Третья научная революция в конце XІX – начале ХХ вв. дала начало новому этапу науки, для которого характерен отказ от онтологизма и признание относительности истины, когда допускается возможность существования нескольких теоретических описаний одной и той же реальности. Межнаучная интеграция при осуществлении любых педагогических исследований основана на важном положении, детерминирующем рассмотрение человека не только как биологического и социального существа, но и как субъекта многих культур (В.С. Библер). Междисциплинарный (межнаучный) подход известен в науковедении уже достаточно давно. Г.М. Добров выделяет три типа межнаучного взаимодействия: воздействие одной из наук на традиционный объект исследования другой науки; изучение одного и того же объекта разными науками; изучение опыта науки методами и средствами другой науки. Иные основания типов межнаучного взаимодействия предлагает С.Ю. Семенов. В первом случае между науками складываются отношения онтологического соподчинения, которые характеризуются предметной редукцией, когда знания из более развитой научной дисциплины используются в другой, выполняя при этом методологическую функцию. Как отмечают многие исследователи (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), для решения проблем образования этот тип отношений не подходит, так как выведение законов педагогической науки из законов философии, психологии нельзя признать эффективным. Второй тип определен Семеновым С.Ю. как методологическая зависимость. В этом случае в рамках одной науки воспроизводятся схемы и нормы научного познания, принятые в другой. Третий тип отношений – это отношения научно-практического взаимообоснования, когда знания разных наук, дополняя друг друга, практически оправдывают и аксиологически обосновывают предметную специфику каждой из наук. Именно третий тип отношений считается наиболее продуктивным в педагогической науке. Помимо междисциплинарных исследований, где всегда есть главная и подчиненная дисциплина, различают полидисциплинарные или мультидисциплинарные подходы, при использовании которых данные различных наук сводятся в единую картину.
|
|
Тема 4 Научный аппарат исследования
Вопросы для обсуждения:
- Актуальные направления научных исследований и современные требования к актуальности диссертации.
- Противоречия исследования.
- Правила формулировки проблемы исследования.
- Определения объекта и предмета исследования.
- Формулировка цели и задач исследования.
- Обоснование практической значимости исследования.
Задания:
1. Используя план анализа статьи, проведите анализ одной из статей по теме вашего исследования, лучше выбрать статью из списка изданий, рекомендованных ВАК.
|
|
- Выпишите ключевые слова, представленные в тексте, для незнакомых слов дайте определение из словарей.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какую проблему автор рассматривает в статье?
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как автор доказывает ее актуальность?
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что предлагает автор для решения проблемы?
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как он доказывает правильность выбранного решения
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предложите свои пути решения проблемы и возможные социокультурные последствия такого решения?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая информация в статье полезна для вашей работы?
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________