Некоторые расхождения в теоретических позициях

В отечественной психологии можно встретить упомина­ния о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Вы­готского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальпери­на. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в

разное время, из контекста развития единого общепсихологи­ческого теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь раз­вития любой «живой», развивающейся системы теоретиче­ских знаний в науке. При этом принципиальных методологи­ческих расхождений, которые бы требовали радикального пе­ресмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.

Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.

А. Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анали­за психических явлений, используемой в работах Л. С. Выгот­ского (Леонтьев А. Н., 1998)

Л. С. Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом - с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.

• Единицей сознания выступает значение, которое лежит за словом, а слово выступает носителем значения.

• Овладение значением есть результат общения, в ходе кото­рого происходит овладение ребенком значениями и смыс­лами, имеющимися в общественном сознании и культуре.

А. Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что со­знание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.

• Единицей анализа психики становится действие, в котором открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми сред­ствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: