Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Бузулукский финансово-экономический колледж - филиал Финуниверситета

Г.Н. Терякова,

Е.А. Бочкарева

Методические рекомендации

По подготовке и защите выпускной квалификационной работы студентов

Бузулук, 2015

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Бузулукский финансово-экономический колледж - филиал Финуниверситета

УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе __________Н.Н. Щавелева «______»____________2015_г.

Г.Н. Терякова,

Е.А. Бочкарева

Методические рекомендации

По подготовке и защите выпускной квалификационной работы студентов

Бузулук, 2015

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с требованиями ФГОС защита выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) является обязательным. ВКР выполняется в форме дипломной работы.

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. На основе развернутого плана ВКР (приложение 1) рекомендуется составлять так называемый рабочий план каждого раздела, который дает возможность систематизировать изложение, облегчить достижение логической взаимосвязи и последовательности в раскрытии вопросов конкретного раздела. Такой план позволяет руководителю оказать студенту заблаговременную помощь в определении содержания и последовательности рассмотрения отдельных вопросов каждого раздела, что существенно сокращает объем последующих доработок.

2.2. Изложение материала ВКР должно быть последовательным, логичным, основанным на фактическом материале по выбранной теме. Все разделы ВКР должны быть связаны между собой логическими переходами.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

3.1. Структура ВКР:

Выпускная квалификационная работа должна включать следующие основные элементы:

- титульный лист (приложение 2);

- календарный план ВКР (утвержденный председателем ПЦК) (приложение 8);

- задание на выполнение работы (приложение 3);

- содержание (приложение 4);

- введение;

- основную часть в соответствии с утвержденным заданием;

- заключение;

- список использованных источников (приложение 5);

- приложения;

- последний лист (приложение 16).

3.1.1 Введение:

Во введении следует раскрыть теоретическое и практическое значение избранной темы ВКР, обосновать ее актуальность, определить цель и задачи, объект и предмет дипломного исследования, указать методологическую и теоретическую основу ВКР, ее практическую базу. Объем введения не должен превышать двух-трех страниц машинописного текста.

3.1.2 Основная часть:

Основная часть состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть должна быть представлена методикой, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности в соответствии с видом профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР.

3.1.3 Заключение

Заключение должно содержать сжатые выводы и предложения по результатам ВКР. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы ВКР и самого текста, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование. Объем заключения не должен превышать трех-четырех страниц машинописного текста.

3.1.4 Список использованных источников

Список использованных источников отражает перечень источников, которые использовались при написании ВКР (не менее 15), показывает глубину и широту изучаемой темы и документально подтверждает достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (цитат, фактов, формул и других документов).

При написании ВКР следует ориентироваться на наиболее свежие фактические данные, относящиеся к последнему году, полугодию, кварталу. Разрешается использование только действующих нормативных документов.

Список использованных источников и литературы располагается нумеруется в систематическом порядке:

- Законодательные и нормативные акты (располагать по убыванию годов):

- Конституция Российской Федерации;

- законы, указы, постановления, распоряжения высших региональных и муниципальных органов государственной власти и Российской Федерации;

Учебная и научная литература:

- учебники и учебные пособия;

- монографии;

- сборники статей;

- периодические издания.

- Интернет – источники, статистическая информация

В каждом разделе внутри схемы список составляется в алфавитном порядке (приложение 5).

3.2 ВКР в обязательном порядке проверяется руководителем ВКР в системе «Антиплагиат». В случае выявления плагиата, т.е. более 50% заимствований в объеме работы, студент не допускается к защите ВКР.

3.3 Нормоконтроль осуществляется преподавателями согласно приказу директора по графику.

в распечатанном виде до передачи на рассмотрение председателю ПЦК и в электронном виде для проверки на Антиплагиат.

Работы, предъявленные на нормоконтроль, должны быть подписаны студентом, научным руководителем.

Нормоконтролер несет ответственность за соблюдение в работах требований к ВКР согласно настоящим рекомендациям.

Выявленные при нормоконтроле ошибки и отступления от требований в проверенных работах должны быть исправлены студентом. Исправленные работы повторно направляются нормоконтролеру для проверки.

Нормоконтролер производит окончательную проверку на антиплагиат, распечатывает Отчет о проверке, который вкладывается в ВКР отдельным файлом (приложение 14).

Запрещается без ведома нормоконтролера вносить какие-либо изменения и дополнения в работу после того, как она была подписана нормоконтролером.

4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

4.1 Оформление выпускной квалификационной работы:

Текст ВКР оформляют на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. На каждой странице необходимо соблюдать поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Набор текста на компьютере производится через 1,5 интервала без дополнительных отступов между абзацами, размер шрифта (кегль) 14, шрифт Times New Roman. Абзацный отступ («красная» строка) – 1,25 мм.

Подчеркивать заголовки и делать переносы слов в заголовках не допускается. Шрифт заголовков не выделяется (не жирный, шрифт 14).

Расстояние между заголовком и текстом 1 пробел при интервале 1,5. Между заголовками главы и раздела без пробела (приложение 15).

Заголовки глав и разделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, размещать по ширине. Заголовки глав выполняют стилем «Глава 1». Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Основная часть ВКР состоит из глав, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости). Каждую главу основной части текста работы, а также введение, заключение, список использованных источников, приложения следует начинать с новой страницы.

Разделы (подразделы, пункты, подпункты) оформляются с новой страницы только в том случае, если от текста предыдущего раздела (подраздела, пункта, подпункта) не осталось на листе места, хотя бы для одной строчки после наименования заголовка.

Каждый пункт, подпункт и перечисление[1] следует записывать с абзацного отступа.

В тексте ВКР не допускается:

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

- использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово "минус".

- употреблять знаки (<,>,№, %) без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти словами.

Если в тексте дипломной работы приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1, 1,5, 2 г.

Примерный объем ВКР 40 страниц без учета списка использованных источников, а так же приложений.

ВКР должна быть предоставлена к защите в твердом переплете.

4.2 Правила написания буквенных аббревиатур

В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

4.3 Правила сокращения слов

Сокращение слов в тексте не допускается, кроме установленных ГОСТ 2.316., ГОСТ Р21.1101, ГОСТ 7.12. Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам (ГОСТ 2.105). Обозначение единиц физических величин необходимо применять в соответствии с ГОСТ 8.417, СН 528.

4.4 Правила написания формул, символов

Формулы, содержащиеся в дипломной работе, располагают на отдельных строках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Пример:

Текущая стоимость С потока ежегодных выгод В через время Т может быть рассчитана по формуле:

В1 В2 Вт

С = -------- + ---------2……. + --------- Т, (1)

1+r (1+r) (1+r)

где r - процентная ставка.

Допускается написание формул с применением функции «Формула». Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой номера приложения, например: (1.1).

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.

4.5. Правила нумерации

Название и нумерация глав, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать.

Все страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами без всяких знаков, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы (начинается нумерация с титульного листа и заканчивается списком использованных источников или приложениями).

Номер страницы проставляется по центру нижней части листа без точки. Титульный лист считают первой страницей, но номер «1» на титульном листе не ставится.

Задание на выполнение ВКР подшивается после титульного листа, оно считается второй страницей, но не нумеруется. Календарный план не подшивается, а вкладывается отдельным файлом.

Содержание дипломной работы выполняется по установленному образцу, считается третьей страницей и проставляется номер страницы «3» (приложение 4).

Нумерация пунктов должна быть в пределах раздела и номер пункта должен состоять из номеров главы, раздела и пункта, разделенных точками. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2, 1.1, 4.2, 1.2 и т.д. В конце номера пункта и подпункта точка не ставится.

Заголовки «Введение», «Заключение», «Содержание» не нумеруют, располагают по центру.

4.6. Правила оформления таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковой части таблицы и граф диагональными линиями не допускается. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. Допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головная часть таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Если данные таблицы используются в расчетах, то строки и графы таблицы можно пронумеровать.

Если таблица продолжается на следующей странице, в верхнем левом углу пишется «Продолжение таблицы 1» (2,3, …..).

После текста перед таблицей и после таблицы должен быть один интервал.

Допускается применение шрифта Times New Roman, размер (кегль) 12, интервал 1,0. Таблицы, занимающие более 3/4 печатного листа должны оформляться как приложения. Пример оформления таблиц представлен в приложении 6.

4.7. Правила оформления иллюстраций

В качестве иллюстраций в работах могут быть представлены рисунки, схемы, графики, диаграммы, чертежи, фотографии. Иллюстрации помещают в тексте непосредственно после первого упоминания или на следующей странице, или выделяют в отдельное приложение.

На все иллюстрации должны быть оформлены ссылки в тексте, т. е. указывается порядковый номер, под которым она помещена в работе, например: (Рис. 2.5).

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Иллюстрации могут быть выполнены как в черно-белом, так и в цветном исполнении с использованием компьютера.

Все иллюстрации условно называют рисунками и подписывают словом «Рис.». Порядковый номер иллюстрации обозначается арабской цифрой без знака № и без точки. Нумерация сквозная по всему тексту ВКР. Например: Рис. 1; Рис.2 и т. д. Пример оформления рисунка:

Рис. 1 - Доходы бюджета муниципального образования за 2003-2007 годы

Подпись или название иллюстрации начинают с прописной буквы, располагают посередине строки, в конце подписи точку не ставят.

Дополнительная информация по оформлению иллюстраций дана в ГОСТ.

4.8 Правила оформления ссылок на использованные источники

Во всех случаях использования цитат, формулировок, формул, графиков, таблиц, рисунков, заимствованных из опубликованных источников, необходима соответствующая ссылка на них. Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером из списка использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки.

Примеры:

[21], что означает 21-ый источник. Согласно [2]…, в [1] приведено описание работы …, график работы определяется по формуле (2). Как показано в [3], характеристики имеют вид., см. рисунок 1.2…, см. таблицу 2.3.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать со слов «Цит. по…», Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, используют слова «См...например…»

4.9 Правила оформления ссылок на использованные литературные источники

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]

4.10 Правила оформления приложений

Приложения - заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на ее последних страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение 1» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Если приложение состоит из нескольких страниц, то на каждой последующей в верхнем правом углу пишется «Продолжение приложения 1».

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме (см. приложение3). В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки, например: «в приложении 2».

В содержании Приложения отражаются одним словом с указанием станицы, с которой они начинаются (приложение 4).


5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

критерии показатели      
  Оценки «2 - 5»      
  «2» «3» «4» «5»
Актуальность Актуальность исследования специально автором не обосновывается. Сформулированы цель, задачи не точно и не полностью, (работа не зачтена - необходима доработка). Неясны цели и задачи работы (либо они есть, но абсолютно не согласуются с содержанием) Актуальность либо вообще не сформулирована, либо сформулирована в самых общих чертах - проблема не выявлена и, что самое главное, не аргументирована (не обоснована со ссылками на источники). Не четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе проблем Автор обосновывает актуальность направления исследования в целом, а не собственной темы. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования. Тема работы сформулирована более или менее точно (то есть отражает основные аспекты изучаемой темы). Актуальность проблемы исследования обоснована анализом состояния действительности. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе..
Логика работы Содержание и тема работы плохо согласуются между собой. Содержание и тема работы не всегда согласуются между собой. Некоторые части работы не связаны с целью и задачами работы Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы, имеются небольшие отклонения. Логика изложения, в общем и целом, присутствует - одно положение вытекает из другого. Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы. Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы. В каждой части (главе, параграфе) присутствует обоснование, почему эта часть рассматривается в рамках данной темы.
Оформление работы Много нарушений правил оформления и низкая культура ссылок. Представленная работа имеет отклонения и не во всем соответствует требованиям, предъявляемым ктакого рода работам Есть некоторые недочеты в оформлении работы, в оформлении ссылок. Соблюдены все правила оформления работы.
Сроки Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки) Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки). Работа сдана в срок (либо с опозданием в 2-3 дня) Работа сдана с соблюдением всех сроков
Самостоятель­ность в работе Большая часть работы списана из одного источника, либо заимствована из сети Интернет. Авторский текст почти отсутствует (или присутствует только авторский текст.) Научный руководитель не знает ничего о процессе написания студентом работы, студент отказывается показать черновики, конспекты. Самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо присутствуют только формально. Студент недостаточно хорошо ориентируется в тематике, путается в изложении содержания. Слишком большие отрывки (более двух абзацев) переписаны из источников. После каждой главы, параграфа автор работы делает выводы. Выводы порой слишком расплывчаты, иногда не связаны с содержанием параграфа, главы Студент не всегда обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы. После каждой главы, параграфа автор работы делает самостоятельные выводы. Студент четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы. Из разговора со студентом научный руководитель делает вывод о том, что студент достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в работе
Литература Студент совсем не ориентируется в тематике, не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг. Изучено менее 5 источников. Изучено менее десяти источников. Студент слабо ориентируется в тематике, путается в содержании используемых книг. Изучено более десяти источников. Студент ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг Количество источников более 20. Все источники, представленные в библиографии, использованы в работе. Студент легко ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг.
Защита работы Студент совсем не ориентируется в терминологии работы. Студент, в целом, владеет содержанием работы, но при этом затрудняется в ответах на вопросы членов ГАК. Допускает неточности и ошибки при толковании основных положений и результатов работы, не имеет собственной точки зрения на проблему исследования. Студент показал слабую ориентировку в тех понятиях, терминах, которые она (он) использует в своей работе. Защита, по мнению членов комиссии, прошла сбивчиво, неуверенно и нечетко. Студент достаточно уверенно владеет содержанием работы, в основном, отвечает на поставленные вопросы, но допускает незначительные неточности при ответах. Использует наглядный материал Защита прошла, по мнению комиссии, хорошо (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.). Студент уверенно владеет содержанием работы, показывает свою точку зрения, опираясь на соответствующие теоретические положения, грамотно и содержательно отвечает на поставленные вопросы. Использует наглядный материал: презентации, схемы, таблицы и др. Защита прошла успешно с точки зрения комиссии (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).
  Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает непонимание содержательных основ проведенного исследования и неумение применять полученные знания на практике, защиту строит не связно, допускает существенные ошибки, в теоретическом обосновании, которые не может исправить даже с помощью членов комиссии, практическая часть ВКР не выполнена. Оценка «3» ставится, если студент на низком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, допускает неточности при формулировке теоретических положений выпускной квалификационной работы, материал излагается не связно, практическая часть ВКР выполнена некачественно. Оценка «4» ставится, если студент на достаточно высоком уровне овладел методологическим аппаратом исследования, осуществляет содержательный анализ теоретических источников, но допускает отдельные неточности в теоретическом обосновании или допущены отступления в практической части от законов композиционного решения. Оценка «5» ставится, если студент на высоком уровне владеет методологическим аппаратом исследования, осуществляет сравнительно­сопоставительный анализ разных теоретических подходов, практическая часть ВКР выполнена качественно и на высоком уровне.

Приложение 1

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: