис. 11.2, г, д, е, ж) служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных гру­зов (удобрения, корма, зерно, силос, картофель, кукуруза, ово­щи, корнеплоды и др.). Эти самосвалы могут быть также исполь­зованы для различных хозяйственных и строительных работ.

Сельскохозяйственные самосвалы работают в тяжелых дорож­ных условиях. При перевозке сельскохозяйственных грузов их пробег вне дорог составляет почти 50 %.

Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, выпус­кают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Они отличаются от строительных самосвалов большими объемами гру­зовых кузовов и трехсторонним направлением разгрузки. Кроме того, сельскохозяйственные самосвалы дополнительно оборуду­ются надставными бортами, которые увеличивают вместимость кузовов в 1,5 — 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно легковесных сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъем ность.

Грузоподъемность сельскохозяйственных самосвалов 2,4... 5,5 т, вместимость кузова 4,3...6 м3 (с надставными бортами 6,7... 12,5 м3), угол подъема кузова при разгрузке 48... 58% время подъема и опус­кания кузова 15 с.

В нашей стране выпускается целый ряд сельскохозяйственных самосвалов, среди которых наибольшее распространение имеют самосвалы, изготовленные на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ.

Прицепы и полуприцепы-самосвалы (рис. 11.3) позволяют суще­ственно повысить грузоподъемность и производительность под­вижного состава, а также снизить себестоимость транспортных работ. В связи с этим автопоезда-самосвалы получают все более широкое применение.


Расход топлива на единицу пройденного пути (путевой расход) возрастает с увеличением общей массы автопоезда-самосвала, но не пропорционально его массе.

Важной составной частью себестоимости перевозок является стоимость топлива, расходуемого на 1 т-км транспортной работы. У автопоездов-самосвалов этот показатель на 20... 30 % ниже, чем у автомобилей-самосвалов. В одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом-самосвалом на 20...30% ниже, а его производительность в 1,5 — 2 раза выше, чем у авто­мобиля-самосвала.

При перевозке грузов буксирование прицепов самосвалов осуществляется автомобилями-самосвалами, а транспортирование полуприцепов-самосвалов — автомобилями-тягачам и. При этом ма­невренность, проходимость и устойчивость автопоездов с прице­пами-самосвалами значительно ниже, чем автопоездов с полу­прицепами-самосвалами.

В России выпускается целый ряд прицепов и полуприцепов-самосвалов. Большинство их изготавливается на базе агрегатов гру­зовых автомобилей ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ.

Прицепы и полуприцепы-самосвалы имеют один или два моста, оборудованы металлическими сварными опрокидывающимися кузовами с задним или тремя (задним и двумя боковыми) откры­вающимися бортами. Их кузова могут также дополнительно обо­рудоваться съемными надставными бортами. Направление разгрузки прицепов и полуприцепов-самосвалов — заднее или боковое на


две стороны. Грузоподъемность их составляет 4... 13,5 т, а вмести­мость кузова — 3...8 м3. Подъемный механизм кузова прицепов и полуприцепов-самосвалов имеет гидравлический привод от авто­мобиля-тягача.

Подъемные механизмы самосвалов. Автомобили-самосвалы обо­рудуются опрокидывающимися грузовыми кузовами. Опрокиды­вание кузовов производится специальными подъемными механиз­мами (механическими, гидравлическими, пневматическими).

Грузовые кузова самосвалов обычно делаются цельнометалли­ческими — сварными из листовой стали и усиленными стойками. Иногда их изготавливают из алюминиевых сплавов или армиро­ванных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, по­высить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке, а также умень­шить расход топлива.

Кузова самосвалов делаются укороченными по сравнению с кузовами базовых моделей грузовых автомобилей, что снижает усилие для их подъема и повышает маневренность самосвалов.

В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную конструкцию: ковшового и совкового типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бор­тов.

Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бортов, которые в закрытом положении плотно прилегают к ос­нованию и неоткрываемым бортам кузова. При нижнем располо­жении шарниров (рис. 11.4, а) при наклонах кузова боковые борта открываются частично (поворачиваются вокруг шарниров на 90°) и являются продолжением днища кузова, что исключает сброс груза под колеса самосвала. Однако при нижнем расположении шарниров усложняется управление механизмами открывания бор­тов. Кузова с открывающимися бортами и верхним расположением шарниров (рис. 11.4, б) получили наибольшее распространение. Открывание и закрывание их бортов осуществляется при помощи рычажной механической системы. У кузовов с открывающимися бортами привод к механизмам открывания бортов может быть механический или пневматический.

Кузова самосвалов без открывающихся бортов могут быть вы­полнены с задним бортом или без него. При отсутствии заднего борта основание (днище) кузова делается горизонтальным с при­поднятой задней частью — ковшовый тип (рис. 11.4, д) или с наклоном вперед (до 15°) — совковый тип (рис. 11.4, е), что ис­ключает высыпание груза при транспортировании. Кузов совково­го типа обеспечивает снижение центра тяжести самосвала и по­вышение его поперечной устойчивости, увеличение нагрузки на





       
   
 
 



'777// /// ////Я /// /// 7% /// /// ////// /7//// /// ////77 /// //7~^77/ /// /// 7////, а бег

Рис. 11.4. Схемы грузовых кузовов самосвалов:

а — прямоугольный с открывающимися бортами; в — корытообразный без от­крывающихся бортов; г — полуэллиптический; д — ковшовый; е — совковый

передний мост и более полную выгрузку груза. При наличии зад­него неоткрывающегося борта (рис. 11.4, в) подъем кузова при разгрузке осуществляется на больший угол (70°), чем у рассмот­ренных выше кузовов. При этом ухудшается боковая устойчивость самосвала.

Формы кузовов самосвалов могут быть различными. Их попе­речные сечения бывают прямоугольными, полуэллиптическими, корытообразными, что зависит от типа и свойств основного пе­ревозимого груза. Поперечное сечение кузова выбирается для различных грузов с учетом понижения центра тяжести груза, полноты его выгрузки и наибольшей жесткости кузова. Так, при прямоугольном сечении кузова снижается центр тяжести и повы­шается устойчивость самосвала, вместимость кузова увеличивает­ся и повышается его жесткость по сравнению с кузовами корыто­образного и полуэллиптического сечений, но самоочишаемостъ при разгрузке ухудшается. Продольные сечения кузовов самосвалов делаются в основном прямоугольными. Часто у кузовов самосвалов увеличивается высота бортов путем наращивания их деревянны­ми щитами или съемными надставными бортами (деревянными или металлическими). Это делается для перевозки более легковес­ных грузов (уголь, снег, сельскохозяйственные грузы и др.), име­ющих меньший объемный вес, чем грузы, на перевозку которых рассчитан кузов самосвала. Иногда для перевозки легковесных гру­зов на самосвалах применяются кузова увеличенной вместимости.

Для исключения примерзания влажных грунтов и растворов кузова самосвалов часто делаются обогреваемыми. Для этого их


основания и борта имеют специальные каналы, через которые проходят отработавшие газы. Грузовые кузова строительных и карь­ерных самосвалов в передней своей части имеют защитные ко­зырьки, исключающие попадание груза в пространство между кабиной и кузовом, а также повреждение кабины при экскава­торной загрузке.

Рассмотрим устройство грузового кузова автомобилей-самосва­лов КамАЗ (рис. 11.5). Кузов цельнометаллический, сварной, обо­греваемый, без открывающихся бортов, ковшового типа, прямо­угольного сечения. Он выполнен равномерно расширяющимся от передней части к задней, что обеспечивает лучшую его разгрузку при опрокидывании.

Кузов состоит из основания 8 с продольными усилителями 7, боковых бортов 6 со стойками 5 и усилителями 4, переднего бор­та 3 и козырька 2 с боковинами 1. В передней части кузова прива­рен кронштейн крепления верхней опоры гидроцилиндра подъем­ного механизма кузова, а в задней части — кронштейны шарниров оси опрокидывания кузова.

Надрамники предназначены для усиления укороченных рам ав­томобилей-самосвалов, работающих в тяжелых нагрузочных ус­ловиях. На них устанавливаются грузовые кузова самосвалов и крепятся элементы их подъемных механизмов. При заднем опро­кидывании кузов связан с надрамником двумя задними шарнира­ми, а при трехстороннем опрокидывании — задними и боковыми шарнирами. Надрамники выполняются сварными из штампован­ной листовой стали. Они устанавливаются на рамах самосвалов.

Подъемный механизм предназ­начен для обеспечения разгруз­ки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в ис­ходное (транспортное) положе­ние. Он также обеспечивает фик­сацию кузова в любом промежу­точном положении при его подъеме и опускании.

Рис. 11.5. Грузовой кузов само­свалов КамАЗ: / — боковина; 2 — козырек; 3, 6 — борта; 4,7— усилители; 5-— стойка; 8 — основание

На самосвалах наибольшее распространение получили гид­равлические подъемные меха­низмы, привод которых осуще­ствляется от двигателя автомоби­ля. Эти механизмы компактны, надежны, безопасны в работе, обладают плавностью и быстро­той действия, имеют большой срок службы.





В гидравлический подъемный механизм входят: коробка отбора мощности, масляный насос, системы управления, гидроцилиндры, масляные баки, масляные фильтры и трубопроводы. Гидравличес­кая система подъемного механизма заполняется маслом, замена которого производится при переходе с одного сезона эксплуата­ции на другой.

Применяемые на самосвалах гидравлические подъемные меха­низмы имеют одинаковую конструкцию и отличаются только си­стемами управления. Гидравлические подъемные механизмы са­мосвалов с боковым опрокидыванием кузова более экономичны, чем самосвалов с задней разгрузкой. Они имеют меньшую общую длину выдвижных звеньев и меньший объем гидроцилиндров вслед­ствие более низкой высоты подъема кузова, так как у современ­ных самосвалов ширина кузова меньше его длины.

На рис. 11.6 представлены схемы гидравлического подъемного механизма и размещения его элементов на автомобилях-самосва­лах ЗИЛ-ММЗ. Рычаг управления 1 одновременно действует на кран управления //и коробку отбора мощности 9, связанную с масляным насосом 10. При установке рычага управления в поло­жение «подъем» (П) золотник крана управления 11 занимает со-

11 10 9 8 7 6 5 4 3 10--%^

А 6

Рис. 11.6. Гидравлический подъемный механизм самосвалов ЗИЛ-ММЗ:

а — схема размещения на автомобиле; б ~ схема механизма; / — рычаг; 2 — кузов; 3 — надрамник; 4 — гидроцилиндр; 5, 7, 8 — трубопроводы; 6 — масля­ный бак; 9 — коробка отбора мощности; 10 — насос; // — кран управления; 12 — клапан; 13, 14 — звенья; П, Н, О, А, Б — положения золотников


ответствующее положение (А). При этом насос 10, приводимый от коробки отбора мощности 9, забирает масло из бака 6 по вса­сывающему трубопроводу 7 и нагнетает его в гидроцилиндр 4 по нагнетательному трубопроводу 5. Под действием давления масла из гидроцилиндра последовательно выдвигаются отдельные зве­нья (трубы) 14 и 13. В результате происходит опрокидывание гру­зового кузова 2, автоматическое открывание заднего борта при помощи специального рычага, установленного на надрамнике 3, и разгрузка самосвала.

При возрастании давления масла до 13,5 МПа откроется пре­дохранительный клапан 12 крана управления, и часть масла на­правится по сливному трубопроводу 8 в масляный бак 6. При уста­новке рычага управления в положение «опускание» (О) золотник крана управления 11 занимает такое положение (Б), при котором масло из гидроцилиндра через трубопровод 5, кран управления 11 и трубопровод 8 сливается в масляный бак под действием массы кузова. При этом выдвижные звенья 13 и 14 плавно возвращаются обратно в гидроцилиндр, а кузов самосвала — в исходное поло­жение (транспортное).

Фиксация грузового кузова самосвала в поднятом положении при разгрузке осуществляется при помощи упорной штанги, шар-нирно установленной на надрамнике 3. Эта штанга также обеспе­чивает безопасность проведения ремонтных работ при поднятом порожнем кузове самосвала.

На рис. 11.7 показана схема подъемного механизма самосвалов КамАЗ. В транспортном положении выключатель 9 и переключа­тель 10 находятся в выключенном состоянии, электропневмокла-паны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13 отключена, масляный насос 14 не работает.

При подъеме кузова сначала выключатель 9 устанавливается в положение «включен», а потом включается переключатель 10 «подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6, 7, и сжатый воздух направляется соответственно в пневмокамеры 12 коробки отбора мощности, 3 и 4 крана управления 2 с предохра­нительным клапаном 15. Клапан, обеспечивающий слив масла из насоса 14 в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, ведущей от крана управления в гидроцилиндр 1, открывается. При соответствующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан 17 ограниче­ния подъема кузова, и давление в системе падает. Кузов начинает опускаться, клапан 17 ограничения закрывается, вновь возраста­ет давление, и кузов опять поднимается. Чередование этих про­цессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрейшую разгрузку. Фиксация кузова осуществляется перево­дом переключателя «подъем» в положение «выключено». В этом случае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пнев-






Подвод В ат мосферу воздуха 1Г 2 3 4 5

Рис. 11.7. Схема подъемного механизма самосвалов КамАЗ:

/ — гидроцилиндр; 2 — кран управления; 3, 4, 12 — пневмокамеры; 5, 6, 7, 15,

17 — клапаны; 8 — сигнализатор; 9 — выключатель; 10 — переключатель; 11 —

предохранитель; 13 — коробка отбора мощности; 14 — насос; 16 — бак

мокамеры 3 и 4, выход масла из гидроцилиндра перекрывается магистральным клапаном крана управления, а насос перекачива­ет масло в масляный бак. При опускании кузова переключатель «опускание» устанавливается в положение «включено», срабаты­вает клапан 5, и открывается клапан, соединяющий кран управле­ния с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опускается. После полного опускания кузова переключатель ставится в поло­жение «выключено». В электросхему подъемного механизма вклю­чены предохранитель 11 и сигнализатор 8 (контрольная лампа).

Коробка отбора мощности служит для передачи крутящего мо­мента от коробки передач или раздаточной коробки на специаль­ные механизмы (лебедки, подъемники и др.). В подъемном меха­низме самосвала коробка отбора мощности приводит в действие масляный насос. Она представляет собой одноступенчатый зубча­тый редуктор с механическим или пневматическим приводом. Коробка отбора мощности обычно устанавливается на коробке передач или раздаточной коробке.

На рис 11.8 показана коробка отбора мощности автомобилей-самосвалов КамАЗ. Коробка одноступенчатая, с пневматическим приводом управления. Она устанавливается на коробке передач и к ней прикрепляется масляный насос.

В картере 2 коробки на неподвижно закрепленной оси / на роликовом подшипнике /4 установлена промежуточная шестер­ня 15, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней


Рис. 11.8. Коробка отбора мощности самосвалов КамАЗ: /, 13 —- оси; 2 — картер; 3 — ди­афрагма; 4 — пружина; 5 — винт; 6, 8, 14 — подшипники; 7, 15 — шестерни; 9 — полумуфта; 10 — призма; // — муфта; 12 — вал

привода промежуточного вала ко­робки передач и с большим зубча­тым венцом ведущей шестерни 7, имеющей также малый зубчатый венец. Шестерня 7 установлена на роликовом подшипнике 6 на конце оси 13, другой конец которой соеди­нен с диафрагмой 3, отжимаемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея сво­боду продольного перемещения, удерживается от проворачивания винтом 5. Включение и выключение коробки отбора мощности произво­дится сжатым воздухом при помо­щи пневматической камеры. Посту­пая в камеру, сжатый воздух пере­мещает диафрагму вниз и передви­гает ось с ведущей шестерней. При этом малый зубчатый венец шестер­ни 7 входит в зацепление с зубча­той полумуфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых подшипниках 8, а ее большой зуб­чатый венец продолжает оставаться

в зацеплении с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11 передает вращение ведущему валу 12 масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11. При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в ис­ходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полу­муфтой 9, и вращение валу 12 не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при выключенном сцеплении.

Масляный насос подъемного механизма кузова служит для на­гнетания масла под давлением в гидроцилиндры. На самосвалах наибольшее применение получили масляные насосы высокого давления, шестеренные. Их подача составляет 40...170 л/мин, а рабочее давление — 3... 14 МПа. Масляные насосы могут иметь раз­личное расположение на автомобиле-самое вале: в гидроцилинд­ре, на раме рядом с гидроцилиндром или коробкой отбора мощ­ности, в блоке с коробкой отбора мощности и т.д. Наибольшее распространение получило размещение масляного насоса в блоке с коробкой отбора мощности как наиболее удобное и рациональ­ное.

Система управления служит для управления приводными и ис­полнительными устройствами подъемного механизма автомоби­ля-самосвала. Она может быть механической, гидравлической, пневматической, электрической, комбинированной и может со-


стоять из одного крана управления или из нескольких устройств (кран, клапаны, цилиндр и др.). На автомобилях-самосвал ах КамАЗ применяется электропневматическая система управления подъем­ным механизмом кузова. В систему входят (см. рис. 11.7) кран управ­ления 2, ограничительный клапан 17 и электропневматические кла­паны 5, 6, 7.

Кран управления управляет потоком рабочей жидкости (масла) в гидравлической системе подъемного механизма

В корпусе 1 крана (рис. 11.9) запрессованы седла 3, 13 клапа­нов 4, 14 и ввернуты гайки 8, 12, которые являются направляющи­ми штоков 6, 11. На концах штоков закреплены диафрагмы 5, 10 пневматических камер. Клапан 4 находится в закрытом положе­нии под действием пружины 7, а пружина 9 удерживает клапан 14 в открытом положении.

В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15, проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак.

При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в полость над диафрагмой 10 диафрагма, преодолевая сопротивление пру­жины, перемещается вниз, и клапан /4 закрывается. Одновремен­но сжатый воздух, поступивший через отверстие в корпусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротивление пружи­ны, перемещает диафрагму влево и открывает клапан 4. Масло через открытый клапан 4 и штуцер 2 проходит в гидроцилиндр.

7 8 9 10 11 12

Рис. 11.9. Кран управления подъемного механизма самосвалов КамАЗ:

/ — корпус; 2, 15 — штуцеры; 3, 13 — седла; 4, 14, 16 — клапаны; 5, 10 —

диафрагмы; б, // — штоки; 7, 9 — пружины; 8, 12 — гайки


При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управления диафрагмы 5 и 10 под действием сжатых пружин возвращаются в исходное положение. При этом клапан 4 закрывается, а клапан 14 открывается.

При закрытом клапане 4 магистраль гидроцилиндра перекрыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работаю­щем насосе через открытый клапан 14 поступает в масляный бак.

В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в полость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14 про­должает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через открытые кла­паны.

В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании дав­ления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с пере­грузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова.

Ограничительный клапан служит для ограничения подъема ку­зова самосвала при его разгрузке.

При открытии клапана нагнетательная магистраль гидравли­ческой системы подъемного механизма соединяется со сливной, и предотвращается дальнейший подъем кузова.

Электропневматические клапаны служат для распределения сжа­того воздуха по пневматическим исполнительным камерам ко­робки отбора мощности и крана управления.

Гидроцилиндры — основные силовые исполнительные устрой­ства подъемного механизма грузового кузова самосвала. Обычно они выполняются телескопическими и многозвенными.

Телескопические гидроцилиндры отличаются большой компакт­ностью, имеют малую собственную массу, большой силовой эф­фект и большой рабочий ход. Кроме того, они могут располагаться отдельно и работать на значительном расстоянии от других элемен­тов механизма подъема кузова. Все это обеспечивает их удобное размещение на шасси самосвала, получение наибольших углов подъема грузового кузова и возможность применения на само­свальных прицепах и полуприцепах.

Гидроцилиндр состоит из нескольких звеньев (труб), входя­щих одно в другое. Общее число звеньев — от трех до шести. Наруж­ное звено обычно делается неподвижным, а остальные звенья — подвижными. Подвижные звенья последовательно выдвигаются при подаче масла под давлением в их внутренние полости. При этом каждое звено по мере выдвижения последовательно выполняет функции поршня, штока и цилиндра. Так, если в начале своего хода выдвижное звено является поршнем, то после достижения наибольшего хода оно становится цилиндром для последующего выдвижного звена. При этом при выдвижении звеньев (по мере подъема кузова) давление масла в гидроцилиндре увеличивается





в результате последовательного выдвижения звеньев с меньшим диаметром.

Количество гидроцилиндров, используемых в подъемном ме­ханизме кузова, от одного до двух. Место их расположения на самосвале может быть под грузовым кузовом или перед ним. Они могут устанавливаться под наклоном, близко к вертикальному или горизонтальному положению. Место и параметры установки гид­роцилиндров зависят от направления разгрузки и связи последне­го выдвижного звена с грузовым кузовом самосвала.

Рассмотрим устройство гидроцилиндра подъемного механизма кузова автомобилей-самосвалов КамАЗ (рис. 11.10). Гидроцилиндр телескопический, трехзвенный. Общий рабочий ход трех выдвиж­ных звеньев составляет 3,4 м.

В корпусе 10 цилиндра находятся выдвижные звенья 11, на­ружные поверхности которых накатаны, покрыты хромом и отпо­лированы. Звенья перемещаются в латунных направляющих полу­кольцах 8 и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается стопорными кольцами 12 и 7, а уплотнение обеспечивается рези-

Рис. 11.10. Гидроцилиндр подъемного меха­низма самосвалов КамАЗ:

/ — опора; 2 — вкладыш; 3 — гайка; 4 — дни­ще; 5, 8 — полукольца; 6 — хомут; 7, 12 — кольца; 9 — патрубок; 10 — корпус; 11 — зве­нья; 13— головка; 14— втулки; 15— манжеты; 16 — чистильщики


новыми манжетами 15. Чистильщики 16 предохраняют внутрен­нюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи. Снизу к цилиндру при помощи полуколец 5 и хомута 6 прикреп­лено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах / гайками 3. Вкладыши 2 из спеченных мате­риалов обеспечивают работу шарнирных соединений без смазки. Патрубок 9 обеспечивает связь внутренней полости гидроцилинд­ра с нагнетательной магистралью подъемного механизма кузова.

Масляные баки подъемного механизма кузова служат для со­держания дополнительного количества масла. Это необходимо, так как при работе подъемного механизма сильно изменяется объем полостей телескопических гидроцилиндров (увеличивается при подъеме и уменьшается при опускании кузова).

Масляные баки представляют собой штампованные или свар­ные из листовой стали резервуары, имеющие заливную горловину с герметичной крышкой и сливное отверстие с резьбовой пробкой. Обычно они имеют цилиндрическую форму. Объем масляного бака должен быть не меньше объема гидр о цилиндров подъемного ме­ханизма в максимально выдвинутом положении.

Масляные фильтры служат для очистки масла от посторонних примесей и продуктов износа деталей подъемного механизма. Они снабжены фильтрующими элементами сетчатого типа. Обычно фильтры устанавливаются внутри масляных баков или на них.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение специализированного подвижного состава?

2. Каковы преимущества и недостатки специализированного подвиж­ного состава?

3. Чем отличается специализированный подвижной состав от автомо­билей и автопоездов общего назначения и специальных?

4. Что представляют собой самосвалы и для чего они предназначены?

5. Назовите основные типы самосвалов и дайте их характеристику.

6. Каковы особенности конструкции строительных, карьерных и сель­скохозяйственных самосвалов?

7. Каковы основные части подъемных механизмов самосвалов?

8. Какова конструкция основных элементов подъемных механизмов самосвалов?

9. Какова конструкция грузовых кузовов самосвалов?

11.3. Автомобили и автопоезда-цистерны

Назначение и основные типы. Автомобилями и автопоездами-цистернами называется специализированный подвижной состав, служащий для перевозки и временного хранения жидких, газооб­разных и сыпучих грузов.





К автомобилям-цистернам относятся также автозаправщики, которые предназначены как для перевозки топливосмазочных материалов (топлива, масла, спирта, специальных охлаждающих жидкостей и т.д.), так и для заправки ими транспортных и других энергетических средств.

Автомобили-цистерны и автозаправщики весьма разнообраз­ны и подразделяются на следующие типы (рис. 11.11).

Цистерны устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах. Устанавливаемые на шасси автомоби­лей цистерны являются рамными, а на прицепах и полуприцепах могут быть рамными и несущими (безрамными). Объем цистерн малой вместимости не превышает 5 м3, у цистерн средней вмес­тимости составляет 5... 15 м3, а у цистерн большой вместимости — более 15 м3. Кроме того, цистерны могу быть с термоизоляцией, с подогревом и охлаждением. Так, например, цистерны для пере­возки специфических материалов (парафин, мыло, смола, мазут и др.) делают подогреваемыми во избежание застывания этих материалов при транспортировании. Для перевозки скоропортя­щихся продуктов цистерны выполняются с искусственным ох­лаждением.

Автомобили-цистерны и автозаправщики выпускаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов и полу­прицепов. Они отличаются от них грузовым кузовом, изготовлен­ным в виде цистерны, и оснащены специальным оборудованием (компрессор, насосы, краны, клапаны и др.), предназначенным для выполнения соответствующих работ. Применение цистерн-полуприцепов позволяет резко увеличить грузоподъемность по­движного состава и снизить себестоимость перевозок.

Автомобили и автопоезда-цистерны получают все более широ­кое применение, хотя себестоимость перевозок в автоцистернах в среднем несколько выше по сравнению с обычными грузовыми автомобилями. Однако при их использовании исключаются расхо-

      Цистерны      
       
  1   *   ' 1  
  По назначению   По конструкции   По вместимости  
   
             
  Для жидких грузов   Рамные   Малой вместимости _
   
             
  Для сыпучих грузов -*- Несущие   Средней вместимости _
   
             
  Большой вместимости ■*—
                 

Рис. 11.11. Типы цистерн, классифицированных по различным

признакам


ды на тару, обеспечивается лучшая сохранность груза при погрузке, перевозке, разгрузке и уменьшаются расходы на погрузочно-раз-грузочные работы (сокращение времени, исключение ручного

труда).

В настоящее время для автомобильных цистерн характерным является следующее: снижение собственной массы (применение легких сплавов, пластмасс и несущих конструкций прицепного состава), увеличение вместимости, совершенствование конструк­ции, а также повышение производительности оборудования для наполнения и разгрузки цистерн.

Конструкции цистерн и их обслуживание. Грузовые кузова-цис­терны имеют различную форму, конструкцию и материал, что зависит от вида перевозимого груза и его свойств. Цистерны обычно выполняют сварными из листовой стали (малоуглеродистой, кор­розийно-стойкой). При этом цистерны из малоуглеродистой ста­ли могут иметь внутреннее противокоррозионное покрытие из эма­ли, свинца, цинка, пластмассы, эпоксидных смол и других мате­риалов. Эти покрытия защищают внутренние поверхности цис­терн от коррозии, в результате которой не только выходят из строя сами цистерны, но и загрязняются перевозимые грузы.

Цистерны также могут быть изготовлены из алюминиевых спла­вов или пластмасс. Цистерны из алюминиевых сплавов хотя и дороже (на 40...45 %) по сравнению с цистернами из малоугле­родистой стали, но имеют меньшую (на 50...55 %) собственную массу, ббльшие (на 15%) грузоподъемность и долговечность, а также низкую стоимость эксплуатации. Кроме того, эти цистерны имеют высокую безопасность при авариях за счет большей плас­тичности алюминиевых сплавов и их способности сопротивляться механическим воздействиям и ударам без разрыва.

Цистерны из пластмасс также дороже (на 25 %), чем цистерны из малоуглеродистой стали, но у них более высокие грузоподъем­ность и коррозионная стойкость, повышенная прочность, меньшая собственная масса, высокая ремонтопригодность, увеличенный срок службы и низкая эксплуатационная стоимость.

Формы цистерн могут быть различными. Их поперечные сече­ния бывают следующих типов: прямоугольные, круглые, эллип­тические. Расположение цистерн на подвижном составе также раз­лично.

На подвижном составе цистерны устанавливаются горизонталь­но, наклонно и вертикально. Вертикальное и наклонное располо­жение цистерн применяют для перевозки сыпучих грузов с целью ускорения процесса выгрузки за счет использования собственной массы груза. Горизонтальное расположение цистерн используют для транспортирования жидких и газообразных грузов. Вертикаль­ные цистерны имеют форму цилиндра или шара с нижней частью в виде усеченного конуса.


Наклонные и горизонтальные цистерны обычно имеют круглое или эллиптическое сечение, а иногда и прямоугольное. При на­клонном и особенно при вертикальном расположении снижается их устойчивость за счет повышения центра тяжести цистерн. Часто для повышения устойчивости подвижного состава для перевозки груза одной и той же массы применяют не одну, а две и более вертикальных цистерн, чем достигается снижение их центра тя­жести.

Конструкция цистерн и их оборудование существенно зависят от типа и свойств перевозимого груза. Некоторые грузы (гудрон, асфальт, битум, жидкая сера и др.) при перевозке в цистернах должны сохранять определенную температуру (например, жидкая сера — 140... 150 °С). Поэтому цистерны для транспортирования таких грузов оснащают специальной системой подогрева.

Цистерны для перевозки жидкости обычно внутри разгоражива­ются рядом специальных перегородок с целью уменьшения ударов жидкости о стенки и днища цистерны при движении. Цистерны для перевозки горючих жидкостей оборудуются противопожарными устройствами, а их заливные горловины снабжаются пламегаси­телями, дыхательными клапанами и т.д. Для наполнения и раз­грузки цистерн используется специальное оборудование. Напол­нение цистерн обычно осуществляется с помощью стационарно­го оборудования, которое находится в местах погрузки. Разгрузка цистерн производится с помощью оборудования, установленного на подвижном составе.

Цистерны для перевозки нефтепродуктов (рис. 11.12) служат главным образом для доставки топлива с нефтебаз к топливо-раздаточным колонкам и промежуточным топливохранилищам, а также для заправки топливом различных транспортных средств (самолеты, автомобили, тракторы и др.). В этих цистернах могут перевозиться также масла, мазут и более вязкие нефтепродукты (гудрон, асфальт, битум и др.).

По назначению цистерны для перевозки нефтепродуктов раз­деляются на транспортные и топливораздаточные.

Цистерны для перевозки топлива изготавливаются из углеро­дистой стали и внутри покрываются цинком. Поперечное сечение их обычно эллиптической формы. Цистерны имеют горловины, смотровые окна, указатели уровня топлива и дыхательные клапа­ны для сообщения с окружающим воздухом. Горловины не только служат для заполнения цистерн топливом, но и являются допол­нительными резервуарами, которые заполняются при расшире­нии топлива вследствие его нагрева. Цистерны калибруют (тари­руют), и их объем указывается на тарировочной пластине, кото­рая закреплена внутри горловины. Цистерны оснащены насосами для заполнения, слива и перекачивания топлива, которые имеют привод от двигателя подвижного состава через коробку отбора мощ-


ности и карданную передачу. Для безопасности цистерны оборудо­ваны заземляющими устройствами и огнетушителями, а глуши­тель двигателя закреплен снизу переднего бампера автомобиля.

Цистерны для перевозки битума имеют термоизоляционный слой и подогреватели, так как битум необходимо перевозить при

Рис. 11.12. Цистерны для перевозки нефтепродуктов:

а — автомобиль-цистерна; б — при цеп-цистерна; в — конструкция цистерны; 1 — цистерна; 2 — патрубок; 3, 6 — крышки; 4 — угольник; 5 — кронштейн; 7 — клапан; 8 — поплавок; 9— горловина; 10 — подножка; // — трубка; 12 — шкаф; 13, 14, 16 — трубопроводы; 15 — волнорез; 17, 19 — опоры; 18 — указатель

уровня нефтепродукта


температуре 190...260 "С. Они изготавливаются сварными из лис­товой стали, имеют эллиптическое сечение и термоизоляцию из стекловаты. Система подогрева включает в себя П-образную жа­ровую трубу, проходящую вдоль цистерны, пологрсиатель и топ­ливные бачки. Битумные насосы механические или объемные и имеют привод от коробки передач автомобиля.

На рис. 11.12, в показана цистерна для перевозки нефтепро­дуктов (бензин, керосин, дизельное топливо и др.). Цистерна свар­ная, изготовлена из малоуглеродистой стали, имеет эллиптиче­ское сечение и горизонтальное расположение. Днища цистерны выполнены гофрированными с отбортованными краями. В верх­ней части цистерны 1 приварена горловина 9, которая закрыта крышкой 3. Внутри горловины закреплены кронштейн 5 и уголь­ник 4, Кронштейн является направляющей и упором для поплав­ка 8 ограничителя наполнения цистерны, а угольник служит указа­телем верхнего максимального уровня нефтепродукта в цистерне. На крышке горловины расположены наливной люк с крышкой 6 и два дыхательных клапана 7для сообщения с окружающим воз­духом внутренней полости цистерны. Крышка наливного люка име­ет винтовой запор, состоящий из нажимного винта, скобы и ма­ховика. Герметичность установки крышки люка и дыхательных клапанов на крышке заливной горловины обеспечивается за счет резиновых уплотнительных прокладок. Около заливной горлови­ны находится подножка 10 для удобства обслуживания оборудо­вания на крышке горловины.

Внутри цистерны приварены два угольника жесткости, к кото­рым прикреплены специальные волнорезы 15, уменьшающие на­грузку на днище цистерны при изменении скорости движения автомобиля. Волнорезы выполнены гофрированными для увели­чения их жесткости и съемными для монтажа и демонтажа. Внут­ри цистерны на специальных кронштейнах закреплены всасываю­щие 13, 16 и нагнетательный 14 трубопроводы, а в верхней части воздушные трубки 11, предназначенные для отвода воздуха и па­ров нефтепродуктов из пространства около днищ при заполнении цистерны и продольных ее наклонах во время движения. К перед­нему днищу цистерны приварен патрубок 2 для крепления по­плавкового указателя А? уровня нефтепродукта. Специальная опо­ра 17, приваренная внутри цистерны, служит для предохранения поплавка указателя уровня от повреждений.

К заднему днищу цистерны приварен специальный шкаф 12 для размещения аппаратуры и трубопроводов гидросистемы цис­терны. В нижней части цистерны находится отстойник, предназ­наченный для сбора механических примесей и воды, слив кото­рых осуществляется через специальный патрубок в отстойнике. В нижней части цистерны приварены четыре опоры 19, которыми цистерна крепится к раме.


На рис. 11.13 представлена автоцистерна-заправщик. Цистерна 3 выполнена из малоуглеродистой стали, имеет эллиптическое сече­ние и расположена горизонтально. На крышке заливной горловины цистерны размещен наливной люк с противовзрывным устрой­ством-фильтром, дыхательный клапан для связи с окружающим воздухом и смотровой люк. Цистерна оборудована центробежным насосом 9, фильтром тонкой очистки 8 и кабиной управления 5. Насос приводится от коробки отбора мощности 11 при помощи карданной передачи 10. В кабине управления размещены пульт управления (насосом, двигателем, вентилями) и контрольно-изме­рительные приборы 6. По бокам цистерны расположены ящики, в которых находятся всасывающий и раздаточный рукава, инструмент и запасные части. В кабине водителя, сзади по обеим сторонам, размещены огнетушители.

Цистерны для перевозки жидких пищевых продуктов (питьевая вода, молоко, квас, пиво, вино, спирт, фруктовые соки и др.) изготавливаются из коррозийно-стойкой стали, алюминиевых сплавов или пластмасс и имеют круглое, эллиптическое или прямо­угольное сечения. При этом металлические цистерны оснащены термоизоляцией. Для наполнения цистерн жидкостью и ее слива применяются вакуумные устройства, которые используют вакуум

12 11 10 9 8 7

б

Рис. 11.13. Автоцистерна-заправщик:

а ~ общий вид; б — схема и оборудование; / — автомобиль; 2 ~ двигатель; 3 — цистерна; 4 — трубопровод; 5 — кабина управления; 6 — приборы; 7 — рама; 8 — фильтр; 9 — насос; 10 — карданная передача; // — коробка отбора мощности;

12 — глушитель


во впускном трубопроводе двигателя автомобиля, а также авто­номные и стационарные насосы.

Цистерны для перевозки молока (рис. 11.14) используют для его доставки с заготовительных пунктов на молочные заводы и комбинаты. Эти цистерны обычно состоят из двух или трех от­дельных резервуаров (секций), заключенных в общем кожухе.

На рис. 11.14, в показана схема цистерны для перевозки моло­ка и ее оборудование. Цистерна включает в себя два отдельных алюминиевых резервуара 10, которые закрыты общим стальным кожухом с пенопластовой термоизоляцией 11. Это обеспечивает транспортирование молока при температуре окружающего возду­ха 30 "С с повышением температуры внутри резервуаров не более, чем на 2 °С в течение 10 ч.

У каждого резервуара сверху размещены герметично закрыва­ющаяся горловина 13 и дыхательный клапан 12 для сообщения с

Рис. 11.14. Цистерны для перевозки молока:

а — автомобиль-цистерна; 6 — прицеп-цистерна; в — схема и оборудование

цистерны; 1 — трубопровод двигателя; 2, 8, /6— краны; 3, 5, 12 — клапаны; 4 —

пеноуловитель; 6 — манометр; 7, 15 — трубопроводы; 9 — сигнализация; 10 —

резервуар; /У — термоизоляция; 13 — горловина; 14 — поплавок


окружающим воздухом. Внизу расположены краны 16 для слива молока через трубопровод 15, а внутри резервуаров находятся по­плавки 14 электрической и звуковой сигнализации 9. Наполнение резервуаров молоком происходит поочередно, Для этого исполь­зуется вакуум во впускном трубопроводе 1 двигателя автомобиля, который с помощью трубопровода 7 и крана 2 соединен с резер­вуаром. На трубопроводе установлены пеноуловитель 4 с предо­хранительным клапаном 5 и манометром 6, обратный клапан 3 и краны 8 резервуаров. Пеноуловитель исключает попадание молока и молочной пены в двигатель, а обратный клапан — паров бензина в резервуары. Мановакуумметр контролирует вакуум в резервуарах цистерны, а предохранительный клапан предотвращает деформа­цию резервуаров При чрезмерном вакууме во впускном трубопро­воде двигателя автомобиля.

При наполнении каждого резервуара цистерны молоком после достижения предельного уровня поплавок выключает подачу топ­лива в цилиндры двигателя и включает сигнализацию.

Для пуска двигателя автомобиля необходимо отключить звуко­вую сигнализацию наполненного молоком резервуара. Слив моло­ка из резервуаров цистерны осуществляется самотеком.

Аналогичную конструкцию имеют цистерны для транспорти­рования других видов жидких пищевых продуктов.

Цистерны для сжатых и сжиженных газов предназначены для перевозки азота, кислорода, водорода, метана, пропана, бутана, углекислоты и других газов в сжатом и жидком состояниях.

Цистерны могут быть транспортными и газозаправочными. Транспортные цистерны применяются только для перевозки сжи­женных газов к потребителю с места их производства или от газо­раздаточных станций. Конструкция этих цистерн такая же, как для перевозки нефтепродуктов. Газ из цистерн сливается за счет перепада давлений (например, давление пропана при температу­ре 50 °С равно 1,8 МПа), а заливают газ в цистерну непосред­ственно из технологической напорной линии газобензинового завода или газораспределительной станции.

Газозаправочные цистерны используются как для транспорти­рования, так одновременно и для раздачи газа в тару потребите­ля. С этой целью они снабжаются насосом, счетчиком и заправоч­ными рукавами.

Цистерны для перевозки сыпучих грузов должны предохранять эти грузы от воздействия внешней среды. К сыпучим грузам относятся следующие: строительные (цемент, гипс, известь), пи­щевые (соль, мука, какао, яичный порошок, сухое молоко, са­харный песок, зерно и др.), химические (сода, графит, сульфат натрия, окись алюминия).

Отличительной особенностью конструкции цистерн для пере­возки сыпучих грузов от других типов цистерн является различ-





ный способ их разгрузки. Способ разгрузки цистерн для перевозки сыпучих грузов может быть гравитационный или бункерный, са­мосвальный, механический с помощью шнеков и транспорте­ров, пневматический и комбинированный. Наибольшее распрост­ранение получил пневматический способ разгрузки.

Пневматический способ обеспечивает подачу груза непосред­ственно к месту потребления, исключает соприкосновение груза с окружающей средой, а также предотвращает потери, загрязне­ние и порчу груза.

Пневматический способ разгрузки подразделяется на аэрацион-но-пневматический, аэрозольный и комбинированный. При аэраци-онно-пневматическом способе разгрузки внутрь цистерны нагне­тается сжатый воздух под небольшим давлением, равным 0,05 МПа, а к разгрузочному патрубку — под давлением 0,15...0,2 МПа. При аэрозольном способе разгрузки сжатый воздух подается под небольшим давлением под наклонно установленное днище, что приводит к перемещению нижних слоев груза к разгрузочному отверстию. Там груз захватывается сжатым воздухом, который имеет давление 0,15...0,2 МПа, и вместе с воздухом поступает в разгру­зочный шланг.

Цистерны для перевозки сыпучих грузов имеют различную форму — шаровую, цилиндрическую и усеченного конуса. Они могут устанавливаться на подвижном составе вертикально, а так­же с небольшим горизонтальным наклоном назад.

Цистерны для перевозки цемента (рис. 11.15) обычно имеют цилиндрическую форму, пневматическую разгрузку и устанавли­ваются на подвижном составе с некоторым горизонтальным на­клоном назад (на угол 7...9°).

На рис. 11.15,5 представлены схема цистерны для транспорти­рования цемента и ее оборудование. Загрузка цистерны цементом осуществляется из бункера по тканевому рукаву через люк 14, имеющий герметичную крышку. При разгрузке цистерны сжатый воздух подается из компрессора /, который приводится от дви­гателя автомобиля. Воздух проходит через влагомаслоотделитель 2 к воздухораспределителю 6, оборудованному манометром 8 и предохранительным клапаном 7, который отрегулирован на дав­ление 0,25 МПа. Из воздухораспределителя сжатый воздух по трубопроводам 3 и 11 поступает к аэроднищу 10\\ разгрузочному патрубку 12. При этом к аэроднищу сжатый воздух проходит че­рез обратный клапан 5, а к разгрузочному патрубку поступает через обратный клапан 9. Обратные клапаны служат для пред­отвращения попадания цемента в трубопроводы системы раз­грузки.

Аэроднище цистерны состоит из нескольких слоев пористом ткани 75, которые размещены над металлической сеткой 16. Через аэроднище сжатый воздух проходит вверх и насыщает нижние слои


Рис. 11.15. Цистерна для перевозки цемента:

а — полуприцеп-цистерна; б — схема и оборудование цистерны; / — компрес­сор; 2 — влагомаслоотделитель; 3, 11 ~ трубопроводы; 4 — вентиль; 5, 7, 9 — клапаны; б — воздухораспределитель; 8 — манометр; 10 — аэроднище; 12 — патрубок; 13 — форсунка; 14 — люк; 15 — ткань; 16 — сетка

цемента. Эти слои цемента перемещаются в разгрузочный патру­бок 12, куда также подается сжатый воздух. В разгрузочном па­трубке сжатый воздух захватывает цемент и через форсунки 13 поступает с ним в разгрузочный шланг. В трубопроводе 3 и раз­грузочном патрубке установлены вентили 4, которые служат для управления процессом разгрузки цистерны.

Цистерны для перевозки цемента могут быть использованы так­же для транспортирования гипса и химических удобрений.

Цистерны для перевозки муки предназначены для ее доставки от мельниц на хлебозаводы и хлебокомбинаты. Они отличаются по конструкции от цистерн для перевозки других сыпучих грузов, так как мука обладает пониженной текучестью из-за малой плот­ности (0,55 т/м3). При разгрузке цистерн для перевозки муки при­меняется аэрационно-пневматический способ.

На рис. 11.16 представлен полуприцеп-цистерна для перевозки муки. Его грузоподъемность 7 т, вместимость 12,8 м3, время за­грузки 25... 30 мин, время разгрузки 25...35 мин. Дальность подачи муки при разгрузке — до 30 м, высота подачи — до 15 м.


Рис. 11.16. Цистерна для перевозки муки:

а — полуприцеп-цистерна; б — схема цистерны; / — люк; 2 — резервуар; 3 — трубопровол; 4 — аэрирующее устройство; 5 — конус

На полуприцепе установлены вертикально два резервуара 2 цилиндрическо-коническои формы и компрессор с приводом от электродвигателя, питание которого осуществляется от внешней сети. Загрузка резервуаров мукой производится сверху через люки /. При разгрузке муки сжатый воздух от компрессора проходит через масловлагоотделители и фильтр, а затем поступает в резер­вуар 2 по трем каналам — в верхнюю сферическую часть, под аэрирующее устройство 4 (пористую перегородку) в нижнюю часть резервуара и к разгрузочному наконечнику. Аэрированная мука под действием собственного веса и давления воздуха поступает в конус 5 трубопровода 3 и затем с помощью поддува — в разгру­зочный шланг. Резервуары оборудованы горизонтальной площад­кой и лестницей, которые предназначены для доступа к верхним загрузочным люкам.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные типы автомобилей и автопоездов-цистерн.

2. Каково назначение автозаправщиков?

3. Каковы особенности конструкции цистерн для перевозки нефте­продуктов и жидких пищевых продуктов?

4. Каковы особенности конструкции цистерн для транспортирования строительных, химических и пищевых сыпучих грузов?

5. Какие способы разгрузки цистерн для перевозки сыпучих грузов вы знаете?

11.4. Автомобили, автопоезда-фургоны и рефрижераторы

Назначение и основные типы. Автомобили и автопоезда-фур го­ны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий.

Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова. Это обеспечивает


Фургоны
Универсальные
Узкоспециализированные

лучшую сохранность грузов при перевозке и меньшие затраты на тару. Кроме того, повышается использование грузоподъемно­сти подвижного состава при транспортировании легковесных грузов.

Изотермические

Для транспортировки грузов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: