Предмет и структура социологии СМИ

Предмет данной научной и учебной дисциплины следует определить с учетом следующих обстоятельств:

■ социология СМИ является одной из предметных областей (отраслей) социологии;

■ вместе с тем социология СМИ входит и в состав дисциплин, отражающих специальные теоретические и прикладные знания в области журналистики;

■ социология СМИ — многоуровневая дисциплина со спецификой каждого из уровней.

Начнем с предмета социологии в целом, так как рассматриваемая здесь область — ее часть. Дать его сложившееся определение не так просто: многие специалисты отмечают отсутствие как оформленной единой теории, так и определения ее предмета.

Предмет социологии в целом следует определять, имея в виду ее многоуровневый состав. Здесь тесно взаимодействуют три уровня исследований: общетеоретический, специально-теоретический (или теории среднего уровня — в нашем случае социологическая теория массовой коммуникации) и эмпирические исследования.

Существует множество определений социологии. Одно из них такое: «Социология — наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей»42.

Из этого определения видно, что социология занимается отнюдь не всеми социальными сущностями и явлениями, у нее есть свой фокус: это изучение социальной жизни через ее субъектов — личность и социальные общности и через взаимоотношения между ними. Она изучает эти объекты в развитии и «на основе широкого использования эмпирических данных»43.

Общая теоретическая социология создает необходимый фундамент для социологического изучения СМИ как особого социального института, регулирующего обмен информацией в обществе. Социология СМИ использует представление об обществе как системе социальных связей, о его субъектах, структуре, видах социальных процессов. Здесь действует представление о личности как индивидуальном уровне общественного бытия, о способах ее связи с обществом (социальности) и о многом другом, что студенты изучают в курсе общей социологии.

Предмет одной из отраслей социологии — социологии СМИ — складывается на «пересечении» с общей социологией и теорией журналистики, которая занимается журналистикой как специфическим социальным институтом, видом деятельности, совокупностью профессий и профессионалов, произведений — с учетом ее (журналистики) контрагентов: массовой аудитории и социальных институтов44. Социология же данной отрасли сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь следующими вопросами:

■ каково место СМИ в системе социальных коммуникаций, в чем специфика ее функций для различных социальных субъектов; каковы результаты воздействия (и есть ли оно) на становление и развитие социальных общностей;

■ как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: