Введение. Япония на пути модернизации: учебное пособие /И

Мазуров И. В.

Япония на пути модернизации: учебное пособие /И. В. Мазуров. -2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманитар. ун-та, 2006. - 48с.

В учебном пособии показан процесс перехода Японии от позднефеодального общества к капиталистическому. В работе объясняются причины и особенности перехода к капитализму применительно к Японии.

УДК 951(075)

ББК 63.3(5ЯПО)5

Отпечатано с авторских оригиналов

Дизайн обложки И. В. Мазурова

Компьютерная верстка Л. А. Гронской

Подписано в печать 21.03.06. Формат 60х84 1/16

Бумага писчая. Гарнитур "Таймс". Печать RISO.

Усл. печ. л. 2,79. Тираж 100 экз. Заказ 49.

Издательство Дальневосточного государственного гуманитарного университета. 680000, ул. К. Маркса, 68.

Отдел оперативной полиграфии издательства Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 680000, ул. Лермонтова, 50.

ÓМазуров И.В., 2006

ÓДальневосточный государственный

гуманитарный университет, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 5

Глава I. «Реставрация Мэйдзи». 8

1. Складывание предпосылок падения системы сёгуната. 8

2. Социальная структура Японии в период зарождения антисёгунской оппозиции. 13

3. "Открытие Японии". 19

4. Реставрация власти императора (Реставрация Мэйдзи). 24

Гражданская война. 32

Место самурайства в реставрации Мэйдзи. 34

Роль крестьянских движений в начале периода Мэйдзи. 37

Глава II. "Модернизация Японии". Преобразования эпохи Мэйдзи. 40

1. Первичные преобразования Мэйдзи. 40

1. Первые шаги реформирования государственно-административной системы. 42

2. Образование институтов местного самоуправления. 45

3. Реформа сословной системы. 46

4. Военная реформа. Создание регулярной армии. 46

5. Создание полицейского аппарата. 46

6. Судебно-правовая реформа. 47

2. Реформы 1880-х годов. 51

1. Аграрные реформы 1871-1873 гг. 51

2. Капитализация самурайских пенсий. 54

3. Начальный период индустриализации Японии. 56

4. Реформа образования. 62

5. Образование политических партий. 63

Реорганизация государственного аппарата страны. Конституция МЭЙДЗИ. 70

Заключение. 77

Основная рекомендуемая литература. 80

Японская хронология нового и новейшего периодов истории. 81


Введение.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов-восточников, студентов исторического факультетов, а также всех тех, кто интересуется историей Японии. Цель его - показать особенности перехода Японии от феодального общества, к капитализму, уяснить причины, определившие, во многом, специфику сегодняшнего развития этой страны.

Процесс перехода страны от феодального общества к капиталистическому, который также называют процессом модернизации общества[1], в разных странах проходил неодинаково. В некоторых странах Европы этот процесс занял столетия. На Востоке, где все социальные и политические процессы не укладываются в рамки европейских научных схем[2], подобного рода процессы весьма отличались от европейских, и в наиболее яркой форме их можно проследить на примере Японии второй половины ХIX века.

Как отмечал известный американский японовед Э. Рейсшауэр (Гарвардский университет), Япония вступила на путь модернизации в период Мэйдзи, находясь уже на достаточно высоком уровне развития. К тому же в преобразованиях важную роль сыграла поддержка государства, которое сделало модернизацию приоритетом своей политики. Заимствование западных методов индустриализации привело к значительному сокращению сроков перехода японского общества от феодального состояния к современному. В то же время, такое сокращение сроков привело и к осложнениям в обществе, которые можно объяснить тем, что в процессе осуществления модернизации, внедряемые в японские традиционные структуры современные технологии, политические, экономические и другие нововведения не всегда согласовывались с уровнем развития данного общества.

Характерной чертой японской модернизации в эпоху Мэйдзи являлось осуществление ее через посредство элиты нации. Население само непосредственно не сталкивалось с представителями западной цивилизации и получало новые знания и информацию, переведенную на японский язык. Поэтому быстрый поворот общества в сторону Запада, европеизация общества, не порождали в японском сознании чувства отторжения, а, кроме того, некоторые западные концепции (позитивизм, например) были близки японским традиционным воззрениям. Вообще надо сказать, что именно прагматизм японцев позволил им столь успешно ответить на вызов Запада и провести достаточно эффективные реформы в сравнительно короткие сроки, в отличие, скажем, от Китая. И в японском и в китайском случаях важнейшую роль сыграли социально-психологические причины, имеющие глубокие исторические корни, как, например, отношение национального сознания к внешнему миру. Китай, на протяжении всей своей длительной истории, исполнял роль донора культурных достижений для окружающих его стран. Поэтому-то китайцы долгое время не могли смириться с мыслью о наличии других, отличных от их собственных, культурных ценностей вовне и необходимости чему-то учиться у других народов. Например, неприятие естественной для европейца мысли о равноуровневом положении посольских представительств с главой государства, в котором эти представительства представлены, явилось одной из причин третьей опиумной войны.

Японцы же на протяжении истории заимствовали культурные достижения извне (большей частью из того же Китая), и потому смогли быстро переориентироваться на новый их источник, сохранив при этом свою национальную самобытность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: