Результат исследования

Одним из элементов научного исследования является его резуль­тат. Результат исследования — это приращенное знание, представ­ляющее собой решение проблемы, обеспечивающее достижение по­ставленной цели и задач исследования, а также знание, доказываю­щее невозможность решения проблемы при данном способе ее постановки. Он фиксируется в форме новых научных фактов, коли­чественных зависимостей между явлениями, понятий, категорий, на­учной картины исследуемой реальности, а в идеале — в виде науч­ной теории. Коррелируя с целью исследования, будучи на начальных стадиях идеальным представлением об искомом знании, результат (даже в этом способе существования) обеспечивает видение исследо­вательской работы с позиции общего замысла. На завершающей ста­дии исследования он не только фиксирует новый уровень изученно­сти объекта, но и способствует более полному осмыслению путей и методов познания, а также особенностей системной организации зна­ния, накопленного в данной дисциплине или области исследования.

Результат исследования, по определению, должен коррелировать с характером решаемой проблемы, целями и задачами исследования. Это, прежде всего, прямой ответ на содержащиеся в проблеме вопросы. Например, в проблеме инвестиций на вопросы об их источниках, не­обходимых объемах, соотношении объемов инвестиций по внешним и внутренним источникам, о способах мотивации инвестиционных вложений от различных субъектов хозяйствования и населения, спе­цифике инвестиционной политики в различных сферах хозяйствен­ной деятельности и др.

Вместе с тем результат может содержать информацию, которая изначально не предполагалась быть полученной. Обычно ее квали­фицируют в качестве побочного результата (результатов). Грань между планируемым и побочным результатом бывает достаточно условна. В открытом, нечетком множестве вопросов, которые можно квали­фицировать как неявное содержание проблемы (по принципу соот­носительности с явно выраженным содержанием) для исследовате­ля всегда остается принципиальная возможность выделить и поста­вить в явной форме один, два или группу вопросов, которые имеют отношение к делу и, приложив дополнительные усилия в анализе планово полученной информации, получить дополнительный резуль­тат. В рамках проблемы инвестиций, манипулируя массивом ин­формации об инвестиционных возможностях населения и его ожи­даемой динамике, можно выйти за пределы сугубо экономических данных и проследить предметную зависимость, т.е. зависимость ин­вестиционной активности различных слоев населения не только от уровня их доходов, но и от уровня образования, конфессиональной принадлежности, миграционной подвижности и др. Осуществление и характер такого рода действий зависят от личных творческих ка­честв исследователя (его наблюдательности, развитости воображения, жизненного опыта) и, безусловно, от уровня профессиональной ком­петентности.

Побочные результаты могут быть получены также более затрат­ным путем, а именно, путем дополнительной работы исследовательс­кого характера на более ранних стадиях. В этом случае наблюдается явный выход за рамки изначально поставленных задач исследова­ния (анализ принципиально новой информации из других дисцип­лин и областей исследования, сознательное или случайное измене­ние режима наблюдений и экспериментов и т.д.). Характер побоч­ных результатов в таких случаях может оказаться не только неожиданным, но и нетрадиционным. Более того, по мнению одного из российских специалистов по науковедению (инженера по базовому образованию) В.В. Чешева, изложенному в ряде выступлений и не­которых публикациях, решение ряда сложных технических задач, отыскание необходимой комбинации морфологических элементов создаваемого технического объекта очень часто происходит стихийно, в виде процесса сопутствующего решению другой научно-техни­ческой проблемы, в виде незапланированных программой действий экспериментатора или обслуживающего инженерно-технического персонала. Эти действия, согласно пониманию данного автора, моти­вируются любознательностью, психологической склонностью к пе­реживанию ситуаций риска, вплоть до ситуаций, возникающих в результате несоблюдения режима работы экспериментальной уста­новки вследствие недисциплинированности или небрежности[45].

В целом тема "побочных результатов" научного исследования в настоящее время не является оригинальной. К настоящему времени в ее русле накоплен и последовательно-научно истолкован большой массив фактологических данных. Побочные результаты в общем случае стимулируют исследователя к более масштабной, сложност­руктурированной и интенсивной работе по осмыслении не только полученного результата, определению его места в системе накоплен­ного знания, установлению структурных и логических связей между его элементами, но и выбору направлений дальнейшей работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: