На кафедре «Технология и оборудование машиностроительного производство» Полоцкого государственного университета в течение ряда лет реализуется методика обучения, которая нацелена на индивидуальную работу со студентами и комплексную (рейтинговую) оценку уровня полученных ими знаний.
Методика предусматривает выполнение студентами следующих требований:
1. Посещение лекций и ведение конспекта с предоставлением его преподавателю на экзамене. Такое требование приучает студентов к внимательности и собранности на лекции, позволяет фиксировать новые (дополнительные к имеющимся учебно-методическим материалам) сведения по дисциплине.
2. Самостоятельную подготовку студентов к лабораторным занятиям. Необходимо отметить, что содержание лабораторных работ соответствует разделам курса, и студент имеет возможность постепенно усваивать необходимую теоретическую информацию. До начала лабораторной работы студенты предоставляют отчет в виде краткого изложения теории по рассматриваемому вопросу, опрашиваются и при положительных ответах допускаются к выполнению лабораторной работы. На самой лабораторной работе студенты осваивают необходимые приемы на станке, проводят с использованием приборов и аппаратуры измерения, заполняют протоколы и обрабатывают экспериментальные данные. В конце лабораторных занятий студенты защищают лабораторную работу. Те студенты, которые не отчитались по лабораторной работе до начала следующей, не допускаются к выполнению очередной работы.
3. Выполнение научных исследований, написание научного реферата по одной из предлагаемых тем, принятие участия в работе кафедрального кружка СНО, выполнение практической работы по изготовлению на станке образцов, устройств, стендов к лабораторным работам.
Выполнение этих требований позволяет произвести рейтинговую оценку готовности студента к экзамену, которая складывается из оценки: 1) посещения лекций; 2) ведения конспекта лекций; 3) теоретической готовности к лабораторным работам; 4) своевременности оформления отчетов по выполненным работам; 5) участия в научно-исследовательской работе кафедры.
Первые три оценки определяют уровень усвоения студентами теоретического курса (рейтинг ), четвертая оценка определяет полученные практические навыки (рейтинг ), и пятая оценка характеризует активность и стремление студента к более глубокому познанию дисциплины (рейтинг ). Таким образом, рейтинг по дисциплинам определяется по формуле
Оценка по каждой составляющей рейтинга выставляется по 10-балльной шкале. Знания по дисциплине считаются сформировавшимися при рейтинге по дисциплине не менее 19,5 баллов.