Раздел I. Становление художественно-педагогической системы в школах России.
1 Лекция. Тема лекции.ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В ПРИХОДСКИХ, УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩАХ И ГИМНАЗИЯХ В XXVIII-XIX вв
Среди существующих искусств важное место занимает искусство изобразительное (живопись, графика, скульптура) и примыкающие к нему декоративное искусство и архитектура. Как и остальные искусства (литература, музыка, театр и др.), перечисленные виды искусств содействуют развитию у людей оценочного отношения к действительности, воспитывают эстетическое чувство, эстетические потребности и вкус, влияют на их поведение вобществе. Вместе с тем, будучи связаны с материальной сферой жизни, они (особенно, архитектура и декоративное искусство) воздействуют на облик окружающей человека предметной среды, которая, независимо от его воли, постоянно оказывает на него влияние.
Особенно велика роль изобразительного, декоративного искусств, архитектуры в формировании растущего человека. Отвечая внутренним потребностям ребенка в творчестве, изобразительная деятельность сопровождает его от начала дошкольного возраста и до того времени, когда кончаются занятия по изобразительному искусству в школе. Меняясь по своему характеру на каждой ступени, изобразительная деятельность дает детям доступные им средства познания жизни, развивает зрительное восприятие, воспитывает эстетическую восприимчивость к прекрасному в жизни и искусстве, художественный вкус и творческие способности.
|
|
Изобразительная деятельность имеет значение не только для
политехнического, трудового обучения, но и для других сфер деятельности, так как формируемые ею у учащихся качества творческой личности, развитие пространственных представлений и сами изобразительные навыки в дальнейшем помогают окончившим школу успешно работать в любой области.
Решению вставших в наше времязадач по соответствию содержания учебного предмета экономическому и социальному развитию нашей страны, значительно могло бы помочь изучению иcтopического опыта.
Любая методическая система хорошо выстраивается только тогда, когда опирается на сложившиеся традиции. И надо отдать должное традиции преподавания изобразительного искусства достаточно велики и богаты.
Из дореволюционных источников мы встречаем в первую очередь книгу М.М.Попова "Иллюстрированная история методики рисования» (148), в которой содержится большой фактический материал, относящийся, в основном, к истории зарубежных методов обучения рисованию. Будучи сам сторонником, так называемой, геометрической системы обучения, автор останавливается, главным образом на ней; о методах обучения рисованию с натуры предметов окружающей жизни он говорит мало, хотя во время опубликования книги (1909 г.) разработка этих методов была в центре внимания педагогической общественности России. На рубеже Х1Х-ХХ веков была опубликована одна переводная крупная работа: "История методики рисования отруки в общеобразовательных учебных заведениях" Т.Вундерлиха (115).Она посвящена развитию методов профессионального обучения рисунку в древности, в средине века, в ХУ1 в., а также - обучению рисованию в шкодах Западной Европы в ХУШ и начале XIX в.Кроме этих работ, в это же время были опубликованы две небольшие статьи. Лучшая из них «Рисование в общеобразовательной школе» известных методистов В.И.Бейера и А.К.Воскресенского (105), в которой дается схематическая картина развития преподавания рисования в общеобразовательных школах Западной Европы в России на протяжении XIX и в начале XX в. Авторы представляли себе это развитие как последовательную смену трех "методов", которые правильнее называть системами: копировальной, геометрической и рождавшейся в начале XX в. системы, основанной на рисовании с натуры предметов окружающей жизни; позднее эту систему, доработанную с учетом особенностей психологии учащихся разного возраста, стали называть натуральною.
|
|
Изменение содержания и методов обучения рисованию в зарубежных школах понимались В.И.Бейером и А.К.Воскресенским как результат внутреннего развития, вне зависимости от истории школы, педагогических взглядов и искусства. Изменения же в преподавании рисования в России они объясняли влиянием зарубежного опыта. История преподавания изобразительного искусства в учебных заведениях России, получивших позднее общеобразовательный характер, начинается с 1804 года, когда в России были учреждены мужские гимназии и уездные училища, в учебных планах которых предусматривались занятия этим искусством. За 200 с лишним лет преподавания задачи учебного предмета, его содержание и методы неоднократно менялись, отражая изменение целей воспитания и образования подрастающего поколения, развитие педагогических взглядов, искусства, художественной критики и специального художественного образования. Глубокие, принципиальные изменения в преподавании, конечно, должны были обусловить характер этапов его исторического развития.
Анализируя методы преподавания Изобразительного искусства, попытаемся определить основные этапы его развития, дать характеристику им, выяснить факторы, которые непосредственно обусловили те или иные глубокие изменения в задачах, содержании и методах преподавания, разработать периодизацию истории учебного предмета. Вместе с тем попробуем выделить наиболее прогрессивные системы обучения или методические концепции, сыгравшие важную роль в последующем развитии преподавания изобразительного искусства и в каких-то частях сохранившие свое значение до настоящего времени.
Источниками изучения истории методов преподавания изобразительного искусства в школе явились труды выдающегося деятеля культуры и народного образования, профессора Ростовцева Н.Н., а также архивные документы.
Таким образом, данный курс лекций по методике преподавания ИЗО в России выстроен с опорой на известные достижения в данной области и по существу является продолжением и развитием идей выдающегося русского художника и педагога, ученого и методиста-исследователя, профессора Н.Н.Ростовцева.
2 Лекция. Тема лекции А.П.САПОЖНИКОВ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
«Рисование», как учебный предмет, начинает свою историю с 1804 года, хотя, строго говоря, в некоторых учебных заведениях занятия рисованием велось и раньше. Так, в кадетских корпусах их ввели с 1732 года, в гимназиях при Петербургской Академии наук, Московском и Казанском университетах - со средины ХVIII в. Однако, в кадетских корпусах эти занятия были частью военной подготовки воспитанников, а названные гимназии еще не стали типом учебного заведения, каждая из них работала по своему учебному плану.
|
|
Время с начала ХIХ в. до его 60-х годов характеризуется разложением феодально-крепостнического строя России и, хотя и медленным, но развитием капиталистического уклада. Необходимость реформ ощущалась уже в начале царствования Александра I. Различные комиссии разрабатывали проекты реформ, в том числе, и в области народного образования.
По утвержденному царем "Уставу учебных заведений" (1804 г.) создавались приходские, уездные училища и гимназии. В учебных планах этих учебных заведений (кроме приходских училищ) было предусмотрено преподавание рисования. В двухгодичных уездных училищах оно преподавалось в обоих классах, на что выделялось по 4 урока в неделю в каждом. В гимназиях, которые имели четырехлетний курс, на рисование отводилось во всех классах по I двухчасовому уроку в неделю; для занятий учащиеся объединялись: первый класс со вторым, третий - с четвертым. По содержанию и методам занятия рисованием в то время не отличались от обучения в младших классах художественной школы, где в основном акцент в методах преподавания ИЗО строился на копировании (известно, что в училище при Академии художеств поступали дети 8-9 лет). Методической основой копирования была вышедшая в русском переводе в 1795 году книга И. Прейслера "Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству.
В соответствии с книгой Прейслера обучающиеся рисованию сначала знакомились с проведением прямых, кривых линий. Ученики рисовали с гравюр вазы и несложные криволинейные орнаменты. Затем с гравюр же рисовались части человеческого тела, причем правильность рисунка проверялась посредством вертикальных и горизонтальных линий. Наконец, тоже с образцов, рисовалась целая фигура человека.
|
|
Таким образом, обучение по копировальной системе состояло в перерисовке образцов - гравюр, называемых в обучении "оригиналами". Они изображали орнаменты, детали архитектуры, античные скульптуры или их части.
Сущность нового понимания целей и задач рисования в общеобразовательной школе была определена выдающимся русским методистом первой половины XIX в. А.П.Сапожниковым следующим образом: "Цель... заключается в развитии способности изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно, чтобы, в случае надобности, воспитанники могли без затруднения нарисовать с натуры полезную машину, необходимый инструмент, любопытный вид местности или другой предмет... Сверх того, уменье рисовать способствует судить правильнее об изящных искусствах, доставляющих благороднейшее наслаждение образованному человеку".
Вместе с осознанием особых задач рисования как учебного предмета школы в нарождавшейся русской педагогике начались поиски путей изменения содержания и методов обучения рисованию. Они привели к возникновению новой системы обучения, которая уже в 30-х годах XIX в. была основательно разработана тем же А.П.Сапожниковым. Внешне она мало отличалась от той системы, которая несколько раньше, была предложена Песталоцци в начале XIX в., на Западе. Это иногда давало повод квалифицировать работу А.П.Сапожникова как простое заимствование системы Песталоцци В действительности воefрос о взаимоотношениях между работами того и другого так просто решен быть не может.
А.П.Сапожников действительно знал и высоко ценил взгляды Песталоцци на обучение рисованию, о чем свидетельствует его отзыв: "Песталоцци и Ланкастер пребудут истинными благодетелями юношества, облегчившими средства к обучению: и хотя способ первого покинут, но не менее того, направление, им указанное, принесло свой плод". Исходя из идей Песталоцци о замене копирования с оригиналов рисованием геометрических фигур и тел, Сапожников, однако, творчески переработал его систему, изменив ее направленность. В отличие от Песталоцци Сапожников исходил из специфики рисования с натуры. Для него изображение геометрических фигур было средством обучения детей изобразительным умениям, применение которых полезно в различной человеческой деятельности. Практическая направленность обучения определила и характер разработанной Сапожниковым методики наблюдения учащимися явлений перспективы; которую он подкрепил изображением оригинальных моделей для рисования с натуры и демонстрирования на уроках.
Курс рисования геометрических форм мыслился Сапожниковым как подготовка к рисованию предметов окружающей действительности. Переходом к рисованию этих предметов было изображение комбинаций из геометрических тел в виде домов, башен, лестниц и т.д.
В разработке методики обучения Сапожников исходил из сохранения тесной связи между развитием зрительного восприятия учащегося и вооружениeм его необходимыми знаниями и практическими умениями. Так, говоря об изучении перспективы, он указывал: "Изучение правил перспективы, по принятому также всюду способу, основанному на чертеже без натуры, слишком продолжительно, запутанно и не может быть преподаваемо в пансионах и школах... Сапожниковым была разработана стройная последовательность обучения рисованию, которая следующим образом определяла порядок прохождения учебного материала:
1. Рисование линий.
2. Рисование правильных прямолинейных фигур.
3. Рисование правильных криволинейных фигур.
4. Рисование плоскостей, уходящих в глубину (сначала рисовались плоские фигуры прямоугольной формы, потом - круг).
5. Рисование геометрических тел, ограниченных плоскостями - куба, призмы, пирамиды.
6. Рисование цилиндра, конуса, шара.
7. Рисование комбинаций из геометрических тел, составленных так, что они напоминают предметы действительности (см. таб. 3).
8. Овладение техникой светотени.
Новая система обучения рисованию, разработанная А.П.Сапожниковым, позволила последовательно осуществлять обучение рисованию, вычленяя учебные задачи и в полной мере используя классную форму занятий. В 30-х годах XIX в. она была наиболее передовой системой обучения рисованию не только в России, но и на Западе, где господствовало соединение копировальной и геометрической систем в работах учеников и последователей Песталоцци.