ми формалистами, переходит во многие современные методы и методики изучения художественного текста. Здесь сходятся объективное и субъективное начала. Порядок же элементов в системе определяется процессом создания и функционирования произведения: создатель продуцирует произведение, перед которым преклоняется воспринимающий слушатель, зритель или читатель. При этом элементы «традиция» и «реальность» характеризуют условия, при которых текст может стать художественным произведением, но может им и не стать. Главная роль здесь принадлежит читателю.
Центральное положение произведения чрезвычайно существенно: именно произведение является средоточием связей и отношений между автором и читателем. При том, что первичная коммуникативная цепь системы состоит всего из трех элементов, в ней присутствуют две подсистемы — автор—произведение и произведение—читатель, связанные общим для них элементом. Такому членению системы «литература» ча две подсистемы соответствует отношение (I) автор—произведение и (II) произведение—читатель, а также отношение отношений (I) и (II).
Отношение автор—произведение зафиксировано в тексте, а потому константно. Отношение произведение—читатель, напротив, изменчиво. Оно зависит как от неоднородности читательской аудитории, так и от времени. Произведение в сознании читателя постоянно подвергается переоценке. Между двумя подсистемами существует связь. Будучи построенными на отношении тождества и различия элементов, входящих в состав отношений «автор—произведение» и «произведение—читатель», они превращают гегелевскую триаду в систему, являясь в нашем случае важнейшим системообразующим фактором,- Моменты изменчивости вводят в жесткую взаимосвязь фактор случайности. Только в системе «автор—произведение—читатель» биографический автор получает ипостась «художественного автора», написанный текст становится художественным произведением, а его читатель — читателем, придающим произведению статус художественности. Не менее важную роль играют прямые и обратные связи, идущие от автора к читателю и от читателя к автору через произведение. Без них существование художественной литературы невозможно. Нарушение прямой связи ведет к обрыву процесса комму-
СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»
Михаил Михайлович Бахтин (1895 —1975) — выдающийся русский философ и литературовед, создал ряд принципиально новых концепций, охватывающих проблемы теории и истории литературы. Михаил Бахтин родился в Орле. Он происходил «из семьи дворянской и очень древней» (Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. — М., 1996). Бахтин учился в Виленской гимназии, в Одесском университете, а затем — на классическом от-делсшш исторшш-ф11лолоп1ческого факультета Петербургского университета. В круг друзей М.М. Бахтина входили литературовед Л.В. Пумпянский, философ-неокантианец М.И. Каган, пишшетка М.В. Юдина. Учениками М.М. Бахтина были П.Н. Медведев, автор книги «Формальный метод в литературоведении» (1928) иВ.Н. Волошшюв, опубликовавший работу «Марксизм и философия языка» (1929).
Арестованный и сосланный в Казахстан М.М. Бахтин лишь чудом остался в пятых. Он был лишен возможности жить в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Долгие десятилетия Бахтин преподавал литературу в средней школе и в Саранском педагогическом институте. Ученый так и не смог защитить докторскую диссертацию, посвященную творчеству Ф. Рабле и народной культуре средневековья и Ренессанса. Лишь в самом конце жизни он получил возможность переехать в Москву.
Центральной идеей, объедошяющей труды М.М. Бахтина, является диалогнзм. По мнению философа, «подлинное понимание в литературе всегда исторично и персонифицировано».
М.М. Бахтин пересматривает теорию литературных родов и жанров с диалогической точки зрения. В центр системы ли-
никации, а нарушение обратной связи исключает возможность функционирования текста в качестве литературного произведения. Идея прямых и обратных связей стала одной из ключевых в концепции ди-алогизма М.М. Бахтина. Очевидно, что исследователя могут интересовать и материальный, и идеальный аспекты системы «литература». Ему небезразличен конкретный, так называемый биографический автор. Изучением его связей с созданием произведения занимались сторонники биографического метода. Многие сотни страниц написаны о роли традиций, которым поэт или романист сознательно следует. Реальность предстает в сопряжении жизни и творчества художника с конкретной социально-исторической эпохой. Социология и статистика изучают вкусы и интересы конкретных читателей и социальных групп. Издатели учи-
Тема 2
тсратурных жанров ученый ставит роман с характерным для него «многоязычием», «оговорочной речью» и стилистической многомерностью. В книге «Проблемы поэтики Достоевского» сформулирована концепция «по-лифопнческого романа». Герой Достоевского перестает быть объектом авторского сознания и слова. Он обладает собственным «не-елиянным» голосом и сознанием.
М.М. Бахтина интересует не языковое предложс1ше, а речевое высказывание, причем «...границы каждого конкретного высказывания...определяются смелой речевых субъектов». Ученый ставит проблему «чужого» слова, «чужой речи». Соответственно и произведение он воспринимает как «звено в цепи речевого общения», направленное на «активное ответное понимание».
Диалог автора с героем моделирует отношения между произведением и читателем. М.М. Бахтин разрабатывает представление об идеальном читателе, «лазуточном адресате», который может принадлежать «большому времени».
В споре с формалистами М.М. Бахтин отстаивал пришцшиальиую важность содержания и социальной оценки. Размышляя о внетекстовой обусловленности произведения, автор «Эстетики словесного творчества» понимал ее как «интонационно-ценностный контекст», который остается вне данного текста. В отличие от представителей вульгарного социологизма М.М. Бахтин трактовал соотношение «автор—реальность», «читатель—реальность» как реплику и ответ в диалоге, результатом которого является «диалогизнрующий фон» восприятия произведения.
В качестве общего вывода можно отметить, что в теории Бахтина все элементы системы «литература» соединены дналоги-
тывают их в определении тиражей. Но вдруг оказывается, что продолжительность жизни произведения не угадана. Создание лауреата почему-то стало неинтересно. Вчерашний шедевр оборачивается макулатурой, а книга, не находившая не только поклонников, но и заинтересованных читателей, вызывает восторг. То же самое происходит и с другими произведениями искусства, выплывающими из забвения и небытия — полотно художника, умершего в нищете, продается за фантастические деньги на аукционе, музыка композитора, похороненного в общей могиле, собирает тысячи слушателей в концертных залах.
Секрет подобного превращения может быть угадан и предсказан благодаря интуиции литературоведа-профессионала или чутью мецената. Но можно попытаться объяснить его и теоретически, обратившись к понятию системы «ли-
СИСТЕМА «ЛИТЕРАТУРА»
ЧССК1ШИ ОТНОШСИНЯМИ, образующими КОМмуиикативпую систему, способную порождать смысл. Основные идеи М.М. Бахтина сформулированы в книгах: «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1972); «Эстетика словесного творчества» (М., 1988); «Вопросы литературы и эстетики» (М., 1975); «Литературно-критические статьи» (М., 1986); «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (М., 1990). |
тература». Художественная литература — это не только подсистема по отношению к искусству. Широко употребляемое выражение «литература и искусство» является свидетельством возможности рассматривать литературу по аналогии с искусством, а не единственно его частью. Поэтому, опираясь на цитированную
мысль Гегеля, дадим специфицированное описание системы «литература».
Прежде всего необходимо заметить, что в литературе произведение существует в форме письменного или печатного текста. Оно, в отличие от произведения в устном народном творчестве, имеет конкретного автора или соавторов даже в том случае, когда творчество анонимно. Литературное произведение создается и живет в связях с окружающей средой. По отношению к литературному произведению среда делится на литературную традицию и экстралитературную реальность. Между автором и читателем, с одной стороны, и традицией и реальностью — с другой, существует прямая и обратная связь: автор и читатель — лица, испытывающие влияние окружающей их материальной и духовной среды и в свою очередь оказывающие на нее влияние уже одним фактом своего существования. Между произведением и реальностью, как и между произведением и традицией, существуют отношения, устанавливаемые автором и читателем.
Элементы системы «литература» и элементы, представляющие среду, которая ее окружает, — это также системы. Одни из Них описаны достаточно подробно (например, «произведение»), Другие — лишь в общих чертах (например, «автор»). В системе «автор» Б.О, Корман сравнительно недавно обнаружил присутствие двух элементов: биографического автора и автора — субъекта сознания, выражением которого является «все произведение»
22 Т с м а 2
писателя2. Здесь присутствуют идеальный и материальный аспекты, при этом главным является идеальный. Именно на его уровне происходит диалог сознаний автора и читателя, имеющий результатом чудо превращения материального текста в духовную ценность — в художественное произведение.
Вопросы к теме: 1. Чем отличается совокупность элементов «автор», «произведение», «читатель» в системе «литература» от суммативного множества тех же элементов?
2. Почему в системе «литература» связь, иду
щая от автора через произведение к читате
лю, названа прямой, а связь, от читателя к
автору обратной?
3. Можно ли назвать соавтором писателя цен
зора, внесшего изменения в текст произве
дения?
4. В чем различие между такими типами чита
телей как цензор, литературный критик, ли
тературовед и переводчик произведения на
иностранный язык?
Литература по теме
1. Гегель. Эстетика: В 4 т. — М., 1968—1973.
2. Садовский В.Н. Система; Юдин Б. Т. Системный анализ; Блауберг И.В.,
Юдин Э.Г, Системный подход // Философский энциклопедический
словарь. — М., 1989.
3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
4. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978.
Корман Б. О. Литературные термины по проблеме автора. — Ижевск, 1982. С. 4.
Т е м а 3
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникация, коммуникативная цепь,
автор—произведение—читатель, традиция, реальность, текст.
Предложенное описание системы «литература» сходно со схемами, отображающими процесс литературной коммуникации, хотя они и не тождественны. Поскольку понятие коммуникации пришло в литературоведение из теории информации, где оно означает процесс передачи информации от одной системы к другой, финалом этого процесса считается использование полученного сообщения. В языковой и литературной коммуникации его завершением для специалиста-филолога является интерпретация текста. В рецептивной эстетике результат видят в процессе пре вращения текста в художественное произведение, благодаря конкретному акту коммуникации. Обратная связь между элементами «автор—произведение» и «читатель—произведение» лежит за пределами передачи информации, а потому ее не фиксирует ни литературная коммуникация, ни рецептивная эстетика. Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) обозначает общение, обмен мыслями, сведениями, эмоциями.
Коммуникативную цепь обозначают схемой:
-► сообщение I |
-►получатель |
текст |
-►читатель |
Отправитель Автор —
Вторая часть схемы фиксирует ее применение к предмету литературы. Простейший пример коммуникации — написание и отсылка письма адресату. Понятие «общение» охватывает раз-
Тема 3
ные уровни коммуникации. В математике и в технике используются термины «код», «шум», «канал связи», «информация», «трансляция». Кибернетики, используя коммуникативные возможности различных технических систем, создают компьютеры все новых поколений. В литературе схема коммуникативной цепи отсылает нас к формуле Гегеля. Но в реальной действительности отношения эти не ограничиваются тремя элементами и содержат необходимые опоры в реальности и предшествующем опыте литературы как виде словесного искусства. Автор создает произведение, опираясь на традицию, учитывая знание этой традиции читателем. Даже в частном послании он следует принятой этикетной формуле. Вспомним, сколь обязательна была эта формула в письме в деревню, где полагалось уважительно называть адресата, непременно вспомнить соседей и родственников и в заключение упомянуть собственное положение сына или брата. Но и самые дерзкие новаторы в литературе традицию игнорировать не могут. Не менее существенна связь автора с реальностью, с которой читатель «сверяет» произведение, определяя его ценность.
В словесных определениях литературной коммуникации слабо различаются понятия «текст» и «произведение». Ими нередко пользуются как синонимами, и это не случайность. Наиболее последовательно литературная коммуникация может быть представлена в схеме
Традиция
Автор
Реальность1
Читатель
В схеме «литературная коммуникация» присутствует не художественное произведение, а текст. И происходит это именно
1 См.: Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 1980. С. 43; Slovnik literarni teorie. — Praha, 1984. S. 181-182; Zilka T. Poeticky siiovmk. -Bratislava, 1987. S. 36.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
потому, что в отношении «текст—читатель» нет обратной связи. В ней не заложено условие читательской оценки текста, которое присутствует у Гегеля, говорившего о субъекте, созерцающем и преклоняющимся перед произведением искусства. Это предполагает иную схему, в которой текст заменен произведением, имеющим разнонаправленность.
Художественное произведение*! ►^Читатель |
Автор
Традиция.
Реальность
Присутствие прямой и обратной связей в системе «искусство» означает, что продукт творчества художника, не переставая быть носителем информации, становится художественным
Борис Викторович Томашевскии (1890—1957), историк и теоретик литераторы, разрабатывавший проблемы поэтики. Сотрудничал в ОПОЯЗе с Ю.Н. Тыняновым, P.O. Якобсоном и др. учены -ми. Получив инженерное образование, Б.В. Томашсвский одно время сочетал преподавание высшей математики с увлечением филологией. Опыт работы над текстами обобщен в трудах: «Писатель и книга. Опыт текстологии» (1-е изд., 1928; 2-е изд., 1959), «Краткий курс поэтики» (многочисленные издания). Издание текстов А.С. Пушкина стало образцом текстологии. Точность и строгость концепции Б.В. Томашсвского связаны с его знанием математики и представлением о литературе как о словесной деятельности, соотнесенной с реальностью и читательским сопереживанием. Б.В. Томашсвскин — один из предшественников современного представления о литературе как системе. |
произведением, музыкой, «божественным глаголом», живописным полотном. Если же обратной связи нет, то, по выражению поэта, «и музыка мне мнится смутным шумом/ когда я слушаю стихи друзей». Сложность системы «литература» не только в соединении пяти необходимых элементов, а прежде всего в том, что система «литература» имеет материальный и идеальный аспекты. В ее материальном аспекте каждый компонент может быть объективирован. Автор — реальное лицо с соб-