Социальное участие через СМИ состоит в использовании их способности не только информировать людей (информационная функция), но и связывать их между собой (коммуникативная функция), создавая новые сообщества (социально-креативная функция), предоставляя площадки для обмена мнениями общественным организациям или отдельным гражданам (функция форума, или канала социального участия). Участие в коммуникациях шире, нежели только включенность в форум.
Аспекты участия таковы:
— влияние на контент и политику СМИ путем высказывания оценок, требований, ожиданий, в том числе через массовые опросы;
— обладание долей внимания («освещения») со стороны СМИ;
— выявление и оглашение мнений через каналы массовой информации;
— включенность во владение и распоряжение СМИ, в том числе через организации типа общественных советов при СМИ;
— наконец, публикация/оглашение материалов, высказываний через СМИ.
Напомним, что СМИ — коммуникации, в которых центр производства контента находится в руках медиаработников (см. 1.1.4). Поэтому участие регулируется в основном ими, если речь не идет о создаваемых под давлением власти или общества советах при СМИ. Сегодня включенность граждан в коммуникации ограничивается потреблением информации или участием в качестве респондентов (опрашиваемых) в опросе — в виде пассивного объекта наблюдения и измерения. Французский обществовед П. Бурдье предостерегал от «эффекта рейтинга», благодаря которому придается «демократическая легитимность логике коммерции»154. Иными словами, не следует считать демократичностью медиаработников то, что они измеряют рейтинги — величину аудитории каналов или передач. Это всего-навсего обратная связь в ее простейшей форме и с целью продажи рекламодателям внимания аудитории.
|
|