Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — в широком смысле предмет повествования, описания, изображения, исследования; в просторечии (обыденном смысле) — то, о чем рассказывается (говорится), о чем написан текст.
Выбор темы осуществляется по ряду критериев, отражающих сложившуюся в данной дисциплине или области знаний ситуацию, а также личностные факторы исследовательской работы. Важнейшим из них является актуальность, понимаемая как важность, существенность, высокая значимость темы для настоящего времени, т.е. ее значимость в контексте ситуации, сложившейся в настоящее время в данной дисциплине, области исследований, науке в целом. Это предельно широкий, информационно емкий критерий. Все прочие критерии внеличностного характера можно рассматривать как его детализацию и конкретизацию. В этом плане выделяют, прежде всего, теоретическую, практическую и методологическую актуальность.
Теоретическая актуальность темы — это ее значимость в исследовании фундаментальных, основополагающих проблем научной дисциплины или междисциплинарных проблем. Например, структуры вещества в неживой и живой природе, механизмов наследственности, нейрофизиологических основ мыслительных процессов, социальной и экономической структуры общества.
|
|
Практическая актуальность темы — это ее значимость для решения каких-либо конкретных вопросов в сфере производства, образования, воспитания, социальных и экономических процессов (борьба с преступностью, регулирование рождаемости, обеспечение занятости населения и др.).
Методологическая актуальность темы — это ее значимость в исследовании важных для развития определенной области науки вопросов, отражающих динамику ее структурных элементов, прежде всего, средств и методов познания, механизмов действия предпосылочного знания, форм фиксации полученных результатов.
Личностные качества и склонности к определенного рода научной работе должны учитываться настолько, насколько это возможно при нынешней коллективной системе выполнения научных исследований. Выделяют несколько типов исследователей: "генераторы идей", "экспериментаторы", "теоретики", "критики" и др. Важно выбрать тему, а в рамках коллективной исследовательской работы — ее аспект, соответствующие своему типу научного мышления и творческим способностям. Историческим образцом (возможно, не превзойденным до настоящего времени) в этом плане служит организация научной работы (распределение ролей) в копенгагенской школе физики, руководимой Н. Бором, где практически каждый исполнитель мог выбрать наиболее подходящий для него участок работы.
|
|
Понятие "предмет" как эксплананс (определяющий, объясняющий элемент) дефиниции понятия "тема" терминологически связывает содержание темы, прежде всего, с одним из составных элементов научного исследования, а именно, с его предметом. Соотвественно приформулировке научной темы в ряде случаев достаточно назвать предмет исследования. Например, "Биокосное вещество", "Рифовые отложения", "Система кровообращения человека", "Современный агропромышленный комплекс", "Личность в истории" и т.д.
Однако практически столь же часто тема формулируется в проблемном ключе, в частности, путем прямого использования термина "проблема(ы)". Например, "Проблемы развития психики", "Проблема эволюционного человека", "Проблема инвестиций", "Методологические проблемы исследования трансформационного общества".
Формулировка проблемы ориентирована на выбор главного направления (направлений) исследования, в русле которого концентрируется содержание исходного знания и определяются возможности его приращения за счет установления новых эмпирических фактов, их причинного объяснения, теоретической систематизации (концептуального объяснения), предсказания новых свойств и состояний объекта и др. Например, в сфере экономических исследований всегда актуальна проблема инвестиций. Ее формулировка в рамках конкретного исследования чаще всего очерчивает определенный круг вопросов: определение факторов, положительно или негативно влияющих на динамику инвестиций, установление зависимостей между действием выявленных факторов, прогноз динамики инвестиций на будущее в определенном временном интервале при дефиците необходимой информации.
Характером проблемы во многом определяется тип научного исследования по его общей направленности:
1) на установление новых эмпирических фактов и увеличение их общей совокупности;
2) на их теоретическое объяснение;
3) на обобщение результатов, полученных в рамках первых двух типов исследований;
4) на разработку прогнозов;
5) на решение практических задач.
Наиболее частым является вариант формулировки проблемы, в которой ее содержание выражено указанием на доминирующий аспект исследования. Например, "Условия стабильности биоценозов", "Генезис сознания", "Факторы экономического роста в условиях политической стабильности", "Тенденции взаимодействия национальных культур" и т.д. В данном случае тема достаточно определенно коррелирует с целями и задачами исследования. В ряде экономических разработок такого рода корреляция выражена в явном виде путем использования в названии темы таких начальных слов, как "установить", "определить", "разработать" и т.п.