Дифференциация и интеграция научного знания. Соотношение этих процессов на разных этапах истории науки

Развитие науки харак-ся диалектическим взаимо­действием двух противоположных процессов — дифференци­ацией (выделением новых науч. дисциплин) и интеграци­ей (синтезом знания, объединением ряда наук — чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в пе­риод возникновения науки в целом и отдельных наук), на дру­гих их интеграция, это харак-но для совр. науки. Процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» науч. знаний в самостоятельные (ча­стные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в науч. дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» — собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и соци­альный институт. В свою очередь философия начинает рас­членяться на ряд философских наук (онтологию, гносеоло­гию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них — на науч. дисцип­лины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой. В последующий период процесс дифференциации наук про­должал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития науч. знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых наук». Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химич-х процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление рез-атов, что привело к возникновению новой науки – биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом орг-зме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки – биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие науч. дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположником биогеохимии В.И. Вернадский считал ее сложной науч. дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой – биосферой и с ее биолог-ми процессами в их химическом (атомном) выявлении. «Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты. Дифференциация наук – является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению науч. труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужения кругозора – иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивает ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единственное общее понимание всей науки обязательно уменьшается; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и науч. дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современно науки, где бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская. Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью совр. этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В.И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли 20 в., он считал, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом науч. понимания Космоса совпадает с глубочайшим изменением наук о человеке. С другой стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой – их объект совершенно меняется». Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство. Т. о., развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений науч. познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей. В совр. науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например, сложная проблема исследования Космоса потребо­вала объединения усилий ученых самых различных специаль­ностей. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естествен­ных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: