Роль социальных институтов в охране здоровья

Несмотря на разнообразие социальных институтов, существующих в современном обществе, а также их классификаций, к основным, наиболее важным институтам принято относить: семью, экономику, образование, политику, религию и право. Все они так или иначе воздействуют на состояние общественного здоровья и могут быть вовлечены в процесс охраны здоровья. Помимо считающихся основными социальных институтов, будет рассмотрена роль в охране здоровья средств массовой информации, а также системы здравоохранения.

Право как социальный институт является инструментом регулирования социальных отношений, закрепления и развития форм общественной жизни.

Право потому является институтом, что возникновению правовой нормы всегда предшествуют реальные, фактические отношения и исторически возникшие и устоявшиеся неформальные нормы, регулирующие поведение индивидов, взаимодействия и отношения между членами общества.

Институт права стремится обеспечить, во-перовых, адаптацию прочих социальных институтов к изменяющимся социальным условиям (прежде всего, в связи с изменениями в материальных условиях существования общества) и, во-вторых, изменение и усовершенствование этих институтов, исходя из сознательно сформулированных целей общественного развития.

К социальным функциям права относят:

· интегративную функцию (обеспечение социального согласия),

· регулятивную (наделение субъектов деятельности правами и обязанностями, упорядочение общественных отношений),

· коммуникативную (передача правовой информации),

· охранительную (защита общества, общественных отношений, групп, индивидов).

Право также, в определенном смысле, выражает меру свободы индивида и разграничивает интересы. Кроме того, оно, как правило, выражает волю властвующих (в лице государства), то есть, по сути, подчинено ему. В этом смысле следует подчеркнуть значение понятия «правовое государство», важнейшей чертой которого является признание служебной роли государственной машины в процессе обеспечения основных прав и свобод человека, подчинение государства интересам общества.

Ключевой задачей института права в сфере охраны здоровья является обеспечение нормативно-правовых условий реализации права каждого человека на здоровую жизнь. Это выражается в производстве законодательных норм, регулирующих различные аспекты общественной жизнедеятельности, имеющей отношение к здоровью человека, – организацию медицинской помощи, осуществление санитарно-гигиенического контроля, защиту окружающее среды от вредных воздействий, а также продвижение в масштабах всего общества идей и паттернов здорового поведения и т.д.

Следует подчеркнуть, что роль права целом в российском обществе значительно скромнее, чем это принято в развитых странах мира. Правовое государство остается для России благим пожеланием, зафиксированным в Конституции, но далеким от социальной практики. Частные и групповые интересы сплошь и рядом стоят на пути как уже принятых законов и норм, так и только разрабатываемых. Происходит своего рода «правовая эмансипация», в ходе которой все большее число сфер экономической, политической и иной деятельности перестает регулироваться нормативными требованиями, выражающими интересы личности и общества в целом. Другими аспектами проблемы являются нарушение действующим норм, с одной стороны, и принятие недостаточно обоснованных нормативных требований, с другой.

Отметим также, что в основном фокус внимания со стороны законотворческих органов приходится на систему здравоохранения, деятельность медицинских и санитарно-гигиенических учреждений. Речь идет, в частности, о законах, регулирующих финансирование здравоохранения, деятельность поликлинических и амбулаторных, а также частных медицинских учреждений, организацию мер по профилактике здоровья различных групп населения, кадровую политику и пр. Однако, учитывая широкое содержание понятия здоровья, а также многообразие влияющих на него факторов, этого явно недостаточно. Необходимо более четкое определение правовых принципов, регулирующих выполнение здоровьеохранительных функций всеми социальными институтами, организациями и отдельными субъектами, включая образование, СМИ, торговлю и т.п. Необходимо принятие правовых норм, касающихся обеспечения безопасности среды жизнедеятельности человека (места проживания, питьевой воды, питания и пр.) и контроля за их реализацией, а также организации образовательных, просветительских, пропагандистских мер, способствующих формированию здорового образа жизни и культуры здоровья.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к условиям своего существования.

Основными задачами, решаемыми институтом экономики, являются:

- обеспечение адаптации общества в условиям изменяющейся среды,

- производство и распределение различных товаров и услуг, в которых нуждается население для удовлетворения своих потребностей,

- интеграция общества через вовлечение его членов систему разделения труда и обмен производимыми благами.

Для реализации этих функций экономика использует различные материальные средства и условия, среди которых: земля, капитал, человеческий труд, средства производства и технология.

Поведение индивидов и групп в рамках экономических институтов определяется экономической культурой, как совокупностью социальных ценностей, значений, норм морали, традиций, обычаев, посредством которых регулируется экономическое поведение. Направленность экономической деятельности и потребительские интересы населения зависят не только от уровня развития материальной и технологической базы, но и от господствующих культурных норм и ценностей, а также от политики и господствующей идеологии.

Будучи призванной, способствовать адаптации человека к условиях жизнедеятельности, экономика, тем не менее, традиционно выступала одним из факторов, негативно влияющих на индивидуальное и общественное здоровье. Большинство экономических систем носили и носят эксплуататорский по отношению к здоровью человека характер. Лишь в 20 веке в условиях бурного развития капитализма, а также усиления вмешательства государства в экономическую систему общества в развитых странах, эта ситуация стала изменяться. Очевидны связи между уровнем экономического развития страны и влиянием экономической системы на здоровье занятого населения, зависящего от условий и продолжительности труда, размеров его оплаты, используемых технологий и пр. Современную экономическую систему в России нельзя назвать лояльной к здоровью граждан хотя бы потому, что низкий уровень оплаты труда заставляет россиян искать дополнительные пути заработка, сознательно эксплуатируя свое здоровье.

Экономика определяет и такой аспект жизни людей, как потребление. В этой сфере влияние развития экономики на состояние здоровья не столь прямолинейно. Известно, что экономическая неразвитость ведет к бедности большинства населения, а это, в свою очередь негативно сказывается на здоровье. В то же время в ряде экономически развитых стран наблюдаются крайне негативные тенденции в состоянии здоровья, связанные с объемами и характером потребления.

Очевидно, что вопрос об уравновешивании интересов экономических субъектов, действующих в условиях свободного рынка и стремящихся к достижению собственных целей, с одной стороны, и интересов общества в связи с охраной здоровья, очень сложный и не может быть решен путем издания нескольких законодательных и нормативных актов. Общества (государства) зачастую с трудом ограничивают продажу вредной для здоровья продукции (например, табака и алкоголя) лицам, не достигшим определенного возраста. Тем более затруднительно (а скорее, невозможно) будет наложить запрет на производство продуктов, чье влияние на здоровье безусловно негативно (например, чипсов, порошковых супов и пр.). Это тем более справедливо для России, где рыночная экономика только переживает становление, а нормативное, законопослушное поведение не характерно ни для субъектов экономики и политики, ни для рядовых граждан.

Политика как социальный институт представляет собой устоявшуюся нормативную практику осуществления деятельности, связанной прежде всего с властью и властными отношениями. Политическая власть, в отличие от других форм власти (семейной, экономической, военной, духовной), является основным средством решения важнейших проблем общественной жизни, таких, как обеспечение социальных норм и контроль за их соблюдением, регулирование деятельности основных социальных институтов.

Основные задачи политической власти состоят в поддержании целостности общества (через восстановление и поддержание старых связей, и образование новых), управлении, регулировании общественных процессов, социализации членов общества.

Главным, но не единственным носителем политической власти в обществе выступает государство, которое с помощью института права и законов осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения стабильного функционирования и развития общества. Помимо государства в структуру политической системы общества входят политические партии, общественные организации, электорат, которые, среди прочего, призваны осуществлять контроль над деятельностью государства с точки зрения ее соответствия интересам и ценностям граждан, общества в целом.

К основным функциям государства в обществе относят: 1) интегративную: обеспечение социального порядка, стабильности и устойчивости общества; 2) распределительную: концентрация ресурсов путем сбора налогов, принудительного привлечения, их распределение с целью решения общественных проблем; 3) культурно-образовательную: регулирование и финансирование системы образования и культуры; 4) социального контроля над отклоняющимся поведением.

Одной из важнейших государственных задач является забота об охране здоровья населения, выступающего ключевым фактором национальной безопасности и общественного развития. Особое значение эта деятельность имеет, когда речь идет о подрастающем поколении россиян.

Роль государства в сфере здоровья проявляется трояко а) подготовкой и изданием различных правовых документов – законов, постановлений, и пр.; б) финансированием той или иной отрасли, программы, проекта; в) осуществлением (или неосуществлением) практических мероприятий [47].

Одним из основных направлений деятельности государства по охране здоровья является нормотворчество, предполагающее разработку и принятие законодательных и нормативных актов, так или иначе касающихся этого вопроса. Как будет показано далее, в нашей стране в последние годы активно формируется правовая база охраны здоровья детей, подростков и молодежи. Однако, программные задачи, заявленные в принятых документах, и фактическая ситуация пока далеки друг от друга.

Важным критерием отношения государства к здоровью населения является финансовая обеспеченность сферы здоровья. Тенденцией последних лет является то, что в последние годы государство все в большей степени перекладывает расходы по данной статье бюджета на плечи граждан; соответственно, расходы населения на услуги в сфере здравоохранения, лечение возрастают несоразмерно его доходам. Процесс финансирования здравоохранения в целом и отдельных программ в частности не стабильный. Один из ярких примеров – президентская программа «Дети России», которая была профинансирована только на 30%. Что касается государственной поддержки (финансовой в первую очередь) учреждений спорта, отдыха и досуга, а также развития материальной базы образовательных учреждений, то здесь ситуация крайне неблагоприятна.

Практические мероприятия, осуществляемые органами власти различных уровней, обычно имеют позитивную направленность (например, утверждение различных международных соглашений по борьбе с наркотиками; создание общероссийского движения «За здоровую Россию»; принятие решения по йодированию соли и снабжению этим продуктом всех детских учреждений и пр.), но фрагментарны, не подчинены единой логике, не встроены в общую систему охраны здоровья населения. Кроме того, среди этих мероприятий практически отсутствуют действия, направленные на коренное изменение отношения человека к своему здоровью.

Таким образом, участие государства в охране здоровья граждан в основном ограничено созданием законодательной базы и финансовым участием (впрочем, недостаточным) в организации работы системы здравоохранения, а также физкультуры и спорта, отдыха и досуга. Для радикального решения проблемы охраны здоровья этих мер явно недостаточно. Необходима разработка государственной идеологии здоровья, которая будет учитывать разнообразные факторы, воздействующие на здоровье населения и возможности управления ими, и – на ее основе - политики в области охраны здоровья.

Плохое состояние здоровья нации, неэффективное функционирование структур, призванных обеспечить сохранение и укрепление здоровья граждан, нездоровый образ жизни большинства из них – все это результат отсутствия комплексной государственной политики в сфере здоровья, релевантной его современному пониманию.

Семья относится к числу важнейших и универсальных институтов общества. Она представляет собой институционализированную общность, складывающуюся на основе брака и порожденной им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье и воспитание детей. Семья, как институт, является результатом действия определенных социальных норм и регулятором поведения индивидов.

Социальные функции семьи как института состоят, прежде всего, в обеспечении сохранения общества через рождение и социализацию детей. Кроме того, в задачи семьи входит регулирование сексуальных отношений, первичный социальный контроль, в том числе в сфере досуга, оказание эмоциональной поддержки и хозяйственно-бытовой помощи членам семьи, их духовное развитие и др. Современная семья призвана выполнять терапевтическую роль, давать ее членам чувство защищенности и психологического комфорта и, в целом, выступать своего рода гарантом индивидуального счастья. Практически все эти задачи так или иначе пересекаются с проблемой поддержания и сохранения здоровья индивида и семейной группы в целом.

Многие современные исследователи, ссылаясь на снижение рождаемости, распространение разводов, внебрачных отношений, перехват функций семьи другими институтами, все чаще говорят о кризисе семьи. По существу, констатация кризиса института семьи – это признание низкой эффективности выполнения семьей своих функций, прежде всего основных – репродуктивной и социализационной. В рамках последней традиционно решался вопрос о трансляции молодых членам общества представлений о здоровье и навыках его поддержания.

Семья формирует, поддерживает и развивает здоровье своих членов, оказывая тем самым влияние и на общественное здоровье. Рассматривая семью как малую биосоциальную группу, следует иметь в виду, что в основе состояния здоровья членов семьи лежат сложные причинно-следственные связи здоровья со структурой семьи (число членов семьи, число поколений, состав по полу, возрасту, профессии), циклами развития (фаза создания, эволюции, сужения), реализацией функций (репродуктивной, медицинской, экономической, социальной, психологической).

В семье закладываются генетические, биологические и социальные основы здоровья личности. Благодаря семейному воспитанию у человека формируются привычки и навыки бережного отношения к собственному здоровью и забота о самочувствии окружающих людей. Занимается человек спортом и физкультурой или нет, ведет активный, подвижный образ жизни или все свободное время проводит около телевизора, считается ли с состоянием здоровья других людей или никогда не задумывается над этим – все это начинается обычно с семьи [85].

Семья как непосредственная среда жизни человека обусловливает наследование индивидом здоровье своих родителей (и косвенно родственников других поколений), изменение здоровья под влиянием материальных условий семьи (жилье, питание, величины доходов и пр.) и формирование здоровья (поддержание определенных традиций, сохранение элементов санитарно-гигиенической культуры, обучение соответствующим навыкам). В современных условиях семья приобрела еще одну функцию – психологического убежища от психологического стресса, переутомления, перегрузки, сложности адаптации, т.е. сохранение здоровья.

Как известно, семейная социализация осуществляется по двум основным направлениям – информационному и нормативному. Относительно проблемы сохранения здоровья это означает, что, прежде всего через семью передаются основные сведения, касающиеся здоровья, угрожающих ему факторов и мер, способствующих его сохранению. С другой стороны, именно в семье ребенок приучается к соблюдению норм (в том числе норм самосохранения либо саморазрушения), при этом многие осваиваемые в детском возрасте нормы функционируют как привычки, обеспечивая известный автоматизм поведения.

Социализационные функции семьи в формировании отношения к здоровью очень важны: привить навыки заботы о здоровье, правильно организовать режим труда и отдыха, обеспечить качественным питанием, своевременно обратиться к врачу в случае болезни, позаботиться о гармоничном физическом и психическом развитии ребенка, передать ему определенный набор сведений о своем организме, о вредных для здоровья привычках, о перенесенных заболеваниях, сведения об основных элементах гигиенической культуры, привить навыки оказания первой помощи и самолечения, то есть обеспечить определенный уровень грамотности в вопросах здоровья. Считается, что эти данные доступны и понятны взрослым людям с любыми социально-демографическими характеристиками. Однако, по данным исследований, две трети взрослого городского населения не знают, какие лекарства им противопоказаны, более половины не помнят о перенесенных инфекционных заболеваниях, четверти не известна собственная группа крови. Если учесть, что в некоторых критических ситуациях (несчастный случай, болезнь и т.п.) незнание указанных выше параметров может стоить пациенту жизни, такая неосведомленность довольно опасна [48, с. 128-129, с. 154-155].

В условиях низкой социально-гигиенической культуры населения дети в семьях не получают необходимых навыков по заботе о здоровье, родители не формируют у детей чувство ответственности за свое здоровье, не ведут профилактику травматизма, несчастных случаев (первая причина смертности среди подростков), не обучают закаливающим процедурам и т.п. Значительная часть родителей не осознает важности собственного оздоровительного поведения как образца для подражания. При том, что только 29% из них сами делают зарядку, 46% считают, что они воспитывают соответствующую потребность у своего ребенка [37].

Имеет значение и то, какой пример подают ребенку собственные родители и другие члены семьи, а также то, какими методами воспитания они пользуются.

Например, употребляя социально приемлемые наркотики – сигареты, алкоголь родители формируют установку на прием наркотических веществ как «нормального» общественного поведения. В свою очередь, табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам. Как указывают специалисты, провоцировать наркотическую зависимость может как гиперопека со стороны родителей, лишающая самостоятельности, так и предоставление полной свободы, бесконтрольность. [51, с. 46] Адекватный контроль, разумные требования к ребёнку в сочетании с эмоциональным приятием его и демократическим стилем общения с ним способствует адекватному отношению ребёнка к своему здоровью.

Таким образом, отношение ребенка к здоровью, его самосохранительное поведение в значительной мере определяется особенностями его семейного воспитания.

По мнению И.В. Журавлевой, значение семьи в формировании здоровья его членов определяется триадой факторов: уровнем и структурой заболеваемости, социально-гигиеническими условиями жизни и психологическим климатом семьи.

Уровень и структура заболеваемости членов семьи в определенной степени зависят от типа семьи. Анализ различных типов семей с точки зрения их структуры (выделено восемь типов семей: супружеская пара без детей, супружеская пара с одним ребенком, с двумя детьми, с тремя детьми, супруги с одним-двумя детьми и другими родственниками и т.д.) обнаружил, что наиболее благоприятные условия для здорового самочувствия создает семья, состоящая из родителей и двух детей (40% респонденты из подобных семей оценили свое здоровье как «хорошее») и родители с одним ребенком (соответственно 34,5%). Чаще всего жалуются на свое здоровье одинокие люди, супруги без детей и имеющие трех и более детей [86, с. 80-81].

Вторым важным компонентом этой сферы является зависимость «здоровье родителей – здоровье детей». По данным Т.М. Максимовой, эти характеристики жестко связанны и соотношения устойчивы. При хорошем здоровье матери и отца 75-80% и более детей имеют хорошее здоровье и лишь 1-1,5% серьезные отклонения в здоровье. При плохом здоровье обоих родителей такие отклонения имеют 15-23% детей. Наличие у родителей хронических заболеваний провоцирует более небрежное отношение к здоровью детей. Если практически здоровые родители при заболевании ребенка в 81% случаев сразу обращаются к врачу, то родители с хроническими заболеваниями делают это реже (70%), чаще нарушают режим лечения, назначения врача, практикую самолечение [75, с. 71].

Взрослое население страны стало в известном смысле жертвой происходящих в обществе трансформаций. За советский период нашей истории у людей сформировалась сознательно поддерживаемая властью привычка иждивенчества, перекладывания ответственности за свою жизнь и происходящие в ней события на государство и его структуры. В сфере самосохранительного поведения это выражается в возложении заботы о своем здоровье на государственные («бесплатные») медицинские учреждения и досуговые организации. Советских граждан прививали, вакционировали, саносматривали, приглашали на спортивные мероприятия по плану этих учреждений, а не по собственной воле и желанию. Важно и то, что все медицинские услуги оказывались бесплатно, то есть граждане за них непосредственно не платили.

Коммерциализация медицины на фоне падения уровня жизни способствовала изменению ситуации: заботиться о здоровье населения страны стало некому, кроме него самого. А именно этой полезной привычки лишила нашего человека советская власть.

В этом контексте встает вопрос, какую же культуру самосохранения способно транслировать своим детям взрослое население нашей страны? Не имея четких установок на заботу о собственном здоровье, а также жестких общественных ограничений, касающихся факторов, вредящих здоровью (например, реально действующего запрета на курение в общественных местах), оно подает пример безответственного отношения к здоровью и своим детям.

Опасной тенденцией является появившиеся в последнее десятилетие снижение медицинской активности родителей, связанной с уходом за заболевшим ребенком. Число всех случаев временной нетрудоспособности по уходу составляет лишь менее половины числа заболеваний детей. Если в 1991 году всегда брали больничный лист по уходу за ребенком 5-6 лет 53,7% родителей (чаще, конечно, матери), то в 1999 г. эта цифра сократилась в 2,5 раза (21,9%). Это свидетельствует о недостаточности материнского ухода, что может привести к формированию хронической патологии [75, с. 91-92].

Недостаточное внимание к здоровью детей проявляется в негативных типах поведения, связанного со здоровьем, у взрослых членов семьи. Исследования показали влияние числа курильщиков в семье на частоту респираторных заболеваний у детей. В семьях с одним курильщиком 68% детей болели часто, 32% - редко; в семье с двумя курильщиками – 84,16% соответственно; наличие 3 курильщиков означало полное отсутствие здоровых детей [28].

Социально-гигиенические условия в семье в значительной мере зависят от уровня ее материального благосостояния, которое более всего сказывается на питании. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране повлияло и на структуру питания, что обусловило увеличение числа детей с дефицитом массы тела, недоразвитой мускулатурой (у юношей), желудочно-кишечными заболеваниями. Актуальность проблемы питания в семье обусловлена также тем, что в большинстве школ практически разрушена существовавшая ранее система питания, поэтому родителям приходится заботиться о питании ребенка не только дома, но и в школе. При этом вопрос о диетическом питании в школе, необходимом большому количеству детей, зачастую не ставится.

Важны для физического и психического благополучия ребенка, подростка. психологический климат в семье, взаимоотношения между родителями. По данным исследований, в семьях, где родители оценивают взаимоотношения как хорошие 74% дети имеют «хорошее» здоровье, а в семье с конфликтными отношениями супругов – 53%. «Плохое» здоровье детей отмечено в семьях с напряженными, неровными отношениями (64% против 33% в семьях с нормальными, спокойными отношениями родителей).

Все большую остроту в новой экономической обстановке приобретает проблема дефицита общения родителей с детьми. Особенно она актуальна в подростковом возрасте, когда у юношей и девушек появляются новые психологические проблемы, в решении которых им нужна квалифицированная помощь специалиста в сочетании с пониманием и поддержкой родителей. В их отсутствии возникает конфликт, стресс, замыкание в себе, вплоть до ухода подростка из дома. Зачастую родители не только не могут уделить подростку внимания, но, под прессингом экономических проблем, срывают на детях свое психоэмоциональное напряжение. Так родители «разгружаются на детях», освобождаются от стресса, фактически перекладывая его на детей. Как следствие, дети находятся дома в постоянном напряжении, при чем это характерно как для материально неблагополучных, так и для обеспеченных семей [45, с. 182].

Неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье детей, являются семейные конфликты и разводы (число последних в России за период с 1990 по 2003 гг. возросло в 1,4 раза). По данным исследования ВОЗ, проведенного в 28 странах мира, почти у трети детей в результате развода родителей возникают нарушения здоровья и психологические проблемы.

В целом, влияние семьи на здоровье ее членов рассматривается с разных исследовательских подходов. Так, в рамках экобихивиоральной концепции обсуждается воздействие на здоровье индивида его межличностного окружения, городской среды и даже политико-идеологического контекста. Основная проблема данного подхода заключается в соотношении «прав» и «ответственности» за здоровье. Под правами подразумевается доступность для всех граждан высокого качественных услуг здравоохранения. Ответственность за здоровье делегируется непосредственно индивиду, тогда как правительственные органы должны обеспечить свободу выбора такого или иного вида поведения. В рамках данного подхода Л. Пратт выдвинул концепцию энергезированной семьи, характеризующейся установкой на ответственность за здоровье членов семьи. Жизненный стиль такой семьи предполагает формирование самосохранительного поведения у ребенка, развитие у всех членов позитивных форм поведения, связанного со здоровьем.

Разрабатывая концепцию ответственности семьи за здоровье, российские исследователи (Л.Г. Камсюк, Л.В. Водогреева, Н.Г. Андреева, Н.В. Гладышева) показывают, что семья рассматривается в качестве основной референтной группы формирования здорового образа жизни почти половиной россиян [36, с. 432].

Исследование репродуктивного здоровья российских подростков показало, что родители считают себя основными субъектами охраны репродуктивного здоровья и сексуального воспитания своих детей, тогда как подростки ключевыми фигурами этих процессов называют самих себя. При этом реальная информированность в этих вопросах как родителей, так и, особенно, подростков, низка. В то же время в отдельных аспектах проблемы (например, средства контрацепции и т.п.) подростки оказались более грамотными, чем их родители, совершенно не подготовленные к половому воспитанию [49].

В целом, данные, характеризующие образ жизни взрослого населения России, распространенность вредных привычек, а также результаты психологических исследований относительно специфики родительско-детских отношений и стилей воспитания, типичных для значительной части российских семей, не позволяют позитивно оценить вклад семьи в формирование здоровья подрастающего поколения.

Родители и другие члены семьи не способны нести ответственность за здоровье детей и подростков, в том числе потому, что, будучи достаточно инертным образованием, семья транслирует устаревшие стереотипы поведения в сфере здоровья, которые не соответствуют новым социальным условиям и требованиям. Сегодня необходимо приучить индивида к сознательной заботе о здоровье и вооружить необходимыми для этого знаниями и навыками. Однако, семья не готова к этому виду деятельности.

В то же время семья, как социальный институт, обеспечивающий первичную социализацию индивида в различных сферах жизни, включая здоровье, не получает необходимой поддержки от государства. Специалисты считают возможным осуществление целого ряда мер по усилению роли семьи в формировании здоровья, в том числе повышение образовательного уровня реальных и потенциальных родителей, проведение широкой просветительской работы, ориентированной на здоровье семьи, посредством СМИ; изучение и предупреждение наследственных заболеваний, создание банка данных по здоровью каждой семьи и др. [47, с.185].

Ввиду отсутствия на сегодняшний день таких мер, мы не можем рассматривать семью как институт, способный самостоятельно обеспечить сохранение здоровья подрастающего поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: