Выбор темы и формулировка проблемы

Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — в широком смысле предмет повествования, описания, изображения, исследования; в просторечии (обыденном смысле) — то, о чем рассказывается (го­ворится), о чем написан текст.

Выбор темы осуществляется по ряду критериев, отражающих сло­жившуюся в данной дисциплине или области знаний ситуацию, а также личностные факторы исследовательской работы. Важнейшим из них является актуальность, понимаемая как важность, суще­ственность, высокая значимость темы для настоящего времени, т.е. ее значимость в контексте ситуации, сложившейся в настоящее время в данной дисциплине, области исследований, науке в целом. Это пре­дельно широкий, информационно емкий критерий. Все прочие кри­терии внеличностного характера можно рассматривать как его дета­лизацию и конкретизацию. В этом плане выделяют, прежде всего, теоретическую, практическую и методологическую актуальность.

Теоретическая актуальность темы — это ее значимость в ис­следовании фундаментальных, основополагающих проблем научной дисциплины или междисциплинарных проблем. Например, структу­ры вещества в неживой и живой природе, механизмов наследственно­сти, нейрофизиологических основ мыслительных процессов, социаль­ной и экономической структуры общества.

Практическая актуальность темы — это ее значимость для решения каких-либо конкретных вопросов в сфере производства, обра­зования, воспитания, социальных и экономических процессов (борьба с преступностью, регулирование рождаемости, обеспечение занятости населения и др.).

Методологическая актуальность темы — это ее значимость в исследовании важных для развития определенной области науки воп­росов, отражающих динамику ее структурных элементов, прежде всего, средств и методов познания, механизмов действия предпосылочного знания, форм фиксации полученных результатов.

Личностные качества и склонности к определенного рода науч­ной работе должны учитываться настолько, насколько это возможно при нынешней коллективной системе выполнения научных иссле­дований. Выделяют несколько типов исследователей: "генераторы идей", "экспериментаторы", "теоретики", "критики" и др. Важно выб­рать тему, а в рамках коллективной исследовательской работы — ее аспект, соответствующие своему типу научного мышления и твор­ческим способностям. Историческим образцом (возможно, не пре­взойденным до настоящего времени) в этом плане служит органи­зация научной работы (распределение ролей) в копенгагенской школе физики, руководимой Н. Бором, где практически каждый исполни­тель мог выбрать наиболее подходящий для него участок работы.

Понятие "предмет" как эксплананс (определяющий, объясняющий элемент) дефиниции понятия "тема" терминологически связывает содержание темы, прежде всего, с одним из составных элементов научного исследования, а именно, с его предметом. Соотвественно приформулировке научной темы в ряде случаев достаточно назвать пред­мет исследования. Например, "Биокосное вещество", "Рифовые отло­жения", "Система кровообращения человека", "Современный агро­промышленный комплекс", "Личность в истории" и т.д.

Однако практически столь же часто тема формулируется в про­блемном ключе, в частности, путем прямого использования термина "проблема(ы)". Например, "Проблемы развития психики", "Проблема эволюционного человека", "Проблема инвестиций", "Методологичес­кие проблемы исследования трансформационного общества".

Формулировка проблемы ориентирована на выбор главного на­правления (направлений) исследования, в русле которого концент­рируется содержание исходного знания и определяются возможности его приращения за счет установления новых эмпирических фактов, их причинного объяснения, теоретической систематизации (концеп­туального объяснения), предсказания новых свойств и состояний объекта и др. Например, в сфере экономических исследований все­гда актуальна проблема инвестиций. Ее формулировка в рамках конкретного исследования чаще всего очерчивает определенный круг вопросов: определение факторов, положительно или негативно вли­яющих на динамику инвестиций, установление зависимостей между действием выявленных факторов, прогноз динамики инвестиций на будущее в определенном временном интервале при дефиците необ­ходимой информации.

Характером проблемы во многом определяется тип научного исследования по его общей направленности:

1) на установление но­вых эмпирических фактов и увеличение их общей совокупности;

2) на их теоретическое объяснение;

3) на обобщение результатов, по­лученных в рамках первых двух типов исследований;

4) на разра­ботку прогнозов;

5) на решение практических задач.

Наиболее частым является вариант формулировки проблемы, в которой ее содержание выражено указанием на доминирующий ас­пект исследования. Например, "Условия стабильности биоценозов", "Генезис сознания", "Факторы экономического роста в условиях по­литической стабильности", "Тенденции взаимодействия нацио­нальных культур" и т.д. В данном случае тема достаточно опреде­ленно коррелирует с целями и задачами исследования. В ряде эко­номических разработок такого рода корреляция выражена в явном виде путем использования в названии темы таких начальных слов, как "установить", "определить", "разработать" и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: