Дизайн множественного случая имеет свою специфику и явные преимущества:
1. Дает больше доказательств, хотя, как указывает Йин, доказательства в большей степени касаются не репрезентативности или популяции, а теории.
2. Получаются более объективные данные, поскольку помогают обобщить данные не только об одном случае, но о разных и при разных обстоятельствах.
Дизайн множественного случая имеет и недостатки: /. Высокая стоимость проекта.
2. Требуется наличие команды исследователей.
3. Исследование критических, редких случаев возможно только при одиночном кейсе.
4. Необходимость проведения сравнения.
ЕСТЬ ЛИ ВЫБОРКА ВО МНОЖЕСТВЕННОМ КЕЙСЕ?
Кейс стали в широком смысле слова не обеспечивают репрезентативную выборку, и этот факт признается большинством исследователей. Тем не менее, при конструировании множественных кейсов существуют определенные принципы отбора и формирования кейсов для того чтобы, например, максимально увеличить то, что может быть найдено в процессе исследования.
Б исследовании ИСИТО по «реструктуризации занятости в промышленности России», в качестве «случая» рассматривалось промышленное предприятие.
В основе принятия решения об отборе объектов исследования лежало совпадение методологических принципов и прагматических соображений. Методологические принципы основывались на представлении о целевой выборке - соответствии элемента выборки теоретическим представлениям о генеральной совокупности. Для кейс стали на предприятиях неважно было репрезентировать какую-либо отрасль, региональную или национальную структуру промышленности. Основной задачей стало выявление типичных образцов найма и увольнения рабочей силы, индивидуальной мобильности в пределах одной организации, а также опосредующих процессов внешней мобильности институтов, рассматриваемых на фоне региональных процессов на рынке труда (например, динамики безработицы).
Что было критерием отбора предприятия? Они должны были быть достаточно типичны для экономики города, значит, исключались специфические объекты (в результате мы отказались от исследований на шахтах в Кемерово, поскольку они по характеру своего производства обладали слишком большой отраслевой спецификой). Кроме того, в самом городе шахт нет. В «случаи» в каждом городе должны были войти как довольно успешные, так и явно стагнирующие образцы промышленной организации, как большие, так и достаточно маленькие, как «старые» приватизированные предприятия, так и новообразованные фирмы.
Разумеется, часть этих показателей оказалась довольно изменчивой, и за время проведения исследования некоторые удачливые фирмы вошли в полосу упадка. Однако эти события органично вошли в
Пя
общую картину проекта, став отметкой того времени, когда происходило наше изучение рынка труда. Другой чертой предприятия, вошедшего в число «случаев», явилось наличие хоть какого-то кадрового движения, наличие увольнений и приема на работу (в ряде случаев удалось подобрать похожие предприятия). Важным условием сравнимости различных объектов и городов являлось наличие определенным образом сформулированных «проблем» - тех тем проекта, которые были выделены на стадии разработки задач исследования. Эти темы, как это бывает в проектах, основанных на качественной стратегии, не остались в неизменном виде, их содержание переформулировалось в соответствии с данными, поступающими с поля. Однако важным оставалось то, что эти многочисленные данные накапливаются вокруг определенной проблемы. Если в процессе полевой работы обнаруживались серьезные противоречия, мы имели возможность на новом шаге перепроверить их па другом предприятии или в другом городе. Все это укладывалось, как кусочки мозаики, в общую сложную картину. Прагматическим соображением при выборе предприятий стало разрешение, полученное со стороны администрации на проведение долговременного углубленного исследования.
Исследования, осуществленные ИСИТО в четырех регионах России, охватили 16 предприятий, среди которых оказалось 4 государственных, остальные преимущественно АООТ и одно АОЗТ. Эти предприятия представляли широкий спектр отраслей промышленности: 5 машиностроительных, 3 пищевых, 2 полиграфических, по одному предприятию из металлургической, химической и легкой промышленности, а также 2 строительных и одно транспортное предприятие. По размеру 3 предприятия принадлежали к разряду крупнейших (с численностью персонала от 12 тыс. до 18 тыс. чел.), 8 крупных (с численностью от 1 тыс. до 3 тыс. чел.) и 5 средних (с численностью занятых от 150 до 400 чел.). Кроме того, в регионах, где были проведены исследования на предприятиях, изучены региональные биржи труда и негосударственные агентства по подбору кадров, подразделения региональных ведомств по сбору статистики занятости, с применением качественных и количественных методов проинтервьюированы работающие и уволенные работники. На следующем этапе исследования, шагнув за пределы предприятий, мы включились в поиск индивидуальных форм трудовой мобильности, анализ форм деятельности институтов перераспределения рабочей силы (государственных и негосударственных бирж труда) и некоторых других релевантных механизмов, оказывающих структурное влияние на развитие рынка труда.
Козина И. и др. Методологические аспекты проведения исследования. Рабочие материалы проекта по «Реструктуризации занятости в промышленности. Самара, 1996-1997 гг.
Приступая к исследованию инновационных процессов в промышленности и отбирая определенные предприятия для анализа, исследовательская команда ИСИТО пришла к выводу, что необходимо стремиться:
1. К региональной диверсификации и именно поэтому в выборку были включены предприятия из 7 российских регионов. Кроме того, в исследование были включены предприятия Грузии и Белоруссии.
2. Одной из целей исследования было показать наличие схожих процессов, происходящих на предприятиях, связанных с процессами инновации и не зависящих от выпускаемого продукта. Поэтому в условную выборку попали предприятия, принадлежащие к различным отраслям промышленности.
3. Было необходимо проследить зависимость успешности инновации от формы собственности, размера предприятия. Именно поэтому в выборку были включены предприятия государственные и предприятия смешанной формы собственности, средние и крупные.
4. Кроме того, нам хотелось посмотреть, имеется ли связь между внедрением нововведений и тем, является ли предприятие благополучным или нет. Конечно, в данном случае ситуация осложнялась тем, что не на всех предприятиях есть доступ к экономической стороне вопроса. Однако мы руководствовались косвенными индикаторами успешности предприятия, почерпнутых из интервью с работниками: наличие у предприятия долгов по заработной плате, ритмичность работы производства, условия труда работников и т.н.
Таким образом, на данном примере мы видим, что выборка напрямую зависит и от исследовательского вопроса, и от основных гипотез, и от темы исследования, и от других факторов, включая наличие опытной команды исследователей и её размер.
Кроме того, на разных этапах множественного исследования выборка может либо уменьшаться, либо увеличиваться в зависимости от возникающих вопросов.
На наш взгляд, множественный кейс, по сравнению с единичным менее гибок, поскольку для работы разных исследователей, или разных исследовательских команд должен быть достигнут определенный уровень унификации.
Глава 11
Анализ данных в качественном исследовании в стиле кейс стади
Основные подходы к анализу данных в качественных исследованиях
Анализ данных является самым ответственным этапом исследования в целом. Он может иметь несколько уровней и переходить в отдельных случаях от иллюстрирования отдельных фрагментов реальности к описанию и далее к выстраиванию мини-теории изучаемого явления или процесса.
Начинающие исследователи испытывают особое волнение на этой стадии. Как извлечь смысл из всего собранного материала? Как получить обоснованную теоретическую интерпретацию собранных данных, отражающих эмпирическую реальность? Как прорваться через собственные предубеждения, предвзятость и стереотипы, которые исследователи неизбежно переносят в аналитическую ситуацию?
Сравнивая качественную и количественную методологии, можно сделать вывод, что методы анализа качественных данных находятся пока на стадии становления. Так же как в теоретических подходах преобладает теоретический плюрализм, так и в подходах к обработке информации и ее анализу мы можем подходить с плюралистических позиций, считая диверсификацию таким же нормальным явлением, как и множественность картин мира, которые предлагают нам различные теории познания.
Качественная методология достаточно гибка, и мы можем отметить, что количество способов, с помощью которых можно представить и анализировать данные, с каждым годом увеличивается. Поэтому мы можем сказать, что современный анализ качественных данных характеризуется достаточной вариативностью, а в методологических подхо-
дах существует множество стилей и направлений. Начинающему исследователю мы бы порекомендовали прочитать, по крайней мере, отчеты о трех проведенных кейс стади, представленных в приложении.
В социологическом мире в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции в анализе и презентации итоговых данных, полученных в качественных исследованиях. С одной стороны, имеет место тенденция к плюрализму и поливокальности, что отмечают Коффи и его коллеги [123], с другой стороны, к унификации анализа, определенной гомогенности - тенденции, которая проявляется в использовании одних и тех же компьютерных программ при анализе текстов интервью, документов и т.п. Особой группой выступают исследования, проведенные с использованием этнографического подхода, которые часто страдают от недостатка аналитической рефлексии.
Методы качественного анализа динамично развиваются в открытых дискуссиях, а методические и программные разработки скоро будут распространяться среди социологов так же, к примеру, как пакет программ SPSS. Тем не менее, в сборе, анализе и представлении данных вне зависимости от того, использовались ли компьютерные программы или нет, решающую роль будет играть сам исследователь. И именно это будет влиять на разнообразие используемых подходов. Весь процесс анализа носит творческий характер, и его практически нельзя повторить. Даже имея одни и те же данные в качественном исследовании, разные исследователи будут по-разному интерпретировать результаты, делать разные акценты, привлекать различные теории для объяснения. В определенном смысле анализ данных - это сокровенная творческая лаборатория исследователя, и не всегда все нюансы выносятся на суд читателя.
Хотя при проведении качественных исследований нет никаких жестких рамок, устоявшейся терминологии и быстро усваиваемых правил, тем не менее, можно рекомендовать общие направления для проведения эффективного анализа.
Итак, главный вопрос этого раздела: «Как провести анализ получаемых в кейс стади данных?». Сам факт получения огромного количества качественных данных еще не говорит о том, что анализ должен проводиться исключительно в качественной методологии. На сегодняшний день в рамках кейс стади могут использоваться количественный (статистический), квазикачественный (контент-анализ), качественный виды анализа данных или же интеграция качественных и количественных подходов, особенно при достаточно большом числе анализируемых кейсов.
Б лонгитюдном исследовании «Гендерные различия в стратегиях занятости», проводимом в четырех городах России, планировался качественный анализ1, однако в связи с богатством материала и появившимися возможностями его количественного обобщения уже на втором этапе исследовательской командой было принято решение об использовании количественного анализа. В качестве кейсов выступали трудовые биографии респондентов, а анализ данных шел по двум направлениям: с одной стороны, проводился качественный анализ данных интервью, взятых на каждом этапе, с другой стороны, члены команды использовали формализованный анализ, включающий статистический анализ на основе данных о трудовых биографиях респондентов, данных об их меж- и внутрифирменной мобильности, стратегии выбора работы, анализе предпочтений и т.п.
Одной из главных проблем качественного исследования является проблема выбора степени анализа, в какой данные должны интерпретироваться. На сегодняшний день существуют следующие точки зрения:
Некоторые исследователи считают, что к определенных случаях данные не следует анализировать вообще. Задача исследователя скорее состоит в том, чтобы собрать данные и представить их в таком виде, «чтобы информанты говорили сами за себя». Собственные рассказы непосредственных участников событий в их спонтанности и субъективной значимости бывают настолько красноречивы, что добавлять к ним что-нибудь от лица исследователя нет необходимости. Они подчас дают больше, чем пространные теоретические построения. Исследователь дает простой отчет о словах или наблюдениях с незначительной интерпретацией или без интерпретации-вмешательства. В основе этого подхода лежит философский принцип представлять точный отчет, в котором предубеждения и присутствие исследователя не влияют на данные. В этой перспективе обязательство ученого-исследователя состоит в том, чтобы слушать и сообщать, что отчасти сродни профессии журналиста.
Другие исследователи-качествениики сосредоточены на точном описании при проведении анализа и представлении своих результатов. Поскольку исследователь, вероятно, не может представить чита-
1 Исследование, приводимое под руководством доктора Сары Ашвин (Лондонская Школа Экономики), спонсор - Интас. Данные были собраны по 4 городам (Москва, Самара, Сыктывкар и Ульяновск), в каждом из которых на каждом этапе предполагалось опросить по 60 респондентов. В процессе исследования эта цифря немного уменьшилась в связи с отказами респондентов участвовать на отдельных этапах исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с мая 1999г. по май 2001г.
телям абсолютно все данные, то необходимо их сократить. Принцип здесь состоит в том, чтобы представить точное описание того что изучается, хотя и не обязательно все изученные данные. Сокращение и упорядочение материала представляет собой, несомненно, отбор и интерпретацию. Исследователи, которые выступают за этот подход, или представляют, большей частью, точное описание, также обычно вставляют свои объясняющие комментарии внутрь и вокруг длинных описательных пассажей и цитат из полевых записей и интервью. Иллюстративные материалы предназначены для того, чтобы дать ощущение того, что наблюдаемый мир представляет собой в реальности; в то время как интерпретации исследователя служат для создания более беспристрастной концептуализированной картины этой реальности. Интерпретации, созданные на основе описательного материала, варьируют по уровню абстракции, если они представлены разными исследователями, вероятно, тг.кже и в рамках одной публикации. Не все интерпретивные комментарии являются, строго говоря, теоретическими по своему характеру, по некоторые исследователи считают это частью своей задачи.
Другие исследователи все же заинтересованы в построении теории. Для них целью проведения исследования является построение теории, которая внесет вклад в организацию теоретического знания, именуемого наукой. Они убеждены, что разработка теоретически нагруженных интерпретаций является наиболее сильным средством познания реальности (Blumer, 1969; Diesing, 1971; Glaser, 1978). Построение теории, по своей природе, подразумевает интерпретацию данных, так как данные должны быть концептуализированы, а понятия связаны для формулирования теоретического толкования реальности (реальности, которая фактически не может быть познана, по всегда интерпретируется). Теоретическая формулировка, получаемая в результате, может использоваться не только для объяснения этой реальности, но и обеспечивает рамки для действия. Кроме того, исследователи, заинтересованные в построении теории, убеждены, что теория представляет наиболее систематизированный путь построения, синтезирования и интегрирования научного знания.
Страусе А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры техники. -М.: Эдториал, УРСС. 2001.
Промежуточное место занимает иллюстративный метод использования качественных данных, где эмпирические свидетельства качественной природы используются, чтобы проиллюстрировать ранее существовавшую теорию, лишний раз ее «привязать». Свидетельства в виде взглядов информантов на реальность в их спонтанных и красноречивых высказываниях могут, как подтверждать ее, так и опровергать.
T 1 ПО
Итак, аналитическая работа в исследовании идет уже с момента формулировки и уточнения проблемы, затем происходит анализ каждого интервью, каждого сеанса наблюдения, каждого документа и, в общем, - это неостанавливающийся процесс работы мысли. Поэтому деление исследовательского процесса на сбор и анализ данных в качественной методологии достаточно условно. Тем не менее, на практике иногда можно увидеть, что сбор данных и их анализ разведены во времени.
Мы уже говорили о том, что анализ качественных данных имеет еще одну особенность: он направляет выборку.
Обратимся теперь к тем основным подходам, которые существуют в современной практике анализа данных, полученных в качественном исследовании, в том числе и с помощью метода кейс стади. Мы постараемся перечислить основные из них.