В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Эпизод смерти Базарова находится в конце романа. В основу романа Тургенева «Отцы и дети» легла важная проблема – борьба двух лагерей: революционно-демократического и либерально-крепостнического, борьба «отцов и детей». Таков основной конфликт. Несмотря на то, что действие романа прекращается со смертью главного героя, конфликт «отцов и детей» так и остается неразрешенным.

Смерть Базарова, заразившегося при вскрытии умершего от тифа мужика, логически не связана со всем произведением, и это дает право по-разному трактовать смысл этого эпизода. Наиболее известны три трактовки. Первая гласит, что Базаров погибает, потому что Тургенев не знает, какова дальнейшая судьба молодого поколения. В другой говорится о том, что Тургенев подписывает приговор Базарову и в целом нигилизму, полностью опровергая его. Существует иная, тоже традиционная точка зрения, которая опирается на статьи Писарева о романе. Это мысль критика о том, что умереть, как умер Базаров, - совершить подвиг. Финальному эпизоду, таким образом, придается особый смысл. Эта трактовка мне близка.

В эпизоде мы видим, как упрямо Базаров борется с физической и душевной болью. Он говорит Одинцовой: «Вся задача гиганта – как бы умереть достойно». И он решает задачу, прямо и не лукавя глядя в глаза смерти.

С приближением смерти меняется отношение Базарова к родителям. И это достойное поведение. Он уже не демонстрирует своей иронии и пренебрежения, как в более ранних главах романа. (Вспомним слова из разговора с Аркадием: «Они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит.») Сейчас он полон заботы и любви, до последнего момента скрывая свою смертельную болезнь, выдавая ее за простуду: «…пойду прилягу, а вы мне принесите липового чаю. Простудился должно быть».

Евгений идет на уступки отцу, который просит его совершить христианский обряд:

«- … Утешь нас с матерью исполни долг христианина…

- Я не отказываюсь, если это момент вас утешить, - промолвил он…»

Кульминацией этого эпизода является приезд Одинцовой к умирающему Базарову. Сам по себе приезд Одинцовой показывает ее благородство, но не более. Видя умирающего Базарова, Одинцова понимает, что не любит его («мысль о том, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила – мгновенно сверкнула у ней в голове»).

В Базарове же при встрече с Анной Сергеевной вспыхивают еще не успевшие остыть чувства. Мы видим, как нежно и страстно любит Базаров, представший перед нами не черствым нигилистом, а романтиком («Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет»).

В этом эпизоде Базаров окончательно перерождается, срывая с себя маску нигилизма. Это подчеркивается в отрывке, где он смеется над собой прежним: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает и баста».

Какова же авторская позиция в отношении «базаровского» поколения? Она раскрывается в конце разговора с Одинцовой: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Этими словами героя Тургенев дает оценку с позиций либерального дворянства.

Роман завершается картиной, которая перекликается со смертью Базарова: родители на могиле сына. Это привносит философское начало в повествование: все острополитическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы …говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Описание смерти Базарова, по статье Писарева, составляет лучшее место в романе Тургенева. О мастерстве писателя говорит хотя бы то, что он в конце романа сумел расположить к Базарову даже того читателя, который далеко не во всем был согласен с героем. Тургенев сделал все, чтобы читатель полюбил Базарова «со всей его безжалостной сухостью и резкостью».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: