Никогда не пытайтесь подготовить сложный доклад в самый последний момент. Отведите себе время на необходимые исследования, на формулирование основных моментов того, что вы хотите сообщить слушателям, а также на разработку логической структуры, необходимой для изложения и поддержки этих идей. Основная часть вашего сообщения всегда должна быть спланирована и тщательно обдумана, прежде чем первое слово вылетит из ваших уст. Для большинства из нас говорить, не думая, это все равно, что стрелять, не прицелившись. Шансы поразить цель крайне невелики.
Время на изложение своих мыслей
Убедитесь, что вашу речь можно изложить за отведенное время, не сбиваясь на скороговорку в заключительной части.
Сложные сообщения требуют примерно на 25 процентов больше времени, чем получалось на репетиции. Это значит, что для произнесения речи, репетиция которой заняла 12 минут, на самом деле потребуется 15 минут.
Ловушка 6: Недостаточное количество вспомогательного материала.
Эффективное сообщение должно быть подобно айсбергу, когда большая часть информации скрыта и не видна вооруженным глазом. По возможности собирайте в три или четыре раза больше информации, чем действительно необходимо для обоснования ваших ключевых положений. Глубокое знание предмета поможет вам тремя способами:
|
|
• Укрепит уверенность в себе и снимет волнение.
• Облегчит выступление без подготовки и снизит шансы столкнуться с аспектом, выходящим за границы ваших знаний.
• Снизит вероятность того, что вы забудете ключевые положения своего сообщения.
Знание аудитории, полученное в результате исследований, играет важную роль в выборе типа и объема требующегося вспомогательного материала. Прежде чем принимать решение о включении в сообщение подобной информации, спросите себя:
• Имеет ли она отношение к теме? Точна ли она?
• Надежна ли она?
• Нова ли она?
• Беспристрастна ли она?
• Типична ли она?
• Приемлема и значима ли она для аудитории? Вспомогательный материал следует использовать только тогда, когда он отвечает всем этим условиям.