___________________________________________
Философские исследования, посвященные изучению предпосылок и оснований биоэтики, можно условно разделить на две категории. В первой биоэтика приравнивается к ценностно-нормативной системе, регулирующей отношение человека к процессам жизни и смерти, рождения и умирания. Исходя из этого, считается, что доказательства существования идей биоэтики можно обнаружить в философии древней Греции (учениях Платона и Аристотеля) или великих мировых религиях (Индуизм, Буддизм, Христианство, Ислам). Как следствие, складывается впечатление, что биоэтика — это эпифеномен традиционной философской тематики, размышлений о проблемах жизни и смерти, что в значительной степени затрудняет (или делает невозможным) выяснение ее специфики.
В исследованиях второго рода, напротив, вполне отчетливо проявляются редукционистские тенденции — желание свести биоэтику к этике науки, практической либо профессиональной медицинской этике, к идеологии правозащитного движения за счет абсолютизации ее прагматического измерения. Так, например, российский философ П. Д. Тищенко в качестве «четырех источников, идеологических предпосылок и составных частей» биоэтики предлагает рассматривать: 1) идеологию экологического движения; 2) идеологию правозащитного движения; 3) развитие междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно-техническим прогрессом; 4) последствия научно-технического прогресса[183].
|
|
Разнообразие подходов к предпосылкам и основаниям биоэтики объясняется различными взглядами на ее предмет. Если рассматривать биоэтику как философию и этику жизни и смерти, то нам действительно придется проследить вектор философской мысли от античности до наших дней[184]. Отождествление биоэтики с медицинской или биомедицинской этикой повлечет за собой углубленное изучение истории становления медицины как науки. Определение биоэтики как экологической этики будет сопровождаться анализомтрадиций природоохранного дела и истории этики защиты природы.
Любой из указанных подходов использует свою логику и методологию исследования. Поэтому очень важно еще в самом начале поставить все точки над «і» и определить то, какой смысл мы вкладываем в понятие биоэтики.
Мы исходим из того, что биоэтика — это феномен пан-европейской культуры, результат универсализации некоторых ценностей и принципов — свободы и разума, автономии и достоинства личности, справедливости, солидарности, научной истины, диалога, сформулированных и получивших интеллектуальное обоснование в эпоху Просвещения.
|
|
Как было показано в предыдущем разделе, демократические идеалы Просвещения, первоначально миролюбивые и гуманистические: свобода, равенство, солидарность, всестороннее развитие личности, социальный консенсус, аргументированная рационализация индивидуальной и общественной жизни — в дальнейшем трансформируются в цинизм, модерную элитарность, жесткую социальную иерархию и непримиримую борьбу различных идеологий[185].
Биоэтика возрождает утерянные смыслы и цели, переосмысливает ценности и идеалы эпохи Просвещения не только в свете идей новейшей философии, культуры постмодерна и постнеклассической науки, но и в контексте мировоззренческой проблематики ХХ века, и ее центральной онтологической проблемы — сохранения и развития жизни на Земле. При этом жизнь начинает пониматься в терминах единства биологического и интеллегибельного, природного и культурного, духовного и телесного, пронизывающего все направления коэволюционного развития природы и общества. По сути, принципы и ценности биоэтики начинают исполнять роль механизма «вписывания» современного человека и его жизненного мира в тотальность жизни.
На наш взгляд, нельзя преувеличивать роль каких-либо одних предпосылок в становлении биоэтики: философских или социокультурных. Все вместе они способствовали кристаллизации определенных идей и принципов, послуживших отправной точкой для формирования «этики жизни».