Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология

Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке: принцип объективности; принцип развития; принцип историзма; системный подход. Содержательные науч­ные концепции в неклассической психологии (концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.). Универсальные концептуальные системы (текстология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи). Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности; кибернетика Н.Винера и Дж. фон Немана.

Методы неклассической психологии

Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии (психодинамическое направление, культурно-исторический подход, экзистенциальная психология, феноменологический подход); от количественного подхода в планировании и осуществлении исследования к качественному; анализ отдельных методов неклассической психологии: контент-анализ, проективные методы, исследовательское интервью; качественные методы анализа данных как диалогические процессы.

Глава 4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология

Постнеклассическая научная рациональность.

Философия постмодернизма

Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века. Цивилизационная ситуация в мире в конце 20-го – начале 21-го веков. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин). Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).

Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология

Неклассика и постнеклассика: проблемы преемственности. Синергетика Г.Хакена (как общенаучная концепция). Концепция автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы. Теория диссипативных структур И.Пригожина. Постмодерная культурная традиция в психологии: теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости знания.

Методы постнеклассической психологии

Принципы, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии: ориентация на методологию постнеклассической философии, размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем; принцип диалогичности, рефлексии.

Методы исследования в постнеклассической психологии: нарративный метод; многоголосое исследование; совместное исследование.

Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: