Наблюдение

Наблюдение – это целенаправленное, специально организованное и определённым образом фиксируемое восприятие объекта.

Наблюдение является старейшим методом психологической науки. На первых этапах развития психологии, когда методы познания действительности были ограничены, психическая реальность признавалась недоступной непосредственному изучению, кроме метода интроспекции, буквально означающим «смотрение внутрь», который был признан не только главным, но и единственным методом психологии. Сознание, психика разных людей представлялись как замкнутые сферы, разделённые между собой пропастью и перейти эту пропасть невозможно, поэтому свою собственную психическую реальность могу познать только я сам и никто другой, поэтому главным методом такого познания является интроспекция. В психологии конца 19 века начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции.

Психологическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу. Такое противопоставление основывается на двух важных постулатах: в наблюдении исследователь не вмешивается в естественный ход событий, не осуществляет каких-либо воздействий, наблюдается некая «пассивность» исследователя, а в эксперименте исследователь активно моделирует условия, осуществляет экспериментальное воздействие, наблюдается «активность» экспериментатора. Второй постулат- это «непосредственный» характер представления результатов.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А.Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика длоя измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность. По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства.

Валидность в первом её понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической валидизацией. При Т.В. исселдователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация.

Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели её использования. Это прагматическая валидизация. При П.В. суть предмета измерения (психологическог свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что «нечто», измеряемое методикой, имеет связь с определёнными областями практики (практическая эффективность, значимость, полезность).

Провести Т.В., в отличие от П., порой оказывается значительно труднее.

Виды валидности:

1.Валидность «по содержанию».

2.Валидность «по одновременности».

3.«Предстказывающая» валидность.

4.«Ретроспективная» валидность.

5.Дифференциальная.

6.Иллюзорная.

7.Инкрементная.

8.Консенсусная.

9.Конструктаня.

10.Критериальная.

11.Очевидная.

12.Валидность «по возрастной дифференциации».

13.Текущая.

14.Экологическая.

15.Эмпирическая.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, как задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Методы опроса могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, вопросы могут формулироваться в прямой форме или косвенной, они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.

3. Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: