Построение гипотезы исследования

Гипотеза (предположение) является формой развития науки, поскольку в гипотезе мысль исследователя забегает несколько дальше того, что известно в науке на сегодняшний день. В гипотезе строятся интуитивные предположения, которые подлежат проверке (доказа-тельству или опровержению) Формулирование гипотезы по В.И.Тютюннику должно отве-чать следующим требованиям: 1.Начальным пунктом формулирования гипотезы являются факты, которые относятся к данной предметной области. Из них исходит исследователь в поиске новых фактов и законо-мерностей.

2.Гипотеза должна быть сформулирована в виде таких обобщений или утверждений, которые позволяли бы по-новому рассуждать о предмете. 3.Гипотезу можно использовать эффективно, если исследователь применяет ее точно также, как теории, уже принятые в науке. Таким образом, можно выяснить, где выводы из гипотезы не соответствуют уставленным фактам. 4.Исследователь не может исходить из любой мыслимой гипотезы. Он отбирает только те конкретные свойства, связи, зависимости и т.д., которые можно объяснить при помощи предполагаемых гипотезой законов.

5.Наряду с рабочей гипотезой необходимо сформулировать альтернативную ей, что по-зволит в ходе исследования проверить не только выдвигаемое предположение, но и альтер-нативное ему.

Примеры построения гипотезы исследования

Тема исследования:Формирование толерантного отношения к другому у студентов Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения к другому у студентов возможно посредством специально организованного тренинга, разработанного с учетом лич-ных свойств, способствующих данному виду отношений.

Литература

Основная литература:

1 Гормин А.С. Методология и методы психологии [Текст] учебно-методическое пособие, НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2010. – 23 с.

2 Никандров В.В. Методологические основы психологии [Текст]учебное пособие С.Пб:, «Речь», 2008.- 234 с.

3 Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. [Текст] М., 2002.-206 с.

Дополнительная литература:

1. Бассин Ф.Б. О развитии взглядов на предмет психологии[Текст], //Вопр. Психологии, 1971, № 4, с. 101-113.

2. Гальперин П.Я. Введение В психологию. [Текст] М., 1976.- 123 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. [Текст] М., 1982.-305 с.

4. Гудвин Д. Исследование в психологии. Методы и планирование. – Спб. 2004. 66 с.

5. Зинченко Б.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. [Текст] М., 1983. – 120 с.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] М., 1984.-203 с.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. [Текст] М., 1973.- 105 с.

8. Тютюнник В.И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда до-школьников. [Текст] М., 1992.

9. Ярошевский М.Г. Принцип детерминизма и логика развития научного знания [Текст]//Вопр. Философии, 1976, № 10, с. 43-54.

10. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] М.: Наука, 1969.

11. Гольдстейн М, Гольдстейн И. Как мы познаем. М.: Знание, 1984, с. 33-44, 195-253.

12. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева [Текст]//Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1979.№4, с.25-41.

13. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии [Текст]//Вопр. философии, 1977, с. 109-125.

14. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М, 1980.- 29 с.

15. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. [Текст] М., 1983.-203 с.

16. Поппер К. Логика и рост научного знания. [Текст] М., 1983.-306 с.

17. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психоло-гия. [Текст] М., 1986.-123 с.

18. Степин Б.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации[Текст] //Вопр. фи-лософии. 1989. № 10. С. 88-95.

19. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской пси-хологии [Текст]//Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990, № 2, с. 39-56

20. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. [Текст]М., 1984. с. 103-176.

21. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема метрологической организации системно-структурных исследований и разработок [Текст]//Системные исследования. М., 1931. С. 193-227.

22. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании[Текст] //Вопр. философии. 1980. № 9. С. 51-63.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: