Заключение. Модернизация Японии, проходившая под лозунгом "Реставрации Мэйдзи" (Мэйдзи исин), явилась компромиссом между консервативными силами и сторонниками

Модернизация Японии, проходившая под лозунгом "Реставрации Мэйдзи" (Мэйдзи исин), явилась компромиссом между консервативными силами и сторонниками обновления японского общества. Консерваторы согласились с обновлением в определенных областях общественной жизни, а сторонники обновления, в свою очередь, избрали путь обновления социальной системы при сохранении и поддержании традиций. И здесь мы еще раз можем убедиться в приверженности японцев основополагающему принципу японского мировоззрения – гармонии "ва".[39] В отличие от Европы, в Японии выходцы из феодальных княжеств, представители торгово-промышленного капитала легко адаптировались к требованиям новой эпохи, что и предотвратило серьезные социальные конфликты, столь свойственные обществам переходного периода (соседний Китай, например).

Следует обратить внимание и на ту обстановку, в которой происходили перемены. Новые японские лидеры вынуждены были взяться за переустройство страны в условиях угрозы иностранного вторжения, которая постоянно довлела над страной.

Более того, Япония стояла перед лицом опасности крупномасштабного проникновения в страну иностранного капитала, обосновавшегося в японских портовых городах уже с первых годов Мэйдзи. Это ощущение внешней опасности подогревалось наличием в Японии (вплоть до 1899 года) института экстерриториальности для иностранцев, характерного для европейских колоний в Азии, и отсутствием собственной тарифной автономии, которой Япония добилась лишь в 1910 году.

Всю тяжесть расходов по созданию нового общества правительство возложило, прежде всего, на плечи японских крестьян,[40] благодаря труду которых и было достигнуто накопление необходимого для проведения реформ капитала. Приход в правительство представителей феодальной знати, торгово-ростовщического капитала, а не буржуазии, как это происходило в Европе, предопределили специфику капиталистического развития Японии, где в немалой степени сохранялись феодальные пережитки: помещичья собственность на землю, натуральная арендная плата, и полуфеодальные условия труда на предприятиях. Это, в свою очередь, сказалось и на характере и направленности самих реформ, проводимых новым правительством.

Отставание от западных стран в области техники и технологии было особенно ощутимо, поэтому модернизация в этом направлении стала политикой нового правительства. При этом, из иностранного опыта перенималось, прежде всего, то, что отвечало потребностям страны.

В то время единственным путем занять достойное место в мире и стать державой мирового уровня было проведение агрессивной внешней политики и завоевание колоний. Поэтому Япония, естественно, пошла по этому пути, выдвинув лозунг "богатая страна – сильная армия" (фуккоку – кёхэй). Император стал символом возрожденного самосознания, символом национального единства. Агрессивность стала главным направлением во внешней политике японских лидеров.

Тем не менее, изменения японского общества в период "Мэйдзи исин" стали большим прорывом в будущее. Японские реформы периода "Реставрации Мэйдзи" имели столь значительный для страны, и даже революционный характер, что многие российские (советские) историки оценивали эти события как "незавершенную буржуазную революцию".

Однако большинство европейских и японских историков называют эти события "реставрацией Мэйдзи", поскольку основные политические изменения выразились в восстановление монархической власти, создание представительного органа - парламента, сохранение преемственности традиций и утверждение идеи обожествления императора.


Основная рекомендуемая литература.

1. Гальперин А.Л. К вопросу о генезисе капитализма в Японии // О генезисе капитализма в странах Востока. М., 1962.

2. Гальперин А.Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. М., 1963.

3. Гальперин А.Л. К вопросу о генезисе капитализма в Японии // О генезисе капитализма в странах Востока. М., 1962.

4. История Японии. В 2-х ТТ. Москва, ИВРАН, 1998 (2-е изд. – 1999).

5. Молодяков В. Э. Россия м Япония: поверх барьеров. М. АСТ-Астрель, 2005.385

6. Норман Г. Становление капиталистической Японии. Пер. с англ. М., 1952.

7. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., ИВЛ, 1961.

8. Очерки новой истории Японии (1640-1917). Под ред. А. Гальперина. М., ИВЛ, 1958.

9. Пасков С.С. Современная японская буржуазная историография. Проблемы политики Японии и Китая в конце XIX-первой четверти ХХ в. М., ИВЛ, 1982.

10. Размышления о японской истории. Сб. статей. М., 1996.

11. Тояма С. Мэйдзи исин. Крушение феодализма в Японии. М., Изд.ин.лит., 1959.

12. Reischauer Edwin O. Japan The History of a nation. Tokyo, 1995.

13. The Cambridge History of Japan. Vol. 5,6. Cambridge University Press, 1988.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: