Характеризуется признаками предыдущего уровня, но добавляется признак методичности. Он предполагает наличие прямых указаний на способ использования знания. Это может быть алгоритм решения задачи, описание способа получения вещества, методика обучения чему-либо, то есть любые способы достижения нужного эффекта.
Практический уровень.
Признаки те же, что и на предыдущем уровне, но происходит переход от научности к практичности. Признак практичности предполагает использование знания, заключенного в том или ином высказывании. То есть, уже не «знание ради знания», а «знание ради пользы».
Структура теории
Эксперимент ставиться для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Теория выступает в качестве высшей формы научного знания.
Каждая теория включает в себя следующие компоненты:
- исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
|
|
- базис – множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;
- логику теории – множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;
- множество выведенных из теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
По способу построения различают:
1. Аксиоматические теории. Они строятся на основе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории.
2. Гипотетико-дедуктивные теории. Строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу.
По степени формализованности теории бывают:
1. Качественные (построенные без привлечения математического аппарата): концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и т.д.
2. Формализованные (в их структуре используется математический аппарат): теория интеллекта Ж.Пиаже, теория личностных конструктов Дж. Келли.
3. Формальные (или сильно формализованные теории). В психологии их немного. Например, «Модель субъекта со свободной волей» В.А. Лефевра.
Различают:
эмпирическое основание (эмпирические факты, реальность, которая послужила основой для построения теории) и
предсказательную мощность теории (то есть, какие явления реальности она может предсказывать, и в какой мере этот прогноз будет точным).