четко обозначена И. И. Ильясовым (1986). Механизм интериоризации имеет две альтернативные (взаимодополнительные?) теоретические трактовки в зависимости от особенностей решения психофизиологической проблемы: а) психика формируется как результат формирования ориентировочно-исследовательских операций и действий; б) психика есть продукт функционирования нервной системы и мозга.
В первом случае механизм интериоризации трактуется как исчерпывающее объяснение порождения психического на основе ориентировочно-познавательных компонентов внешних предметно-практических действий. С этим можно согласиться, если предположить, что все, даже элементарные, психические аналитико-синтетические процессы и
способы ориентировки младенца формируются в онтогенезе сразу после рождения на основе активных сенсомоторных движений, а затем действий, направленных на предметное окружение.
Альтернативное предположение заключается в том, что элементарные аналитико-синтетические психические процессы, организующие и ориентирующие сенсомоторные движения младенца в раннем постнатальном периоде, представляют собой врожденные естественные психические функции. В этом случае объяснительный потенциал процесса интериоризации следует ограничить следующим образом. Превращение непсихических явлений в психические обеспечивается работой мозга и остается до сегодняшнего дня центральной нерешенной проблемой психологии. Способность мозга порождать психическое из непсихического возникает не в онтогенезе, а в филогенезе. Таким образом, правильно будет говорить о процессах эволюционного развития условий для формирования у живых организмов более сложных психических процессов на основе более простых. Отсюда следует, что интериоризация есть переход от одной формы существования естественных психических функций в составе внешних предметно-практических действий к другой форме психического - формированию внутренних форм умственных действий. Такая система предположений ведет к необходимости разводить: а) процессы преобразования объектов и б) собственно познавательно-ориентировочные процессы отражения явлений в их предметных свойствах, связях, отношениях, которые исходно осуществляются на основе врожденных элементарных аналитико-синтетических психических операций. Предполагаемые изначально психические элементарные аналитико-синтетические операции не являются следствием внешних действий, а только совершенствуются и развиваются на основе функционирования преобразовательных операций с объектами. Содержание же внутренних преобразовательных операций, приобретающих форму умственных действий во внутреннем плане сознания,
|
|
порождается в онтогенезе путем интериоризации внешних преобразовательных операций с объектами (Ильясов, 1986). В настоящее время указанная теоретическая альтернатива преодолевается путем разведения: а) психофизиологических механизмов, которые, очевидно, имеют врожденные компоненты и выступают необходимым условием для построения потенциально различных по содержанию образов; б) конкретного, индивидуального «образа мира» как результата активных ориентировочно-исследовательских действий субъекта в окружающем мире.
|
|
Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А. Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в работах П. Я. Гальперина
А. Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология — наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности - «образа мира», обеспечивающего ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности.
П. Я. Гальперин: предмет изучения психологии - ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ.