Начало политической деятельности

В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены. Плутарх следующим образом описывает его возвращение в столицу:

В Кампании ему встретился один видный римлянин, которого он считал своим другом, и Цицерон, в уверенности, что Рим полон славою его имени и деяний, спросил, как судят граждане об его поступках. «Погоди-ка, Цицерон, а где же ты был в последнее время?» — услыхал он в ответ, и сразу же совершенно пал духом, ибо понял, что молва о нём потерялась в городе, словно канула в безбрежное море, так ничего и не прибавив к прежней его известности...

В августе 70 г. до н.э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73-71 гг. до н.э.) разграбил провинцию и казнил многих ее жителей. Дело осложнялось тем, что в этот год Цицерон претендовал на должность эдила, а его противника Верреса поддерживали оба высших магистрата (консул Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса консул Квинт Метелл), а также председатель судапретор Марк Метелл. «Все предусмотрено, чтобы Верресу ничто не могло повредить», – писал Цицерон. Однако он все же берется за дело против коррупции на всех уровнях власти и побеждает, в том числе и с помощью остроумия:

Гай Веррес не раз говорил в Сицилии в присутствии многих людей, что за ним стоит влиятельный человек, полагаясь на которого он может грабить провинцию, а деньги он собирает не для одного себя; что он следующим образом распределил доходы от своей трехлетней претуры в Сицилии: он будет очень доволен, если доходы первого года ему удастся обратить в свою пользу; доходы второго года он передаст своим покровителям и защитникам; доходы третьего года, самого выгодного и сулящего наибольшие барыши, он полностью сохранит для судей. Теперь, при наличии таких судов, каждый забирает столько, чтобы хватило ему самому и его покровителям, его заступникам, претору и судьям; этому, разумеется, и конца нет; по словам чужеземных народов, они еще могут удовлетворить алчность самого алчного человека, но оплатить победу тяжко виновного они не в состоянии.

Важно отметить, что речи «Против Верреса» имели огромное политическое значение, поскольку в сущности Цицерон выступал против олигархии оптиматов и с триумфом одержал над ними победу – аргументы оратора в пользу виновности Верреса оказались настолько бесспорными, что знаменитый Гортензий отказался защищать подсудимого. Веррес был вынужден заплатить крупный штраф в размере 40 000 000 сестерциев и удалиться в добровольное изгнание.

Тем временем политическая карьера Цицерона стремится ввысь: в 66 г. до н.э. в должности претора он произнес речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»), поскольку поддерживал законопроект Гая Манилия о предоставлении неограниченной власти Гнею Помпею Великому, которого оратор неумеренно восхвалял на протяжении всей жизни, в борьбе с понтийским царем Митридатом VI Евпатором[1]. В результате Помпей получил чрезвычайную власть в войне, а интересы римского всадничества и сенаторов на Востоке были защищены.

Заговор Катилины ]

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

В начале своей деятельности на посту консула Цицерону пришлось заниматься аграрным законом, предложенным народным трибуном П. Сервилием Руллом. Законопроект предусматривал раздачу земли беднейшим гражданам и учреждение для этого специальной комиссии облеченной серьёзными полномочиями. Цицерон выступил против закона произнеся три речи[1].

Цицерон произносит речь против Катилины

После поражения на выборах 63 года Катилина выдвинул свою кандидатуру также и на выборы 62 года. Предполагая и на этот раз провал, он заранее начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков (Лентул, Цетег, Статилий, Габиний и Цепарий), которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества». Однако в это же время Плутарх пишет:

Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью — не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей.

 

Изгнание ]

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве[1][2].

В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.

Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он пишет диалог «Об ораторе», в 54 году приступает к работе над сочинением «О государстве»[1].

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто — Цезарь или Помпей — будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

Оппозиция Марку Антонию и смерть ]

После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. По этой причине был создан последний цикл речей – «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон назвал так в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа II Македонского. 2 сентября 44 г. до н.э. Цицерон выступил с «Первой филиппикой против Марка Антония», в которой оратор не просто ставит под сомнение нововведенные Антонием законы, но и доказывает, что они не имеют никакого отношения к политике Цезаря, ибо, по словам Цицерона, если спросить самого диктатора, «что именно совершил он в Риме, нося тогу, он ответил бы, что законов он провел много и притом прекрасных». Важно отметить, что это не панегирик умершему диктатору, а дань уважения ему как патриоту государства; что касается оценки деятельности Цезаря как политика, то Цицерон считает ее антиобщественной и аморальной, его убийц называет «освободителями отечества», их деяние – «величайшим и прекраснейшим поступком». В этой речи Цицерон намерен «свободно высказывать все, что думает о положении государства». Это был величайший акт гражданского мужества, ибо опытный политик, проживший жизнь на римском форуме, Цицерон не мог не понимать, что Антоний и для государства, и для него лично представлял гораздо большую опасность, чем Катилина. Однако оратор принял вызов и довел свою борьбу до конца. На речь Антония в сенате 19 сентября Цицерон ответил памфлетом «Вторая филиппика против Марка Антония», написанным в виде речи. Гений Цицерона здесь сдержан, могуч и прекрасен в своей соразмерности. Вся палитра ораторских приемов и риторических ухищрений представлена в своих лучших проявлениях. При этом, несмотря на то что Цицерон начинает с апологии себя, эта апология представлена защитником законности и гражданских интересов, который отстаивает свою позицию только с помощью красноречия. Крайне важно отметить, что государственная деятельность Антония, по мнению Цицерона, есть преступление против римской свободы еще более тяжкое, чем преступления «тирана» Цезаря, который «отличался одаренностью, умом, памятью, образованием, настойчивостью, умением обдумывать свои планы, упорством». Как утверждает Цицерон, Антоний был тем, кто спровоцировал худшие деяния будущего диктатора, ибо он и консул Гай Курион подали Цезарю «повод для объявления войны отчизне». «Как Елена для троянцев, так Марк Антоний для нашего государства стал причиной войны, мора и гибели», – подчеркивает оратор. Будучи уверенным в победе и убежденным в грядущем освобождении Рима, Цицерон не мог ожидать предательства со стороны Октавиана Августа, племянника и наследника Цезаря, который вступил в сговор с поверженным Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом, и, образовав Второй Триумвират, они двинули войска на Рим. Лишенный защиты сенат признал их власть. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон пытался бежать в Грецию, однако убийцы настигли его 7 декабря 43 г. до н. э., недалеко от его Тускулланской виллы. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Отрубленные голова и руки лучшего писателя «золотого века» римской литературы были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. По преданию, жена Антония Фульвиявтыкала в язык мертвой головы булавки, а затем, как рассказывает Плутарх, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, – к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония…».

Политические взгляды]

Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов.

Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

Главными достоинствами определения понятия «государство» являются:

1. Народ — это особая общность людей;

2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;

3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

В целом политическую деятельность Цицерона можно охарактеризовать словами его брата Квинта, приведя цитату из трактата «О домогательстве консульства»:

Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя популяром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах.

Творчество

Речи ]

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, какламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: