Компетентностный подход
| Традиционный подход
|
Университет педагогических знаний и лекторий
|
Вкачестве лекторов могут быть привлечены родители, специализирующиеся по тем или иным проблемам. Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми
| Как и лектории, университеты педагоги- ческих знаний (УПЗ) создаются в системе лекционной пропаганды знаний. Лек- тории могут быть эпизодическими (либо проводиться циклами лекций), а посещение их — свободным. В отличие от них УПЗ — это своеобразные учебные за ведения, которые имеют организующее ядро (ректорат); постоянный состав слу- шателей, определенную учебную про- грамму, преподавательский лекторский состав и т. п. Задачи университетов:
вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воз- действий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родите- лей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях
|
Киноуниверситет или кинолекторий
|
Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы
| Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видео записи реальной жизни ДОУ Работа ки- ноуниверситета строится на основе опре- деленного учебного плана и соответству- ющей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм
|
Школы для родителей
|
Подобные школы должны содержать эле- менты школы родителей: когда семья вы ступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родите- лей) субъекта
| Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольныхучреждениях в зависимости от специфики района города могут оказаться более актуальными, например, «Школа молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, среднеобра-зовательными школами, профессиональными училищами
|
Читательские конференции по книгам о воспитании
|
Организаторами конференций выступают родители; дети и педагоги являются участниками конференций
| Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В детских библиотеках организуются дни сказок, обсуждения произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми
|
Тематические выставки
|
Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок предоставляют родители, например банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т. д., в зависимости от места работы родителей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио (в том числе сам факт организации подобных выставок)
| Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района
|
Информационные бюллетени
|
Бюллетени содержат информацию от родителей, могут быть подготовлены семьями воспитанников
| Бюллетени вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какие одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года и т. п.
|
Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях
|
Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников
| На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, име- ющие детей дошкольного возрасти и про- живающие в том микрорайоне, где распо- лагается ДОУ
|
Родительские конференции
|
Родительские конференции инициируются самими родителями. Организаторами выступают родительские комитеты, а пе- дагоги являются тьюторами1 и кураторами2 конференций. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия
| Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.
|
Консультации для родителей
|
Организация общественной приемной для консультирования как педагогов, так и родителей. Создание консультационного пункта на базе ДОУ на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей
| К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители)
|
Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях
|
Библиотечка создается самими родителями. Может быть виртуальной. Комплектация курируется родителями
| Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад. В ряде случаев это платная услуга 1
|
Выступление воспитанников детских садов
|
Создается программа выступлений детей и родителей по принципу «Минуты славы». Программа составляется родителями, однако активно привлекаются тренеры, пе- дагоги центров дополнительного образования, учителя музыкальных школ, которые посещают дети. Участие ребенка в празднике, утреннике, выступлении перед ветеранами становится частью его портфолио
| Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т. д. Цель их — показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях
|
Выступление педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати
|
Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии носит направленный характер (позиционирование деятельности ДОУ в городе, селе и т. д.), осуществляется по инициативе родителей
| Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати, на радио, по телевидению, имеют в основном практический характер. Раскрываются педагогические ситуации, даются советы о том, как поступать в том или ином случае
|