Общая характеристика психолого-педагогического исследования

Теория психологического исследования опирается на ряд очевидных предположений:

1. Время непрерывно. Оно направлено из прошлого в будущее.

2. События необратимы.

3. Следствие не может быть раньше причины.

4. Пространство, в котором происходит события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.

5. События в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.

Таким образом, получаемый исследователем научный результат не должен зависеть от времени, то есть явление, закономерность, закон инвариантен относительно времени. Далее, результат исследования должен быть инвариантен относительно пространства (события должны протекать абсолютно одинаково, независимо от того, где находится исследователь – в Лондоне или в Москве), с поправкой, конечно; кроме того, научное знание должно быть интерсубъективно (не зависеть от субъекта (экспериментатора)) и объективно (не зависеть от типа объекта), а так же иметь объективный источник – внешний по отношению к субъекту познания мира.

Очевидно, эти требования относятся к идеальному исследованию и его идеальному варианту.

В реальной жизни разные моменты времени не идентичны (развитие мира необратимо), нет двух идентичных объектов, двух идентичных экспериментаторов. Пространство не изотропно. Невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях.

Таким образом, реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но должно быть максимально к нему приближено.

Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального разработана определенная логика исследования, методы сбора и интерпретации результатов.

Соответствие реального исследования идеальному будем называть внутренней валидностью.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью.

Отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую или прогностическую валидность. Так как план «идеального исследования» строится исходя из теоретической идеализации реальности – гипотез исследования.

Тема 2

Этапы научного исследования

План

1. Понятие о логике исследования.

2. Объектная область исследования.

3. Проблема исследования.

4. Цель и задачи исследования.

5. Объект и предмет исследования.

6. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: