Руководство для преподавателя

«Научно-исследовательская работа в профессиональной сфере»

Важнейшим принципом проведения занятий по дисциплине является прикладная направленность: студентам предоставляется возможность обсуждения намеченных планов и методов исследования, обеспечивающих выполнение исследовательских задач. В этом отношении особое внимание уделяется методике проведения практических занятий, призванных способствовать развитию навыков ведения научных дискуссий, построения научной аргументации и обоснования исследовательских гипотез.

Проведение практических занятий позволяет выявить объём знаний, усвоенных студентами на лекционных занятиях, а также оценить качество самостоятельной работы студентов в ходе изучения учебной и научной литературы, в которой получают отражение и дальнейшую разработку базовые понятия, положения, подходы, технологии и методики, составляющие содержание курса. Практические занятия призваны способствовать глубокому осознанию актуальности полученных знаний и навыков как необходимых компонентов профессиональной компетенции, выявлению их высокой значимости в структуре профессиональной культуры.

В ходе практических занятий студенты выступают с докладами (сообщениями), подготовленными на основе анализа рекомендуемой учебной и научной литературы, по тематике, представленной в программе занятий.

В рамках практических занятий широко используются активные формы и методы обучения:

1) Эвристическая беседа, проводимая с использованием проблемных, уточняющих, направляющих, встречных вопросов, нацеленная на разрешение следующих задач:

- выявление особенностей проведения научных исследований в профессиональной деятельности;

- сопоставления направлений научно-исследовательской деятельности в музейной работе;

- апробация способов научной аргументации.

В процессе эвристической беседы подвергается анализу и корректировке план использования научных методов, разрабатываемый в ходе самостоятельной работы при подготовке к занятию, Данная методика (использование проблемных, уточняющих, направляющих, встречных вопросов) позволяет с большей точностью раскрыть особенности использования исследовательских методов и их возможные модификации в ходе разрешения задач, возникающих в деятельности музея по базовым направлениям.

2) Моделирование проективных ситуаций: на основе изучения научной литературы, а также обобщения материала, освоенного студентами в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин, на семинарском занятии происходит воссоздание проблемных ситуаций, возникающих в музейной и экскурсионной деятельности в современных условиях; при этом студентам необходимо составить программу научного исследования, нацеленного на разрешение данной конкретной проблемы, определить предмет исследования, охарактеризовать последовательность этапов научного исследования, выбрать наиболее эффективные общенаучные и специальные методы разрешения поставленных задач.

3) «Круглый стол»: выступления студентов в рамках намеченного регламента, в ходе которых раскрываются актуальные направления научно-исследовательской работы в сфере музейной и экскурсионной деятельности и конкретизируются, уточняются собственные исследовательские интересы студентов в современном науковедческом контексте;

4) Дискуссии, в ходе которых обсуждаются:

- соответствие требованиям, предъявляемым к научно-исследовательской работе, в исследовательских проектах и планах, составленных студентами;

- обоснованность и эффективность конкретных исследовательских методов использования, использование которых планируется студентами для разрешения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности.

Моделирование проблемных ситуаций в ходе дискуссии стимулирует поисковую активность слушателей и позволяет корректировать и уточнять объект и предмет планируемого исследования, усиливать научную аргументацию в определении тематики и обосновании актуальности научной работы.

5) Использование поисковых методов в ходе занятия позволяет студентам определить наиболее эффективные способы экспериментальной проверки (апробации) инноваций в музейной деятельности.

6) При этом проектирование и планирование эксперимента предполагает анализ конкретных ситуаций в профессиональной деятельности музейного сотрудника. 7)Планы экспериментов, самостоятельно разрабатываемые студентами, условия и возможности их реализации становятся объектом коллективного обсуждения, мобилизующего и стимулирующего их творческую активность в процессе разрешения ситуационных задач.

8)Обсуждение итогов занятия может проходить в форме конференции, в ходе которой студенты имеют возможность выступить с оценкой представленных проектов.

7) Деловая игра, которая позволяет студентам в рамках практического занятия провести апробацию разработанных ими технологий использования вербально-коммуникативных методов посредством инсценирования ситуации экспресс-опроса экспертов (в форме фокусированного интервью) или представителей музейной публики (в форме анкетирования); при этом в роли респондентов выступают студенты, участвующие в практическом занятии.

8)Кроме того, студенты выступают не только в качестве докладчиков, представляющих подготовленный исследовательский инструментарий, но занимаются также рецензированием обсуждаемых вербально-коммуникативных технологий, что позволяет обратить их внимание на правила, выполнение которых необходимо при составлении анкет, планировании интервью, и проанализировать ошибки, допускаемые в процессе разработки и использования данных методов.

9)Метод «мозгового штурма» с элементами деловой игры: в форме свободной дискуссии происходит творческое коллективное генерирование вариантов использования наиболее эффективных научных методов и подходов для разрешения проблемных исследовательских ситуаций в сфере музейного дела. Креативный процесс поиска решений разделяется на этапы: 1) диагностика проблемной ситуации и определение конкретной цели; 2) предложение возможных вариантов решений; 3) анализ предлагаемых решений, их систематизация и классификация; 4) деструктурирование решений (оценка возможности реализации); 5) выбор оптимальных вариантов использования методов научных исследований в профессиональной сфере. Участники обсуждения делятся на «генераторов», предлагающих варианты использования методов научного исследования, и «аналитиков», оценивающих их эффективность. Задачами преподавателя в ходе применения данных методов ведения практического занятия являются: структурирование процедуры обсуждения, поддержание атмосферы психологического комфорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: