Глоссарий

русский казахский английский
  проекция    
  геодезия    
  горизонатльный    
  поверхность    
  координаты    
  широта    
  долгота    
  высота    
  отметка    
  абсолютный    
  числовое значение    

СРС. Выучите определения специальной лексики.

СРСП. Составить терминологический словарь по тексту, кроссворд по теме на основе дефиниции, выделенных в тексте.

Основная литература:

1. Бетембаева. Русский язык. - А. 2004

2. Исабекова. Учебное пособие по русскому языку для студентов строительных специальностей. А. 1996

3. Греков и др. Учебное пособие по русскому языку. М 2004.

Дополнительная литература:

1. М.Ю.Сидорова, В.С.Савельев. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. –М.:Айрис-пресс, 2005.

_____________________________________________________________________________* Задания, помеченные звездочкой, предназначены для сверхпрограммного изучения.

Казахская Головная Архитектурно-строительная Академия Активный раздаточный материал ФОГП, дисциплина «Русский язык» 2 кредита 2-й семестр, 2013-2014 учебный год 3 уровень Практическое занятие №1 Тема «Научный стиль речи, его особенности. Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах. Характерные черты научного стиля» Ассистент профессора Садыканова С.Х.

Сфера общественной деятельности, в которой функцио­нирует научный стиль, — это наука. Поэтому речевыми жан­рами, воплощающими этот стиль языка, являются научные монографии, научные статьи, диссертационные работы, раз­личные жанры учебной и научно-технической литературы, выступления в научных диспутах, научные доклады, лекции, научно-популярные сообщения и жанры научно-популярной литературы.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в пись­менной форме речи. Итак, научный стиль — это функциональ­ная разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и объединении языковых средств в связи с задачами общения в научной сфере.

Характерные черты научного стиля — логичность, точность, обобщенность и отвлеченность, терминологичность, наличие сложных слов с яркой стилевой и стилистической окраской.

1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнако­мых слов выпишите из толкового словаря и словаря техничес­ких терминов: прибор, архитектурный ансамбль, ирригационная система, нивелирующий прибор, естествознание.

2. На какие вопросы отвечают данные слова: строить — строительство — строительный; обрабатывать — обработка — обработанный, определять — определить — определение — оп­ределенный, измерить — измерение — измерительный, взвесить — взвешиваниевзвешенный — взвешивающий.

3. Определите объектные отношения в словосочетаниях (прямой/косвенный).

Образец: прочитать статью (прямое дополнение); материал для изучения (косвенное дополнение).

Использовать приспособления, приспособление для измере­ния, повысить точность инструментов, соорудить мост, рабо­тать напильником; прибор для измерения.

4. Прочитайте текст. Появление приборов

С древнейших времен почти во всех областях деятельности че­ловек использовал специальные приспособления для наблюдений, измерений, взвешивания и счета. По мере развития общества эти приборы изменялись и совершенствовались.

Строительство городов, создание архитектурных ансамблей, воз­никновение и развитие ирригационных систем, сооружение мос­тов, землемерные и горные работы, расцвет торговли и мореплава­ния, характеризующие развитие сформировавшихся в условиях ра­бовладельческого общества устойчивых государств, были немыс­лимы без мер длины и объема, а также взвешивающих, нивелиру­ющих, угломерных и определяющих время приборов.

Очень важную роль сыграли приборы и в развитии естество­знания, без них были бы невозможны его успехи.

Появившиеся в рабовладельческую эпоху орудия (напильни­ки, сверла, ножницы, пилы, рубанки, а также примитивные изме­рительные приспособления — отвесы, угольники, циркули, линей­ки) позволили повысить точность изготовляемых из дерева, метал­ла и камня научных, в частности астрономических, инструментов, называемых долгое время «математическими» из-за того, что прин­цип их действия был основан на законах математики.

Совершенствование наблюдений позволяло уточнять и уста­навливать новые закономерности. Знание же законов природы, в свою очередь, влияло на создание новых приборов, конструктив­ная форма которых определялась этими законами. Таким образом, изучение развития точных приборов с древнейших времен дает воз­можность выявить и проследить самую тесную связь естествозна­ния и техники, постоянное их взаимовлияние.

«История научных инструментов, — говорил известный аме­риканский ученый Г. Сартон, —...история, всего лучше прибли­жающая к пониманию научного прогресса, но она полна трудно­стей; каждый инструмент развивался постепенно; ни один из них не создан в одно время и почти всегда не одним человеком».

Точные приборы и инструменты, используемые в древности, по их назначению можно условно подразделить на пять основных групп: 1) приборы и инструменты, используемые в торговле, стро­ительстве и архитектуре; 2) приборы для измерения времени; 3) приборы для измерения Земли; 4) приборы для наблюдения неба и 5) приборы для научных экспериментов.

5. Ответьте на вопросы:

1. Для чего человек использовал специальные приспособления?

2. Какие требовались приборы, инструменты для строительства городов, ирригационных систем, сооружения мостов и др.?

3. Назовите орудия, появившиеся в рабовладельческую эпоху.

4. Объясните выражение «тесная связь естествознания и тех­ники, постоянное их взаимовлияние»

5. Какие основные группы приборов и инструментов исполь­зовались в древности?

6. Найдите и выпишите существительные, употребленные в обобщенном значении (Деревья (обобщ. слово) — ели, сосны, пих­ты растут...), и отвлеченные существительные, обозначающие абстрактные понятия (изучение, возникновение, лиризм и т.п.).

7. Найдите в тексте именные (труд, исследование, ученый, один, умный и т.п.) и глагольные (изучает, использует, измеря­ет и т.п.) части речи, сравните их количество.

8. Опираясь на словообразовательный и синтаксический ана­лиз текста, докажите, что он представляет научный стиль речи.

9. Определите соответствие слов и словосочетаний:

землемерные и горные строительные рабовладельческая изнурительные точные древнейшая древнейшие времена приспособления приборы эпоха инструменты система работы

д/з:

1.Чтение и пересказ текста

2. Словарная работа (двуязычный глоссарий)

3. Лексическая работа (вопросы для беседы)

К концу 2006 года в центре Гвадалахары должен подняться зелёный вулкан с белым облаком наверху. Гора, хотя и не будет извергать лаву, всё же окажется очень горячим местом, так как в жерло вулканического конуса авторы проекта поместили десятки тысяч футбольных фанатов.

Культурный и бизнес-центр Хорхе Вергары Кабреры, который сейчас строится в центре мексиканского города Гвадалахара обещает стать одним из самых любопытных архитектурных комплексов нашего времени. Магнат энергетических напитков Хорхе Вергара вложил в эту стройку сотни миллионов долларов, которые "притянули" в Гвадалахару многих всемирно известных архитекторов. В частности, американец Дэниел Либескинд будет строить тут университетское здание, японский архитектор Тойо Ито – музей современного искусства, а французский мастер Жан Новель – офисный центр. Есть там и ряд других проектов. Когда Вергара объявил, что купил футбольную команду Chivas Rayadas и намерен добавить к проекту своего культурно-делового центра стадион — большинство специалистов "поставили" на того же Либескинда или других грандов. Однако так вышло, что стадион в Гвадалахаре ныне строят несколько менее известные персонажи. И вышло это, в общем-то, случайно. Французские дизайнеры и архитекторы Жан-Мари Массо и Даниэль Пузе, совладельцы студии Массо, должны были встретиться с Вергарой в Париже, чтобы обсудить проект строительства гостиницы в Пуэрто-Вальярта. Но самолёт Хорхе задержался, и французы были вынуждены долго ждать бизнесмена в компании его помощника. Слово за слово, разговор зашёл о Centro JVC и помощник Вергары упомянул идею построить стадион. Массо и Пузе тут же начали фантазировать. "Футбольный стадион может быть красивым, но какова первая вещь, которую вы в нём замечаете? Крыша. Таким образом, архитекторы обычно слишком подчеркивают её, даже притом, что она в действительности — только лишь украшение. Когда Солнце сияет под острым углом, никто не получает убежище. Когда есть ветер и дождь — то же самое. Потому мы вообразили крышу как большое облако, плавающее выше чаши. Тогда мы сделали остальную часть стадиона невидимой – она "исчезла" во впадине большого холма или вулкана. И это было хорошо, потому что опредёленные культуры использовали вулканы как храмы. Кроме того, автостоянка может быть скрыта в "вулкане", так что внешняя сторона стадиона становится большим парком, где мамы с детишками могут устраивать пикники прямо на травянистом склоне". Позднее друзья встретились с мистером Вергарой, а ещё позже, когда их пригласили в Мексику, дизайнеры всё ещё были уверены, что речь зайдёт о гостинице, но вместо этого их огорошили прямо с порога: "Сколько будет весить крыша вашего стадиона? Сколько это будет квадратных метров?". Друзья засели за расчёты. Так родился необычный проект, называемый самими архитекторами "Вулканический стадион", рассчитанный на 45 тысяч зрителей. Его зелёный конус символизирует вулкан страстей, которые разыгрываются на стадионе и, вместе с тем, растворяется в окружающей зелёной местности. Белое "облако" крыши – с одной стороны, может служить отражением тех же эмоций зрителей, как извержение вулкана, а с другой – может представлять собой просто одну из милых тучек на голубом небе, мимоходом опустившуюся, чтобы отдохнуть, на вершину холма. Сначала друзья задумали выполнить крышу в виде аэростата, действительно парящего, но посчитав затраты денег и времени, решили ограничиться белой тканью, натянутой на ажурную пространственную структуру. Изнутри на эту ткань будут проецироваться рекламные изображения, что освободило большую кольцевую стену внутри сооружения. Так что тренажёрные залы, раздевалки команд, офисы и прочие помещения, опоясывающие чашу стадиона примерно на середине его высоты, получили прекрасный вид на поле через большие стеклянные стены. Интересно, что ранее французские партнёры никогда не занимались стадионами, так что им пришлось привлечь для проработки технических деталей фирму HOK/SVE, хорошо знакомую с таким строительством. "Зато, — говорят Массо и Пузе, — интересно быть плохо знакомыми с данным типом сооружений – так можно принести в эту область свежий взгляд".


Казахская Головная Архитектурно-строительная Академия Активный раздаточный материал ФОГП, дисциплина «Русский язык» 2 кредита 2-й семестр, 2013-2014учебный год 3 уровень Практическое занятие №2 Тема «Лексика научного стиля речи. Общеупотребительные слова в научном тексте» Ассистент профессора Садыканова С.Х.

Характерные особенности лексики научного стиля:

1) формирование лексического состава на основе книжно-письменной лексики;

2) употребление узкоспециальной и общенаучной термино­логии;

3) привлечение заимствованной терминологической лекси­ки (в том числе интернациональной);

4) использование конкретных существительных в обобщен­ном значении: многие слова выступают как обозначение обще­го понятия или абстрактного предмета;

5) употребление отвлеченных существительных, обознача­ющих различные абстрактные понятия, такие как действие, со­стояние, качество;

6) применение, с одной стороны, сложных слов, с другой — разного рода сокращений (графические и буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, сокращения смешанной формы);

7) преобладание абстрактной лексики над конкретной.

Лексику научной речи составляют три основных пласта: об­щеупотребительные слова, общенаучные слова и термины в данной отрасли знания (специальные термины).

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах, это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; они составляют основу словарного состава любого языка. Например: К языкам мира от­носятся языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: