Для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения курса «Международные конфликты в XXI веке», используется комплекс контрольно-измерительных материалов, сочетающий различные формы и методы проверки уровня усвоения материала. В перечень контрольно-измерительных материалов входят:
1) оценка работы на лекциях (ведение конспектов лекций);
2) оценка работы на семинарских занятиях (в т.ч. готовность к ним);
3) написание реферата по дисциплине;
4) решение тестовых заданий;
5) ответ на теоретические вопросы к зачету.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ знаний, умений и навыков
Промежуточный контроль знаний, умений и навыков включает совокупную оценку работы студента в течение семестра, в которую включены следующие компоненты.
1) Оценка работы на лекциях – осуществляется через проверку конспектов.
Требования к конспектам: а) конспект должен быть выполнено в рукописном формате (печатный вариант и ксерокопии не оцениваются), б) изложение материалов лекции должно быть структурировано, в) в тексте должно быть отражено основное содержание всех пунктов плана лекции, г) допускается использование сокращений, условных обозначений, а а также конспектирование материала лекции в виде тезисов, д) каждый лист конспекта должен быть подписан студентом.
|
|
2) Оценка работы на семинарах – складывается из оценки теоретической подготовленности студента к семинарскому занятию, а также из активности и содержательности работы непосредственно на самих семинарских занятиях.
3) Оценка за написание реферата.
Требования к выполнению реферата и сроки его сдачи освещаются в п.3.5 данной программы.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ знаний, умений и навыков
Итоговый контроль знаний, умений и навыков представляет собой сдачу зачета по итогам работы в семестре в виде теста и ответа на теоретические вопросы зачетного билета.
Тестовые задания
Тестовые задания включены в «Банк тестов» и представляют собой задания пяти типов: задания, предусматривающие: а) один правильный ответ, б) несколько правильных ответов, в) обнаружение соответствия, г) установление последовательности, д) дополнение к предложенному тексту. Тестовые задания содержат вопросы по всем разделам дисциплины.
Вопросы к зачету:
1. Международный конфликт с точки зрения возможности его урегулирования.
2. Конфликтология как область социальной науки и практики.
3. Необходимость урегулирования современных конфликтов цивилизованными способами. Проблема конфликтов и их урегулирования в России и в мире.
4. Формирование междисциплинарного подхода к анализу конфликтов: вклад различных наук. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров.
|
|
5. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России и других стран – их особенности.
6. Сложности определения понятия “конфликта”. Аналитические схемы исследования конфликтов. Соотношение понятий «политический конфликт» и «международный конфликт».
7. Природа конфликта. Проблема взаимоотношений конфликтов на микро- и макроуровнях.
8. Типы конфликтов и процесс их развития. Возможные классификации конфликтов.
9. Стадии и фазы развития конфликта: его расширение и эскалация.
10. Проблемы, связанные с урегулированием конфликта при его эскалации и расширении.
11. Особенности современных конфликтов и подходов к их урегулированию.
12. Тенденции в развитии конфликтов в конце ХХ столетия.
13. Теоретические взгляды на развитие международных конфликтов после окончания “холодной войны”.
14. Конфликты и формирующаяся политическая структура мира.
15. Характерные черты конфликтов на территории бывшего СССР. Причины и предпосылки развития конфликтов на постсоветском пространстве.
16. Особенности урегулирования конфликтов в регионе. Роль этнического фактора.
17. Общая характеристика «конфликтной» карты мира в XXI веке. Эпицентры международных конфликтов.
18. Особенности конфликтов в странах Восточной Европы.
19. Специфика конфликтов в Южной и Юго-Восточной Азии.
20. Характерные черты конфликтов на Африканском континенте.
21. Мирное урегулирование конфликта: понятие и основные теоретические подходы. Понятия “урегулирование конфликтов”, “разрешение конфликтов”, “управление конфликтами”, “предупреждение конфликтов”.
22. «Первое» и «второе» направления дипломатии. Разрешение конфликтов (conflict resolution), признаки разрешенного конфликта.
23. Типы соглашений при конфликте.
24. Асимметричные решения и проблема соблюдения договоренностей.
25. Понятия «третья сторона в урегулировании конфликта», «посредничество», «оказание “добрых услуг”», «наблюдение за ходом переговоров», «арбитраж».
26. Основные задачи и средства воздействия третьей стороны. Эволюция роли третьей стороны при урегулировании конфликтов.
27. Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг. Требования, предъявляемые к посреднику.
28. Многообразие видов посредничества.
29. Роль принудительных мер в современных условиях. Виды принуждения.
30. Опыт использования принудительных мер: их возможности и ограничения принудительных. Эволюция принудительных мер.
31. Проблемы, связанные с использованием принудительных мер. Операции «второго поколения». «Гуманитарная интервенция».
32. Роль официального посредничества в современном мире. Субъекты и формы официального посредничества.
33. Возможности и ограничения официального посредничества.
34. Возрастание роли неофициального посредничества в современном мире. Формы неофициального посредничества.
35. Возможности и ограничения в деятельности неофициальных посредников.
36. Проблема взаимодействия официального и неофициального видов посредничества.
37. Переговоры как средство урегулирование конфликтов. Структура и функции переговоров.
38. Переговорные стратегии (торг и совместный с партнером процесс принятия решения). Стадии ведения переговоров.
39. Многосторонние переговоры, их роль в современном мире. Переговоры на высшем уровне.
40. Переговорный стиль.
5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса
по дисциплине в системе зачетных единиц
Организация учебного процесса в системе зачетных единиц и кредитно-рейтинговой системе в Юридическом институте СФУ осуществляется на основании методических указаний и Временного положения об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием системы зачетных единиц.
|
|
В рамках данной системы оценка по дисциплине в каждом семестре выставляется по 100-балльной шкале. Общая оценка по каждому семестру складывается из оценок по результатам итоговой аттестации (зачета), из оценки текущей работы студента в течение семестра (самостоятельной работы, работы на семинарских занятиях, промежуточной аттестации). При этом 50% оценки отводится на текущую работу в течение семестра, а 50% отводится на итоговую аттестацию.
Коэффициент оценки каждой из форм текущей работы в составе оценки по дисциплине «Международные конфликты XXI века» определен на основании решения кафедры истории государства и права. График выдачи и сдачи заданий по самостоятельной работе, а также порядок проведения промежуточного контроля утверждены на заседании истории государства и права и представлены в составе графика учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Международные конфликты XXI века» (Приложение 2).
В зачетных единицах выражается трудоемкость учебной дисциплины и показывает ее значение в системе других дисциплин учебного плана. Зачетные единицы используются при определении индивидуального рейтинга студента по итогам семестра.
5.1 Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине _«Международные конфликты XXI века»___, института __ Юридического __, курса ____IV____ на __7____ семестр 2011/2012 уч. года
№ п/п | Название модулей дисциплины | Срок реализации модуля | Текущая работа (50 %), | Аттестация (50 %) | Итого | |||||||||
Виды текущей работы | Сдача зачета | Сдача экзамена | ||||||||||||
Ведение конспектов лекций | Работа на семинарских занятиях | Написание и сдача реферата | Самостоятельное изучение теоретического материала | Подготовка к зачету | - | - | - | - | ||||||
1. | Всего зач. единиц | 8% | 16% | 12% | 14% | - | - | - | - | - | 50% | - | 100% | |
1.1. | Модуль № 1 «Теоретические основы современных международных конфликтов» | 4-я неделя семестра | 3% | 3% | - | 3% | - | - | - | - | - | - | - | 9% |
1.2. | Модуль № 2 «Общая характеристика международных конфликтов XXI века» | 10-я неделя семестра | 2% | 5% | - | 5% | .- | - | - | - | - | - | - | 12% |
1.3. | Модуль № 2 «Механизмы предотвращения и урегулирования международных конфликтов» | 17-я неделя семестра | 3% | 8% | 12% | 6% | - | - | - | - | - | 50% | - | 29% |
Приложение 1 (Таблица 3.6)
|
|
№ п/п | Наименование модуля, срок его реализации | Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.2) | Перечень практических (семинарских) занятий, входящих в модуль (Перечень тем в соответствии с п. 3.3) | Перечень лаборат. занятий, входящих в модуль (Перечень лаборат.работ в соответствии с п.3.4) | Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение (Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5) | Реализуемые компетенции | Умения | Знания | |||
Модуль 1 «Теоретические основы современных международных конфликтов» (1-я – 4-я недели 7 семестра) | Тема: 1, 2, 3,4. | Семинарские занятия 1,2,3. | Не предусмотрены | Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1,2,3,4. Подготовка к семинарам по каждой теме, согласно плану семинарских занятий. | ОК-10 ОК-16 ПДК-2 ПДК-5 ПДК-7 ПДК-8, ПДК-10 | – умение анализировать социально значимые проблемы и процессы – умение понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества – умение ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах – владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций | – знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности – понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики – понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека – понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов | ||||
Модуль 2 «Общая характеристика международных конфликтов XXI века» (5-я – 10-я недели 7 семестра) | Тема: 5,6,7. | Семинарские занятия: 4,5,6. | Не предусмотрены | Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 5,6,7. Подготовка к семинарам по каждой теме, согласно плану семинарских занятий. | ОК-4 ОК-10 ОК-16 ОК-22 ПК-8 ПК-9 ПК-14 ПДК-2 ПДК-3 ПДК-4, ПДК-5, ПДК-6 ПДК-10 ПДК-11 ПДК-12 ПДК-13 ПДК-14 ПДК-15 | – умение находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность умение анализировать социально значимые проблемы и процессы – умение понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества умение находить нестандартные интерпретации международной информации – умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий – умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы – умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России – умение ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах – умение анализировать влияние международного права на внешнюю политику России и других государств мира – владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций – умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам | – знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности – понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России – понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики – знание правовых основ международного взаимодействия – понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека – понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов – знание и понимание основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ – знание и понимание содержания программных документов по проблемам внешней политики РФ – знание и понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией – знание этапов становления и понимание тенденций развития Содружества Независимых Государств – знание политической и правовой специфики положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов | ||||
Модуль 3 «Механизмы предотвращения и урегулирования международных конфликтов» (11-я – 17-я недели 7 семестра) | Тема: 8,9,10,11. | Семинарские занятия: 7,8,9,10. | Не предусмотрены | Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 8,9,10,11. Подготовка к семинарам по каждой теме, согласно плану семинарских занятий. Написание реферата по дисциплине. | ОК-4 ОК-10 ОК-16 ОК-22 ОК-23 ОК-32 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-16 ПК-17 ПДК-2 ПДК-3 ПДК-6 ПДК-7 ПДК-8 ПДК-10 | – умение находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность – умение анализировать социально значимые проблемы и процессы – умение понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества умение решать практические задачи, находить нестандартные интерпретации международной информации – владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров – готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества – умение выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык – владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках – умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий – умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков – навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта – умение по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста – готовность работать рядовым исполнителем проекта – готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста – умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы – умение выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования – готовность и навыки вести учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу | – знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности – умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России – знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира – понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека – понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов – владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций. – | ||||
Приложение 2
ГРАФИК
учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Международные конфликты XXI века»
направления 031900, института Юридического, IV курса на 7 семестр
№ п/п | Наименование дисциплины | Семестр | Число часов аудиторных занятий | Форма контроля | Часов на самостоятельную работу | Недели учебного процесса семестра | ||||||||||||||||||
Всего | По видам | Всего | По Видам | |||||||||||||||||||||
Международные конфликты XXI века | Лекции – 22 | зачет | ТО – 18 | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ТО | ||||
Семинары – 32 | РФ – 12 | ВРФ | СРФ | |||||||||||||||||||||
ПЗ – 24 | ВПЗ - 1 | ВПЗ - 2 | ВПЗ - 3 | ВПЗ - 4 | ВПЗ - 5 | ВПЗ - 5 | ВПЗ - 6 | ВПЗ - 6 | ВПЗ - 7 | ВПЗ - 8 | ВПЗ - 8 | ВПЗ - 9 | ВПЗ - 9 | ВПЗ - 10 | ВПЗ - 10 | ЗН |
Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса, РФ – реферат, ВРФ – выдача (утверждение) темы реферата, СРФ – сдача реферата, ПЗ – практическое задание к семинару, ВПЗ – выполнение практического задания к семинару, ЗН – зачетная неделя
Заведующий кафедрой: __________________ С.А. Дробышевский
Директор института: __________________ И.В. Шишко
«_______» _______________________ 2011 г.
[1] При составлении программы использовались материалы курса «Современные международные конфликты» (автор - М.М. Лебедева, доктор политических наук, профессор, МГИМО (У) МИД РФ)