Соотношение изложения учителя и текста учебника

     
     

1 — часть материала, которого нет в учебнике, но учитель ее излагает на уроке, исходя из различных соображений (необходимость реализации программы, образовательного стандарта, компенсация пробелов учебника, использования современных данных, повыше­ния аргументированности, яркости изложения им т.д.)

2 — содержание, фигурирующее как на уроке, так и в учебнике;

3 — часть содержания учебника, которая на уроке не излагается.

Целесообразно такое построение урока: наиболее важная, труд­ная часть материала излагается и в учебнике и учителем; часть содержания учебника на уроке не излагается, а учащиеся изучают ее самостоятельно при выполнении домашнего задания; учитель дополняет учебник.

При подготовке к традиционному (комбинированному) уроку, учитель намечает вопросы для актуализации и проверки знаний учащихся (это может быть и вступительная беседа к теме данного урока); разрабатывает план изучения нового материала; выявляет возможности активизации познавательной деятельности учащих­ся (например, выполнение проблемного задания, составления сложного плана по ходу изложения материала учителем).

Сказанное покажем на примере плана урока Конституция — Основной Закон Российской Федерации (вариант I, урок 5).

I. Вступительная беседа

1. Почему в первой половине 90-х гг. необходимо было принять новую Конституцию страны?

2. Почему в конце 1993г. особенно острой стала задача выработки и принятия новой Конституции?

II. Изложение учителя

1. Конституция — Основной закон страны, — закон высшей юридической силы.

2. Характеристика структуры Конституции.

3. Три главные задачи Конституции.

4. Отражение принципов правового государства в Конституции Российской Федерации.

III. Беседа по вопросам 1,2,3 заданий параграфа «Конституция России». Можно для обсуждения предложить и вопрос: охаракте­ризуйте ценности, на которых базируется Конституция Россий­ской Федерации.

     
1. Характеристика структуры Конституции Отражение принципов правового государства в Конституции. 2. Конституция — закон высшей, юридической силы. Три главные задачи Конституции. 3. На пути к Конституции.
       

Соотношение на данном уроке материала учебника и изложения учителя может быть проиллюстрированы такой таблицей:

Напомним: 1 – материал, которого нет (или почти нет в учебни­ке);

2 — содержание, фигурирующее как на уроке, так и в учебнике;

3 — часть содержания учебника, которая на уроке не излагается.

Одной из форм предъявления и изложения нового материала является школьная лекция. Иногда (первую лекцию, по особенно сложной теме) можно написать текст лекции целиком, кое-что, выучив во время подготовки к уроку (но, конечно, не читать текст в классе "по бумажке"). Всегда необходимо до занятия составить развернутый план лекции, который просмотреть перед уроком. Нередко лекция объединяет несколько тематически близких тем, построена на материале нескольких параграфов учебника, особен­но при изучении материала крупными блоками. В этом случае особенно важен экономный отбор содержания лекции, с тем что­бы не "заваливать" слушателей материалом. Привлечение при подготовке лекции наряду с учебной литературой новых научных сообщений, материалов текущей общественной жизни, несомнен­но, способствует качеству лекции. Однако преимущественно информационная роль лекции может вызывать известную пас­сивность слушателей, поэтому, готовясь к лекции, учитель проду­мывает пути активизации познавательной деятельности (выдви­жения проблемного задания, особенно в начале лекции, сочетание лекции с собеседованием и т. д.).

Приведем пример плана школьной лекции «Роль права в жизни человека и общества» (вариант 1, урок 1).

1. Происхождение и признаки права.

2 Источники и отрасли права.

3. Правонарушения и виды правовой ответственности.

В начале лекции можно дать логическое задание: составить таб­лицу «Отличие норм права от норм морали».

Можно в процессе подготовки лекции примерно определить скорость подачи материала (лучше это делать с часами в руках), предусмотрев более медленное изложение наиболее сложного, то­го, что полезно учащимися записать в своих тетрадях.

Материалы по гуманитарным наукам могут излагаться со сред­ней скоростью 60 — 70 слов в минуту. Проведем несложный рас­чет. Из 45-минутного урока 1 — 2 минуты уйдет на «оргмомент»; 2 — 3 минуты потребует изложение плана лекции (это не обяза­тельно, но специальные исследования показывают, что лекция, прочитанная, но сообщенному слушателям плану, обеспечивает более полное запоминание материала на 10 — 12%, чем та же лек­ция, но без оглашения плана); несколько минут надо зарезервиро­вать на постановку проблемы, ответы на вопросы. Следовательно, чистого лекционного времени остается примерно 35 минут. Сле довательно, лекция может включать не более 2200 — 2500 слов. Для сравнения напомним, что печатная страница текста учебника обычно насчитывает около 350 слов, так что примерный "листаж" вашей лекции — 5— 6,5 страниц в пересчете на типографический текст учебного издания.

Предъявление и изучение нового материала может носить и характер лабораторной работы. Так, в вышеприведенном планировании (вариант 1, урок 4) предусмотрено лабораторное занятие по тексту учебника "Принципы правового государства". Готовясь к занятию, учитель определяет, какой именно текст должен быть предложен учащимся для самостоятельной работы. Содержащиеся в предыдущем параграфе данные о развитии идеи правового государства учитель может привести в кратком вступительном слове. При подготовке к занятию учитель формулирует вопросы, задания, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Целесообразно задание предложить перед работой над текстом, выполнение которого планируется в конце занятия. Например: покажите взаимосвязь и взаимозависимость принципов правового государства. Полезно подготовить и вопросы, которые ставятся перед началом лабораторной работы, затем коллективно разбираются в классе. Важно так рассчитать бюджет учебного времени, чтобы примерно 60% отвести на коллективный разбор результатов работы над текстом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: