Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.03)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения
       
ПМ..03Наплавка дефектовдеталейи узловмашин, механизмов, конструкцийи отливок под механическую обработку и пробное давление      
Раздел 1 ПМ..03 Освоение технологии наплавки деталей      
МДК 03.01.Наплавка дефектов под механическую обработку и пробное давление      
Тема 1.1. Общие сведения о наплавки. Содержание    
1. Наплавка: сущность наплавки, виды наплавки и область применения.    
2. Классификация способов наплавки.    
3. Выбор состава наплавляемого металла.    
4. Техника безопасности при наплавке. Требования к помещениям.    
5. Предельно допустимая концентрация некоторых веществ на рабочем месте наплавщика. Охрана труда при электродуговой наплавке.    
6. Охрана труда при механизированной наплавке.    
Лабораторные работы    
1. Производительность труда при наплавке различными способами.  
Практические занятия  
1. Условия работы изделий и рекомендуемый состав сплава для наплавки.  
Тема 1.2. Наплавка износостойкими сплавами Содержание  
1. Сварочный пост: определение, виды, стационарные и передвижные посты.    
2. Назначение наплавки износостойкими сплавами.    
3. Наплавочные материалы.    
4. Технология наплавки. Режимы наплавки зернистыми и порошковыми сплавами.    
  5. Технология газовой наплавки износостойкими сплавами.    
Лабораторные работы    
1. Схема подготовки деталей к наплавке.  
Практические занятия  
1. Порядок наложения валиков при наплавке на различные формы деталей.  
Учебная практика:Наплавка твердыми сплавами простых деталей;  
Самостоятельная работа при изучении раздела 1  
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы - обозначение и расшифровка электродов для наплавки; - назначение и область применения твердого сплава сормайт №1 ГОСТ 11545-65; - назначение и область применения твердого сплава сормайт№2 ГОСТ 11545-65; - назначение и область применения литого твердого износостойкого сплава; - назначение и область применения твердого сплава сталинит М ГОСТ 11546-65; - назначение и виды деталей для наплавки.
МДК 03.02.Технология дуговой наплавки    
Тема 2.1. Ручная дуговая наплавка Содержание  
1. Сущность способа. Схема наплавки.    
2. Материалы для наплавки. Подготовка деталей к наплавке.    
3. Технология наплавки металлическими электродами. Наплавка режущего инструмента.    
4. Типы и примерное назначение металлических электродов для дуговой наплавки поверхностных слоев с особыми свойствами.    
5. Электроды для наплавки режущего инструмента.    
6. Наплавка штампов. Электроды для наплавки штампов.    
7. Наплавка уплотнительных поверхностей арматуры.    
8. Электроды для наплавки уплотнительных поверхностей арматуры.    
9. Наплавка поверхностей, работающих в условиях износа. Электроды для наплавки.    
10. Наплавка трубчатыми электродами деталей дорожных машин.    
11. Трубчатые электроды: изготовление и марки, назначение.    
12. Наплавка деталей, работающих на ударные нагрузки и истирание при нормальных температурах.    
13. Электроды для наплавки деталей работающих на истирание.    
14. Оборудование при ручной дуговой наплавке.    
  Практические занятия    
1. Выбор технологии наплавки для деталей различного назначения.  
2. Выбор оборудования для ручной дуговой наплавки.  
3. Выбор наплавочного материала.  
4. Ориентировочные режимы дуговой наплавки порошкообразными смесями.  
5. Схемы наплавки на плоские, цилиндрические, конические, сферические и другие формы поверхности в один или несколько слоев.  
Учебная практика  
- Ручная дуговая наплавка валиков на плоскую поверхность детали. - Ручная дуговая наплавка на цилиндрическую поверхность детали.
Тема 2.2. Плазменная наплавка Содержание  
1. Сущность плазменной наплавки.    
2. Схемы плазменной наплавки.    
3. Наплавочные материалы при плазменной наплавке.    
4. Область применения плазменной наплавки.    
Практические занятия    
1. Схема плазменной наплавки дугой прямого и косвенного действия  
Тема 2.3.Электрошлаковаянаплавка Содержание  
1. Сущность и назначение электрошлаковой наплавки.    
  Технологические особенности электрошлаковой наплавки.    
3. Наплавочные материалы для электрошлаковой наплавки.    
4. Основные схемы электрошлаковой наплавки.    
5. Аппаратура и технологическая оснастка.    
Практическиезанятия    
1. Схема наплавки плоской поверхности в вертикальном положении.  
2. Схема наплавки конической поверхности.  
3. Схема наплавки цилиндрической поверхности.  
Тема 2.4. Вибродуговая наплавка Содержание  
1. Сущность вибродуговой наплавки.    
2. Схема вибродуговой наплавки.    
3. Наплавочные материалы для вибродуговой наплавки.    
Практическиезанятия    
1. Ориентировочные режимы вибродуговой наплавки в струе жидкости.  
МДК 03.03. Технология газовой наплавки      
Тема 3.1. Газопламенная наплавка Содержание  
1. Сущность и назначение газопламенной наплавки.    
2. Материалы для газопламенной наплавки.    
3. Технология наплавки латуни.    
4. Наплавляемые металлы.    
5. Техника наплавки.    
6. Наплавка твердыми сплавами. Схема газофлюсовой наплавки.    
7. Наплавочные материалы. Техника наплавки твердыми сплавами.    
8. Газопорошковая наплавка. Наплавочные порошки.    
9. Техника наплавки.    
Практическиезанятия    
1. Разработка технологического процесса наплавки латуни.  
2. Выбор наплавочных твердых сплавов для газопламенной наплавки.  
3. Выбор порошковых наплавочных материалов для газопорошковой наплавки.  
Учебная практика  
Устранение дефектов в чугунных и алюминиевых отливках.  
МДК 03.04.Технологияавтоматического имеханизированногонаплавления    
Тема 4.1. Автоматическая наплавка под флюсом Содержание  
1. Сущность механизированной наплавки.    
2. Материалы для автоматической наплавки: электродная проволока, электродная лента, порошковая проволока, порошковая наплавочная проволока и лента. Назначение и способы изготовления.    
3. Оборудование для наплавки: источники питания дуги, наплавочные аппараты, оборудование для нагрева.    
4. Технология электродуговой автоматической наплавки под слоем флюса.    
5. Многоэлектродная и одноэлектродная наплавка. Схемы наплавки.    
6. Параметры режима автоматической наплавки и их влияние на одноэлектродную наплавку.    
7. Способы наплавки электродной лентой. Схемы наплавки.    
8. Причины образования и методы предотвращения пористости наплавленного металла.    
9. Причины образования трещин в наплавленном металле и методы борьбы с ними.    
10. Примеры автоматической наплавки под слоем флюса.    
Практическиезанятия    
1. Схемы способов легирования наплавленного металла.  
2. Ленточный порошковый электрод.  
3. Схема установки для наплавки ленточным электродом.  
  4. Схема процесса наплавки порошковой проволокой.    
5. Схема многоэлектродной наплавки.  
Тема 4.2. Наплавка в среде защитного газа Содержание  
1. Сущность способа. Схема наплавки в углекислом газе.    
2. Защитные газы.    
3. Электродная проволока.    
4. Источники питания дуги.    
5. Аппаратура для питания постов газами. Схемы горелок для наплавки в углекислом газе.    
6. Оборудование для наплавки. Технические данные станка Р-922.    
7. Технология и примеры наплавки в среде углекислогогаза.    
8. Схема наплавки цилиндрических поверхностей.    
9. Наплавка прессового инструмента. Схема наплавки внутренней поверхности пресс-втулки.    
  Наплавка лопасти гидротурбины. Схема наплавки лопасти гидротурбины.    
  Практическиезанятия    
  1. Технические характеристики полуавтоматов.  
  2. Установка для наплавки прессового инструмента.  
  3. Электродная проволока для наплавки в среде углекислого газа.  
  4. Выбор наплавочных материалов для наплавки различных поверхностей деталей.  
  5. Схемы одноэлектродной и многоэлектродной наплавки.  
Учебная практика Виды работ - полуавтоматическая наплавка в среде углекислоты плоских поверхностей. - полуавтоматическая наплавка цилиндрических поверхностей в среде углекислоты.  
Самостоятельная работа при изучении раздела 1  
- дефекты наплавки; - методы контроля; - наплавка малоуглеродистой и низколегированных сталей; - наплавка высоколегированных инструментальных сталей; - техника наплавки под флюсом деталей сложной формы; - термические условия наплавки; - виды износа; -типы и свойства наплавленного металла; -наплавка открытой дугой электродной проволокой с защитным покрытием; -схема наплавки с магнитным покрытием; -наплавка токами высокой частоты; -наплавка лежачим пластинчатым электродом; -схема наплавки лежачим пластинчатым электродом; -материалы, используемые для производства порошковой проволоки и флюса; -флюсы для наплавки; -плавленые флюсы; -керамические флюсы и флюсы-смеси; -Удаление шлаковой корки при многослойной наплавке; -режимы механизированной наплавки деталей малых размеров; -типы деталей, восстанавливаемых вибродуговой наплавкой.  
Производственная практика Виды работ - устранение дефектов в чугунных и алюминиевых отливках; - газовая наплавка твердыми сплавами простых деталей; - ручная дуговая наплавка валиков на плоскую поверхность детали; - ручная дуговая наплавка на цилиндрическую поверхность детали; - автоматическая наплавка крышки из легированной стали порошковой проволокой; - автоматическая наплавка под флюсом расщепленным электродом; - автоматическая наплавка под флюсом наплавочной лентой; - поперечная автоматическая наплавка электродной лентой; - полуавтоматическая наплавка в среде углекислоты плоских поверхностей; - полуавтоматическая наплавка цилиндрических поверхностей в среде углекислоты.    

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ

4.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы модуля имеется в наличии учебные кабинет:

- теоретических основ сварки и резки металлов; мастерские

- «Слесарная»,

- «Сварочная»; лаборатория

- контрольно-измерительная; полигон

- «Сварочный».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Теоретические основы сварки и резки металлов»:

• рабочие места по количеству обучающихся;

• рабочее место преподавателя;

• комплект учебно-методических материалов, методических

рекомендаций и разработок;

• макеты (в разрезе) газовых баллонов, газовых редукторов, шлангов

(рукавов), вентилей, ацетиленовых генераторов, предохранительных затворов и т.д.;

• макеты, плакаты «Сварочный пост для ручной дуговой сварки», «Ацетиленовый генератор. Правила откупорки барабанов с карбидом кальция», «Сварочное пламя», «Предохранительные затворы», «Баллоны. Редукторы», «Газовые горелки», «Наплавочные материалы», «Схемы дуговой наплавки», «Схемы легирования наплавленного металла» и т. д.

Технические средства обучения:

• персональный компьютер;

• мультимедийный проектор;

• экран;

• интерактивная доска;

• видеокамера;

• фотокамера;

• носители информации.

Оборудование мастерских и рабочих мест в мастерских. Слесарной:

• рабочие места по количеству обучающихся;

• набор слесарных и измерительных инструментов;

• приспособления для правки и рихтовки;

• средства индивидуальной и коллективной защиты;

• инструмент для ручной и механизированной обработки металла;

• набор плакатов;

• техническая документация на различные виды обработки металла;

• журнал инструктажа по безопасным условиям труда при выполнениислесарных работ.

Сварочной:

• пост ручной дуговой сварки;

• газосварочный пост;

• журнал инструктажа по безопасным условиям труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ

• пост для полуавтоматической сварки в защитном газе;

• макеты, плакаты, техническая документация.

Оборудование сварочного полигона и рабочих мест на полигоне:

• рабочие места по количеству обучающихся;

• сварочные посты ручной дуговой сварки постоянного тока;

• сварочные посты ручной дуговой сварки переменного тока;

• универсальные и специальные приспособления;

• технологическая документация;

• оборудование и оснастка для выполнения сборочно-сварочных работ;

• электроды для наплавки;

• контрольно-измерительный инструмент и шаблоны;

• слесарный инструмент электросварщика;

• плакаты;

• средства коллективной и индивидуальной защиты.

4.2. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебных кабинетах, оснащенных мультимедийным оборудованием, компьютерном классе и в учебной лаборатории, где обучающиеся осваивают умения (приблизительно 40-50% отведенного времени на теоретическое обучение). Занятия в компьютерном классе и библиотеке предпочтительнее организовывать как самостоятельную работу для проведения практических работ и внеаудиторную подготовку рефератов, докладов, мини-проектов, мультимедийных презентаций, слайд-шоу и др. Практические занятия планируется проводить малыми группами, что способствует индивидуализации обучения, сотрудничеству и повышению интереса к профессии.

Учебная практика может проводиться как в слесарной, так и сварочной мастерской, а также на полигоне чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Учебную практику рекомендуется проводить при делении группы на подгруппы, что способствует индивидуализации и повышению качества обучения. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику (концентрированную), которая может осуществляться на учебном сварочном полигоне, на предприятиях социальных партнеров и в других организациях (различных правовых форм собственности). Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профессии) в рамках профессионального модуля «Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление» является освоение междисциплинарных курсов: «Наплавка дефектов под механическую обработку и пробное давление», «Технология дуговой наплавки», «Технология газовой наплавки», «Технология автоматического и механизированного наплавления» и учебной практики. При подготовке к итоговой аттестации по модулю организуется проведение консультаций в объеме 15 часов. Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные, письменные, устные.

Дисциплины, изучение которых предшествует освоению данного модуля:

- ОП.01. Основы инженерной графики;

- ОП.02. Основы автоматизации;

- ОП.03. Основы электротехники;

- ОП.04. Основы материаловедения;

- ОП.05. Допуски и технические измерения;

- ОП.06. Основы экономики;

- ОП.07. Безопасность жизнедеятельности.

Изучение профессионального модуля ПМ 3 целесообразно после завершения изучения модуля ПМ1 и ПМ4, параллельно с ПМ2.

Такая организация теоретического и практического обучения позволит добиться высокого коэффициента практико-ориентированности.

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Обучение по профессиональному модулю осуществляет преподаватель, имеющий высшее образование, высшую квалификационную категорию, стаж педагогической работы 12 лет и мастер производственного обучения, имеющий среднее профессиональное образование, первую квалификационную категорию стаж педагогической работы 5 лет, квалификацию электрогазосварщик 5 разряда.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Профессиональные компетенции

Результаты   Формы и
(освоенные Основные показатели Методы
профессиональные оценки результата контроля и
компетенции)   Оценки
ПК 3.1. Наплавлять деталии узлы простых и среднейсложности конструкций твёрдыми сплавами - Чтение чертежей. - Выбор способа наплавки – Выбор оборудования,инструмента и параметроврежима наплавки. - Выбор наплавочныхматериалов - Подготовка поверхности кнаплавке. - Техника выполнениянаплавки. - Обработка после наплавки. - Контроль качествавыполнения процессанаплавки. - Охрана труда при наплавке. Организация рабочегоместа. Оценкавыполнениялабораторнойработы Оценкавыполнениязаданий напрактическомзанятии Тестирование
ПК 3.2. Наплавлятьсложные детали и узлысложных инструментов - Чтение чертежей. - Выбор способа наплавки. - Выбор оборудования,инструмента и параметроврежима. - Выбор наплавочныхматериалов. - Подготовка поверхности кнаплавке. - Техника выполнениянаплавки. - Обработка после наплавки. - Контроль качествавыполнения процессанаплавки. - Охрана труда при наплавке. - Организация рабочегоместа. Оценка выполнения лабораторной работы Оценка выполнения заданий на практическом занятии Тестирование
ПК 3.3. Наплавлять изношенные простыеинструменты, деталииз углеродистых иконструкционных сталей - Чтение чертежей. - Выбор способа наплавки. - Выбор оборудования,инструмента и параметроврежима наплавки. - Выбор наплавочныхматериалов. - Подготовка поверхности кнаплавке. - Техника выполнениянаплавки. - Обработка после наплавки. - Контроль качествавыполнения процессанаплавки. - Охрана труда при наплавке. - Организация рабочегоместа. Оценкавыполнениялабораторной работы Оценкавыполнения самостоятельной работы Тестирование
ПК 3.4. Наплавлять нагретые баллоны и трубы, дефекты деталей машин, механизмов и конструкций - Чтение чертежей. - Выбор способа наплавки. - Выбор оборудования,инструмента и параметроврежима наплавки. - Выбор наплавочныхматериалов. - Подготовка поверхности кнаплавке. - Техника выполнениянаплавки. - Обработка после наплавки. - Контроль качествавыполнения процессанаплавки. - Охрана труда при наплавке. - Организация рабочего места. Оценкавыполнениялабораторнойработы Оценкавыполнениясамостоятельной работы Тестирование
ПК 3.5. Выполнять наплавку для устранения дефектов в крупных чугунных и алюминиевых отливках подмеханическую обработку и пробное давление - Чтение чертежей. - Выбор способа наплавки. - Выбор оборудования, инструмента и параметров режима наплавки. - Выбор наплавочных материалов. - Подготовка поверхности к наплавке. - Техника выполнения наплавки. - Обработка после наплавки. - Контроль качества выполнения процесса наплавки. - Охрана труда при наплавке. - Организация рабочего места. Оценка выполнения самостоятельной работы Тестирование
ПК 3.6. Выполнять наплавку для устранения раковин и трещин в деталях и узлах средней сложности - Чтение чертежей. - Выбор способа наплавки. - Выбор оборудования, инструмента и параметров режима. - Выбор наплавочных материалов. - Подготовка поверхности к наплавке. - Техника выполнения наплавки. - Обработка после наплавки. - Контроль качества выполнения процесса наплавки. - Охрана труда принаплавке. - Организация рабочего места. Оценка выполнения задания на практическом занятии Тестирование

Общие компетенции

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы. Участие в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах. Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности..
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Определение цели и порядовка работы. Обобщение результата. Использование в работе полученные ранее знания и умения. Рациональное распределение времени при выполнении работ. - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях Ответственность за свой труд - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Обработка и структурирование информации. Нахождение и использование источников информации. - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.
ОК 5. Использовать информационно-комуникационные технологии в профессиональной деятельности Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий. Работа с различными прикладными программами. - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Уровень физической подготовки. Стремление к здоровому образу жизни. Активная гражданская позиция будущего военнослужащего. Занятия в спортивных секциях. - наблюдение за выполнением конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: