История как целостность

Главный вопрос – доступна ли история пониманию =>Доступность определяет историю как целое. Можно выделить два подхода:

1) история как сумма культур, цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби)

2) история как единое целое (гуманисты, просветители, позитивисты, марксисты, экзистенциалисты и др.)

Черты цивилизационного подхода:

- признание многообразия культур

- признание замкнутости культур, их уникальности.

До сих пор не существует четкого определения понятия цивилизация. Это сказывается и на восприятии культур. Так, у Шпенглера их 8, у Тойнби – 21. Т.е. в рамках цивилизационного подхода существуют различные критерии для классификации.

Черты восприятия истории как целого:

- периодизация (бездоказательное признание единства истории) => мы можем говорить о стадиальности как свойстве исторического процесса, где основными элементами изменений является определенная логика. В основе тех или иных стадий лежит изменение какой-либо категории. На определенных этапах мы говорим о трансформации этой категории, ее развитии (например, совершенствование морали у просветителей)

- развитие производительных сил. В XX веке стали предлагаться новые критерии для периодизации. Например, роль информации

- роль среды, зависимость среды в формировании истории как целого.

Все эти факторы позволяют воспринимать историю как глобальное явление. Это реализуется в следующем:

* единство происхождения человека как вида

* сходство эволюции семейно-брачных отношений, религиозных воззрений

* человек воспринимается как продукт общественных отношений

* логика движения истории

* экономические факторы воспринимаются как явление прогрессивного плана

* незавершенность степени достижения единства мировой истории в любой момент ее развития.

Все эти глобальные факторы позволяют ставить вопрос о противоречиях в единстве и многообразии и вопрос о времени. Единство ≠ единообразие (!). Любое событие уникально, потому что является продуктом своего времени и определенного пространства. Время и пространство определяют уникальность того или иного события. Но есть сущность события. Эта сущность позволяет находить общее с другими явлениями. Возникает возможность говорить о повторяемости явлений. => Это позволяет классифицировать исторические явления (и по горизонтали и а по вертикали. Единство и многообразие истории – это ее суть. «Единство появляется в реальности и постигается в научном мышлении через многообразие.

Вопрос исторического времени. (см. семинар). Периодизация исторического материализма. => Мы можем говорить о неравномерности исторического процесса + Вопрос о той или иной страны в разные временные промежутки. => Вопрос об относительности тех или иных достижений в истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: