Философия как призвание и профессия

Расцвет классической системы образования происходит в эпоху становления национальных государств, которые берут ее под свою опеку. Добившиеся академической свободы университеты были символом государства и готовили чиновников, ученых, образованных людей, обладающих государственными добродетелями. Такие люди, мужественно отстаивающие истину и бескорыстно работающие во славу Отечества, составляют главный капитал общества. Современная реформа образования должна привести высшую школу в соответствие с общественными изменениями. Университет ― не только храм науки, но и место формирования ученого. Школы и университеты являются своеобразными «теплицами» для дозревания молодых до такого состояния, когда они способны осуществлять обмен с другой культурной средой без риска для самосохранения. Задача системы образования состоит в том, чтобы сформировать у молодежи символическую иммунную систему, обеспечивающую восприятие чужих идей с пользой для себя. Первая угроза состоит в том, что открытость университетского образования делает молодежь беззащитной перед другой культурой. Вторая угроза идет от закрытости, когда традиции замыкают человека в капсулу освоенного культурного пространства. Используя биологическую метафору, можно сказать, что цель философии состоит в построении такой символической системы, которая, будучи открытой, обладает иммунитетом против вирусов чужого.

Сегодня отсутствуют прежние искусственные барьеры, которые, по сути дела, ограждали нашу психическую, социальную, экономическую систему от воздействий со стороны других систем. Но воспитанные за «железным занавесом», как в профилактории, люди теряют способность самосохранения. Не слишком утруждая себя, родители и педагоги, заботливо опекали детей от вредных воздействий. Они действовали методом запрета, и таким образом лишили подрастающее поколение способности самостоятельно мыслить. Когда, наконец, стены и границы пали, мы оказались беззащитными перед вирусом чужого. Особенно сложное состояние характерно для исторического сознания. Мы стали смотреть на свое прошлое через призму современных представлений о правах человека, и традиции предков вызывают у многих из нас чувства неуверенности и даже стыда. Не лучше обстоит дело и в массовой культуре, деятели которой, смешивая собственные фантазии с реальностью, погружают телезрителей в виртуальный мир.

Уже давно говорят о смерти философии. Но возникает вопрос, насколько правомерно рассматривать философию с апокалипсической или танатологической точек зрения? Ведь эта перспектива ― наследие эпохи чрезвычайных ситуаций, так можно охарактеризовать ХХ столетие. Не стоит впадать в меланхолию из-за конца философии. Но черты упадка и вырождения надо отслеживать. И главное тут воспитание рациональности, профессионализма, а также терпения, упорства и работоспособности. Что касается содержания, то не следует впадать в пуризм. Одни видят угрозу в постмодернизме. Но его лидеры ― настоящие профессионалы. Например, деконструкция ― весьма изощренное и полезное искусство преодоления устаревших оппозиций, которые навязывают на практике весьма односторонние оценки и приводят к неадекватным решениям. Другие видят угрозу в психоанализе, вообще в обращении к проблемам телесности, к тому, что всегда и во всех культурах прикрывали. Третьи мечтают о возрождении онтологии и возвращении реальности. Четвертые видят опасность, вслед за Хайдеггером, в забвении бытия. Список можно продолжить. Размышляя о том, какая философия нужна современному обществу, можно выдвинуть следующие соображения:

1. Каждое общество и каждый человек нуждается для своего самосохранения не только в жилище, пище и лекарствах, но и в символической иммунной системе, обеспечивающей идентичность, позволяющей сохранять себя в соревновании с другими. Способом формирования и осмысления человеком своего места в мире издавна была философия. Поскольку она не может исчезнуть, меняются лишь ответы на вызовы времени, постольку необходима поддержка профессиональной философии как научной и учебной дисциплины.

2. Разговоры о пользе или вреде философии ― это такие принципиальные вопросы, которые надо обсуждать сообща, ибо отказ от философии лишает общество будущего. Прагматическое отношение к образованию является временным заблуждением. На самом деле люди тратят свободное время не только на развлечения и шопинг. Многие пытаются размышлять и строят собственные метафизические системы.

3. Философов беспокоит распад социальной ткани, разрушительные последствия бизнеса. Конечно, об этом должны думать и другие: например, правоохранительные органы, обеспечивающие системе способность нейтрализовать опасные для ее существования действия. Но цензор должен быть внутри. Отсюда роль образования, которое должно быть не утилитарным, а социально и гуманитарно ориентированным.

4. Общество желает подняться с колен и строить достойную жизнь. Очевидно, что для этого надо хорошо работать. Но за годы застоя люди уже отвыкли это делать. Многие предпочитают тяжелому физическому труду пособие по безработице. Чтобы стать сильной страной, необходимо утверждать высокую ценность труда, службы, исследования, воспитания.

5. Таким образом, время отречения от философии не настало. Наоборот, оно требует принципиально нового ответа на вопросы, что такое человек, государство, общество. Лозунги о «конце идеологии», «смерти философии», «кризисе государства», о «постгуманистической цивилизации» и т. п. на самом деле выражают необходимость новой проблематизации базовых понятий общества, и это тоже подтверждает потребность в философии.

6. Сегодня радикально меняются понятия рационального, социального, политического, морального и т. п. Апатия масс, индивидуализм, интерес к оккультному, имморализм, отсутствие чувства долга, голоса совести ― все это внушает глубокие опасения. Как философия может способствовать возрождению социальной ткани и сохранению духовности? Разумеется, одних слов и призывов к реанимации традиций и патриотизма недостаточно. Философия — это исследование, диагностика и терапия социальных болезней. Люди, утратившие веру в защищенность со стороны государства, берут реванш в форме протеста. Условием выживания общества является способность к самоутверждению. Вера в себя избавляет от страха чужого и позволяет мирно с ним соревноваться.

7. Апокалипсические настроения в обществе во многом являются эффектом масс-медиа. Люди запуганы прошлой историей (Гулаг) и уже не различают фашизм и коммунизм. Наука и техника внушают страх, ибо разговоры о них сводятся к экологии, техническим катастрофам, генным технологиям, клонированию и т. п. Между тем, современные технологии гуманнее прежних, и на их основе жизнь может быть устроена гораздо лучше, чем она есть. Осознание этих новых возможностей, формирование чувства уверенности, а не нагнетание страха ― вот в чем состоит задача философии. Пора избавить людей от мизологии, ресентимента, философии нужды и прочих идеологий эпохи чрезвычайных ситуаций, войн, идеологических противостояний и бедности.

8. В современной российской философии происходят глубокие изменения. Появляются проекты переоценки ценностей, существенным образом разводящие философские и политические практики, модифицирующие соотношение философии и разнообразных феноменов культуры, религии, повседневной жизни. Изменяется сама форма философского размышления, особенно под воздействием современных информационно-коммуникационных технологий. Разнообразится арсенал методологических средств и приемов философского исследования, в котором наряду с компаративистскими процедурами, задействованы методы современной философской и культурной антропологии, феноменологии, герменевтики, семиологии и дискурсивной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: