Физико-химические изменения. Смазочный материал в работе стареет, т. е. его первоначальные свойства изменяются в результате физических и химических процессов, которым он подвергается. При эксплуатации происходит испарение преимущественно легких фракций масла; оно засоряется продуктам^ окисления, полимеризации, конденсации и распада самого! масла, загрязняется продуктами изнашивания смазываемых поверхностей и пылью (минеральной, металлической или органической); в двигателях внутреннего сгорания масло, кроме того, загрязняется продуктами неполного сгорания топлива и жидким топливом. В насосах и других машинах не исключается некоторое загрязнение масла иными жидкостями.
Физико-химические изменения масел связаны прежде всего с их окислением, под которым понимают совокупность химических превращений в масле в присутствии кислорода. Окисление масла происходит в толстом слое (в масляных цистернах, баках, маслопроводах, картерах), в тонком слое (на смазываемых поверхностях) и в туманоподобном виде.
|
|
При нормальной температуре и атмосферном давлении минеральные масла в объеме (в толстом слое) почти не окисляются, при повышении температуры окисление ускоряется: изменение физико-химических свойств масел при температуре 100°С исчисляется сутками, а при 250°С — минутами. Скорость окисления значительно изменяется в присутствии металлов, в особенности их окислов и металлических мыл. Свинец является наиболее сильным катализатором окисления; за ним следует медь и железо. Алюминий почти не влияет на процесс окисления. Каталитическое действие других металлов слабое, они могут даже тормозить окисление. Наличие воды в масле, как показывают опыты Н. М. Черножукова, делает окисление более интенсивным.
Основное окисление масла происходит в тонком смазочном слое, где масло подвергается высокому давлению и наибольшему нагреву и где сильнее сказывается каталитическое воздействие металлов, а также в контакте со стенками маслопроводов. Интенсивное окисление происходит при большой поверхности соприкосновения масла с воздухом, при проточном смазывании или при смазывании погружением. Вспенивание масла способствует его окислению; насыщение воздухом, повышение температуры масла, обводнение в присутствии стали, бронзы, латуни, баббитов и их продуктов изнашивания стимулируют окисление и в объеме (в толстом слое).
В общей совокупности продуктами окисления масел являются спирты, альдегиды, кетоны, кислоты, сложные эфиры, смолы, асфальтены, карбены и карбоиды.
В результате окисления масла изменяется его химический состйв; увеличивается содержание в нем исходных смолистых веществ, заново образуются другие; повышаются плотность и температура вспышки, масло приобретает более темный цвет; увеличивается вязкость, которая может намного превысить исходную в связи с образованием или увеличением содержания в масле \асфальтосмолистых веществ. Повышение вязкости масла усиливает его гидродинамическое действие и повышает нагрузочную! способность смазочного слоя. Однако при этом возрастают потери на перемещение по маслопроводам, а при смазывании погружением — на размешивание. Из-за увеличения внутреннего трения масла может повыситься его средняя температура, что усилит окисление. В быстроходных машинах, где повышение вязкости масла связано с возможностью сильного перегрева поверхностей трения, ограничивают рост вязкости.
|
|
В двигателях внутреннего сгорания старение масла происходит более интенсивно, чем в других машинах. Масло не только окисляется и обводняется, но и загрязняется топливом и продуктами его окисления и распада. Поэтому плотность и вязкость масла в системе могут увеличиваться, уменьшаться или оставаться без изменения в зависимости от степени окисления масла и степени его разжижения фракциями топлива. Кроме того, в результате окисления масла в нем образуются нафтеновые кислоты, химический состав которых может быть различным. Их образование отмечается увеличением кислотного числа, так как продукты окисления сами по себе оказывают каталитическое действие. Сезонные изменения температуры могут заметно влиять на интенсивность окисления масел в системах машин с высокой тепловой нагрузкой.
Образующиеся кислоты и смолы, являясь полярными соединениями, улучшают смазочную способность масел в области трения при граничной смазке. Смолистые и углистые вещества, как продукты полимеризации масел при их окислении, выделяются в раздробленном состоянии. В раздробленном состоянии попадают в масло и продукты изнашивания, а также посторонние механические частицы. Во взвешенном состоянии находится в масле вода. Поэтому работающее масло представляет собой ряд дисперсных систем с различной степенью дисперсности. Смолы диспергируются до молекул, углистые частицы дают более грубые дисперсные системы.
Часть смолистых веществ растворяется в масле, образуя истинные растворы; остальная часть и углистые вещества входят в коллоидный раствор или образуют суспензию (взвесь). Не растворяющиеся в маслах смолы, асфальтены, карбены и карбоиды, к которым присоединяются оксикислоты, могут выпадать из масла в виде осадка; для этого требуется некоторая концентрация этих веществ. Смолистые вещества могут отлагаться и на поверхностях трения.
Причинами обводнения масла в смазочных системах являются: выделение воды в результате разложения углеводородов масла в процессе старения; утечки пара через ушютнения;/утеч-ки воды через уплотнения; конденсация попавшей из атмосферы влаги в картерах, корпусах редукторов, в баках и цистернах; частичная конденсация водяного пара, входящего в состав продуктов сгорания и прорывающегося вместе с ними в картеры двигателя внутреннего сгорания. Наличие воды в маслр ухудшает его смазочные свойства, способствует в присутствии! металлов-катализаторов более быстрому окислению масла и создает опасность корродирования поверхностей деталей. Рабочие поверхности некоторых деталей (например, шеек валов) при наличии в масле пресной воды темнеют, при наличии соленой воды заметно корродируют.
Вода в масле или топливе — одна из основных причин водородного изнашивания деталей. Вода в масле циркуляционной системы транспортных двигателей может стать причиной серьезных неисправностей в зимнее время. Масляные фильтры могут оказаться закупоренными льдом, а масляный насос может прекратить подачу масла вследствие обмерзания сетчатых фильтров. Это относится в первую очередь к автомобильным двигателям, где находящееся в нижнем картере масло подвергается интенсивному охлаждению при движении автомобиля. Этим объясняются случаи выплавления в холодную погоду подшипников коленчатых валов этих двигателей. В двигателях с внутренними полостями в коленчатых валах вода, попадая вместе с циркулирующим маслом во внутренние полости шатунных шеек и имея большую плотность, чем масло, сепарируется и накапливается здесь во время работы двигателя. Если после остановки двигателя шатунная шейка, в полости которой накопилась вода, займет положение выше коренных шеек, то вода, отстоявшись, заполнит соединительные каналы в щеках вала, где образуются при охлаждении двигателя ледяные пробки. В этом случае при пуске двигателя, если не будут приняты предварительные меры для оттаивания пробок, часть коленчатого вала окажется отключенной от смазочной системы.
|
|
Отложения на д еталях и в смазочн о й си ст еме. Указанные отложения образуются в результате старения масла, а в двигателях внутреннего сгорания, кроме того, из продуктов разложения и неполного окисления топлива. Эти отложения не являются полностью углеродистыми, хотя и получили такое наименование. Углеродистые отложения в двигателях разделяются на три вида: нагар, лак и осадки (шлам). Для нагара характерен черный цвет, но он может быть белого, оранжевого, коричневого и других цветов, имея различную структуру — плотную, рыхлую или
пластинчатую. Нагарообразование, кроме двигателей, возможно и в других машинах.
Лак представляет собой тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества от коричневого до черного цвета. Лаковые отложения в двигателях на боковой и внутренней поверхностях поршня, на шатуне и поршневых пальцах объясняются тем, что масло в тончайшем слое при повышенной температуре на металлической поверхности в присутствии кислорода подвергается полимеризации и уплотнению. Такова же природа процесса лакообразования на штоках клапанов, пальцах прицепных шатунов, коренных и шатунных подшипников авиационных поршневых двигателей, а также подшипников качения турбореактивных двигателей. Этот процесс протекает, хотя и с меньшей интенсивностью, в подшипниках и на шейках валов автотракторных, тепловозных и судовых двигателей, а также на деталях других машин, например на бронзовых подшипниках шпинделей металлорежущих станков. При неудовлетворительной работе системы охлаждения компрессоров образуются лаковые отложения на клапанах поршневых колец цилиндров и пластинах ротационных компрессоров. В опытах С В. Венцеля [6] над возвратно-поступательной парой наблюдалось образование отложений при средней температуре металла до 70°С и масла до 50°С
|
|
Если лаковые отложения на поршне могут привести к его перегреву вследствие ухудшения условий теплоотвода и к заклиниванию поршневых колец в канавках поршня, то отложения на рабочей поверхности подшипников можно рассматривать как положительный фактор снижения скорости изнашивания и повышения противозадирной стойкости сопряженной пары. По утверждению некоторых исследователей любой хорошо приработавшийся подшипник обычно покрыт полимерными образованиями.
Шлам — это тестообразное или полутвердое вещество от светло-коричневого до черного цвета, состоящее из жидкости и нерастворимых в ней веществ, загущающих ее в эмульсию или суспензию. В смазочной системе шлам состоит из масла, нерастворимых в нем смолистых веществ и других продуктов окисления, воды и твердых частиц в масле. Шлам в картерах автомобильных двигателей состоит на 50—70% из масла, на 5—15% из воды, а остальное — горючее, продукты окисления масла и твердые частицы. В состав осадка смазочных систем паровых турбин входят масло, нерастворимые продукты окисления, вода, кремний, окислы железа, меди и цинка, сульфаты и хлориды. Шлам может встречаться в виде отдельных сгустков, плавающих в масле, или, в исключительных случаях, в виде больших комьев.
Шламообразование, связанное с интенсивным старением масла, существенно зависит от температуры последнего. Обводнение масла, засорение его механическими "частицами, в особенности мельчайшими, являющимися эмульгаторами, частичное или полное засорение сапуна в двигателях внутреннего сгорания способствуют образованию шлама. Накопившийся шлам забивает фильтры, маслоохладители и полости центрифуг, уменьшает пропускную способность масляных каналов. Забивка шламом приемника масляных насосов может полностью нарушить работу смазочной системы. При центробежной очистке масла в полостях шатунных шеек коленчатых валов отделившийся шлам освобождается от жидкой фазы и спрессовывается. Эти отложения могут ограничить ресурс двигателя.
Отложения смолистых веществ из рабочей жидкости гидравлических систем на деталях прецизионных золотниковых пар могут привести к временному зависанию золотников или к полному заклиниванию пары.
Пенообразование. Пена представляет собой соединение микроскопических пузырьков газа или пара, отделенных друг от друга пленкой жидкости толщиной около Ю-5 см. Пена образуется при взбалтывании масла и выделении из его толщи находящихся в растворенном или взвешенном состоянии воздуха, паров и газов. Все жидкости способны растворять в себе газы в количестве, прямо пропорциональном давлению на поверхности контакта и зависящем от свойств жидкости и газа. Воздух, например, при повышении давления на 0,1 МПа растворяется в маслах и смесях минерального происхождения в количестве до 10% объема жидкости, азот — до 13%, а углекислый газ — до 85%. При понижении давления излишек газа выделяется до наступления равновесия между жидкой и газовой фазами, причем процесс происходит во много раз интенсивнее растворения. Пенообразование может произойти при смазывании деталей погружением и при стоке масла в маслосборники. Другая возможность пенообразования обусловлена выделением газов и паров из масла.
При взбалтывании масла, при его разбрызгивании и струйном смазывании высокооборотных деталей в масло заносится воздух, а в картеры двигателей прорываются газы и пары топлива. В некоторых подшипниках в слое масла, омывающего цапфу, в ненагруженной зоне образуется вакуум, в результате чего в масло также подсасывается воздух.
Выделение воздуха из масла вследствие понижения давления может произойти во всасывающей полости насоса и на участках маслопровода, где повышается скорость масла или изменяется направление его движения. Выделившийся здесь или поступивший вместе с маслом воздух расширяется, заполняет некоторый объем и в последующем насос сжимает масляно-воздушную смесь.
С наличием нерастворимого в масле воздуха и с ценообразованием связаны следующие отрицательные явления: 1) уменьшается подача масляных насосов; 2) появляется пульсация давления в системе, что исключает возможность подачи масла равномерной струей к смазываемым поверхностям; 3) ухудшается смазывание вследствие разрыва масляной пленки на смазываемых поверхностях пузырьками воздуха, что может привести к опасному местному перегреву; 4) пузырьками воздуха масло уносится через зазоры, сапуны картеров или маслобаков и через стыки, что приводит к потере масла; 5) искажаются показания уровня масла в картере, что может вызвать эксплуатацию машины или механизма при недостаточном смазывании; 6) ускоряется окисление масла.
Если исключить такие обстоятельства, как расположение масляного насоса, конструкция маслозаборника и маслопровода, то пенообразование зависит от качества масла. Моющие присадки в маслах, обводнение и окисление масла способствуют пе-нообразованию. Достаточно ничтожного количества воды в масле— менее 0,1% по массе, чтобы проявилась тенденция к ценообразованию. В коробках передач независимо от марки и номинальной вязкости масла существует область температур, а следовательно, и рабочих вязкостей, при которых пенообразование наиболее интенсивно. Это связано с влиянием температуры на образование и стойкость пены. Стойкость пены уменьшается с повышением температуры; по имеющимся данным, температура свыше 70°С вызывает быстрый распад пены. Изложенное выше позволяет объяснить причину, по которой вспенивание масла в картере двигателя происходит только спустя некоторое время после пуска, а прекращение пенообразования — после того, как будет пройден некоторый температурный интервал. Для уменьшения пенообразования применяют противопенные присадки к маслу.