Возникновение права

Право как социальный институт возникает практически одновре­менно с государством, так как они призваны обеспечивать эффектив­ность действия друг друга. Как невозможно существование государст­ва без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государст­ва), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эко­номического и политического управления всевозможными общест­венными делами, то для реального осуществления этого оно должно принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои ве­ления как общеобязательные.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1)превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обыч­ного права и санкционирование государством;

2)правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — норма­тивных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3)формирование судебного права, состоящего из конкретных ре­шений (принимаемых судебными органами и приобретающих харак­тер образцов, эталонов для решения аналогичных дел).

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались эле­менты права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласо­ванную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих клас­сов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие пра­вовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

На процесс возникновения и развития права также оказала влия­ние специфика географических, культурно-исторических и иных об­стоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль тради­ций, обычаев, религии, основными источниками права выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотворчество государ­ственных органов (законодательные акты) и судебное право (преце­денты).

Если обычаи содержались в сознании людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Возникновение права — следствие усложнения социальных свя­зей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

43. Понятие и сущность права

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое поня­тийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инстру­мент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выража­ющих общественную, классовую волю (конкретные интересы общест­ва, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) связь с государством;

5) формальная определенность;

6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый, в рамках которого право определяется как система гаран­тированных государством юридических норм, выражающих возведен­ную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обес­печения главным образом интересов класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как вы­ражение компромисса между классами, группами, различными соци­альными слоями общества (здесь право используется в более широ­ких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые инте­ресы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

44. Понятие права в объективном и субъективном смыслах

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смыслах.

Объективное право (или собственно право) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, устанав­ливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегу­лирование общественных отношений. Объективное право — это зако­нодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нор­мативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему. *

Субъективное право — это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смыс­ле юридических норм или в смысле наличных прав участников обще­ственных отношений.

45. Право как государственный регулятор общественных отношений

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, выража­ющих общественную, классовую волю (конкретные интересы общест­ва, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опреде­ление понятия «право» и перечислить его основные признаки.

Наиболее существенным признаком права, включенным в опреде­ление данного понятия, выступает его тесная связь с государством; этот признак выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пре­сечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания ви­новных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием прове­дения в жизнь политики государства, специфическим средством орга­низации его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему вы­ступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

46. Естественно-правовая теория

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену от­жившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

- провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в ре­зультате чего теряется четкий критерий законного и противозакон­ного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с право­сознанием, которое также может быть разным у различных людей.

47. Историческая школа права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др:

Основные идеи:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанав­ливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного созна­ния и т.д.;

3) представители этой теории, которая возникла во времена феода­лизма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.

Достоинства:

— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необ­ходимость их учета в правотворческом процессе;

— справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по свое­му усмотрению;

— верно подмечены преимущества правовых обычаев, как прове­ренных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

— данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализ­ма, уже отживающего строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений).

48. Нормативистская теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др. Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является пред­ставление о праве как о системе (пирамиде), норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более зна­чительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности сис-

темы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчи­нения правовых норм по степени их юридической силы;

— Нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возмож­ность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с последними по нормативным актам;

— признаются широкие возможности государства влиять на обще­ственное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечи­вает основную норму.

Слабые стороны:

— слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивают связь права с социаль­но-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. из­лишне очищают от них право;

— признавая тот факт, что основную норму принимает законода­тель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эф­фективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и необоснованными.

49. Марксистская теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующе­го класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных от­ношений, носителями которых выступают классы собственников ос­новных средств производства, держащие в своих руках государствен­ную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором клас­совая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются го­сударством.

Достоинства:

— в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

— показали зависимость права от социально-экономических фак­торов, наиболее существенно влияющих на него;

— обратили внимание на тесную связь права с государством, кото­рое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

— слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

50. Психологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономернос­ти — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутив­ный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (импера­тивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично­го, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как дейст­вительное право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, пережива­ния детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют игорное право, детское право и т.д.

Достоинства:

— учтены психологические процессы, которые существуют наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому нельзя из­давать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

— повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

— источник прав человека здесь выводится не из законодательст­ва, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

— придается слишком большое значение психологическим факто­рам в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права;

— в связи с тем что подлинное право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного харак­тера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

51. Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естествен­ных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон нахо­дится в сфере должного, то право — в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физи­ческих и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктри­ны — теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъекта­ми правотворчества.

Достоинства:

— такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

— эта теория хорошо согласуется с ограничением государственно­го вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный пра­вопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомер­ного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятель­ности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

52. Принципы права: понятие и виды

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправо­вые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам относят:

1) справедливость;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

3) гуманизм;

4) демократизм;

5) единство прав и обязанностей;

6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принципы со­стязательности и гласности судопроизводства и т.д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном процессе — презумпция невиновности и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных от­ношений, так как они не только определяют общие направления пра­вового воздействия, но и могут быть положены в обоснование реше­ния по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

53. Соотношение убеждения и принуждения в праве

Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной дея­тельности, соответствующей их воле, без силового давления, рас­ширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в право­вой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеж­дение основывается на заинтересованности, доказательствах закон­ности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная ра­бота, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать — значит склонять людей к определенной деятель­ности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществлять­ся в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Особенности принуж­дения:

1) представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения ме­тодом;

3) осуществляется в особой процессуальной форме, установлен­ной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и пере­воспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочета­ние мер принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах — диспозитивном и императивном (см. ответ на вопрос 93).

54. Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздейст­вия, выражающие роль права в упорядочении общественных отноше­ний.

С помощью понятия функции права можно познать предназначе­ние права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких). Если следовать ши­рокому смыслу функций права, то среди них можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен­ные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политичес­кая (регламентирует политические отношения, регулирует деятель­ность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педа­гогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает спо­собом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творчес­кий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать разви­тию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ог­раничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функ­ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дейст­вовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные поме­хи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

55. Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система общества — это конкретно-историческая сово­купность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, фор­мально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством, то под правовой системой — явление, отра­жающее собой всю правовую организацию общества, целостную пра­вовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на по­ведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связую­щее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей право­вой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

56. Романо-германская правовая семья

Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой семье, необходимо определить понятие «правовая семья».

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швей­царии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славян­ские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выде­лить следующие:

— единая иерархически построенная система источников писано­го права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

— главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприме­нитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правопримени­тельных актах;

— имеются писаные "конституции, обладающие высшей юридичес­кой силой;

— высокий уровень нормативных обобщений достигается при по­мощи кодифицированных нормативных актов;

— важное значение имеют подзаконные нормативные акты (рег­ламенты, инструкции, циркуляры и др.);

— право делится на публичное и частное, а также на отрасли;

— правовой обычай и юридический прецедент выступают в каче­стве вспомогательных, дополнительных источников;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

— особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) по­строения данной правовой семьи.

57. Англосаксонская правовая семья

Прежде чем давать характеристику англосаксонской правовой семье (семье общего права), необходимо определить понятие «право­вая семья».

К англосаксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистичес­кий) характер;

— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отво­дят судам, которые в этой связи занимают особое положение в систе­ме государственных органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

— главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право мате­риальное;

— отсутствуют кодифицированные отрасли права;

— отсутствует классическое деление права на частное и пуб­личное;

— статутное право (законодательство) и юридические обычаи вы­ступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматичес­кий, прикладной характер.

.

58. Семья религиозного права

Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо определить понятие «правовая семья».

К семье религиозного права относятся правовые системы таких му­сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы I и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и I распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах

Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;

— особое место в системе источников права занимают труды уче­ных-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоис­точники и лежащие в основе конкретных решений;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторич­ное значение;

— судебная практика в собственном смысле слова не является ис­точником права;

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской право­вых семьях).

59. Семья традиционного права

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо определить понятие «правовая семья».

К семье традиционного права относятся правовые системы Мада­гаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

— доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

— обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

— обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

— нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значе­ние, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

— судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

— судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанав­ливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

— юридическая доктрина не играет существенной роли в юриди­ческой жизни данных обществ;

— архаичность многих ее обычаев и традиций.

60. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела факти­ческий (социальный) статус лица, его реальное положение в общест­ве. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательст­вом совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо­чий государственных органов и должностных лиц, с помощью кото­рых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре послед­него выделяют такие элементы:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских катего­рий, как общее, особенное и отдельное.

Общий статус — это статус лица как гражданина государства, за­крепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граж­дан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения опреде­ленных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнес­менов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обя­занностей личности.

61. Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные категории, которые могут классифицироваться в зависимости от сле­дующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения —

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих незави­симость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жили­ща, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и куль­турными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего со­циально-экономического положения, за повышение культурного ста­туса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправ­ленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вме­шательства» в их осуществление, создания необходимых обеспечива­ющих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на учас­тие в культурной жизни общества и т.п.);

третье поколение — права коллективные или солидарные, вызван­ные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависи­мости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и нахо­дятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания на:

— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине­ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

— экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, отдых и др.);

— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок­ружающую среду и др.);

— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес­са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избира­тельное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государ­ству на права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двой­ным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служеб­ного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, напри­мер, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении на нега­тивные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предо­ставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в раз­личных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на:

— права в сфере личной безопасности и частной жизни;

— права в области государственной и общественно-политической жизни;

— права в области экономической, социальной и культурной дея­тельности.

62. Общая характеристика личных прав и свобод российских граждан

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна­родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется, в качестве «гражданских»).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: га­рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семей­ную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит следую­щие:

— право на жизнь (ст. 20) — первое фундаментальное право чело­века, без которого все остальные права теряют ценность;

— право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что госу­дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

— право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под кото­рой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

— право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

— право на свободу совести (ст. 28).

63. Общая характеристика политических прав и свобод российских граждан

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод чело­века и гражданина в Российской Федерации принадлежит политичес­ким правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколе­нию прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

— они тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невоз­можна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосно­венность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политичес­кие права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

— в отличие от личных, которые Могут принадлежать каждому че­ловеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;

— самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

— являются способом привлечения каждого гражданина к полити­ческому народовластию (на уровне участия в реализации как государ­ственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3)право на объединение (ст. 30);

4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

6)право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

64. Общая характеристика экономических, социальных и культурных прав российских граждан

Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящих­ся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

— для них характерно такое общее свойство, как единство матери­ального (экономического и социально-культурного) содержания;

— они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

— имеют общесоциальную направленность, ибо выступают ин­струментами утверждения гуманизма и справедливости;

— требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;

— одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально Новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаменталь­ные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании эконо­мических, социальных и культурных прав можно проследить на осно­ве анализа системы данной группы прав и свобод, получивших за­крепление в Конституции РФ 1993 г. Он позволяет представить соци­ально-экономические права в виде системного единства (совокупнос­ти) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой
деятельности:

— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения зем­лей и другими природными ресурсами (ст. 36);

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан:

— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бес­платность дошкольного, основного общего и среднего профессиональ­ного образования (ч. 2 ст. 43);

— право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);

— свобода литературного, художественного, научного, техническо­го и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

— право на доступ к культурным ценностям, на участие в культур­ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).

3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь,
защиту от негативного воздействия рынка:

— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);

— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоиму­щими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощью в государственных учрежде­ниях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности:

— право на отдых (ч. 5 ст. 37);

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о ее состоянии (ст. 42).

5. Социальные права, способствующие достижению социального
партнерства в обществе:

— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13,30);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37)>

65. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь го­сударства и права, необходимо определить данные понятия. Единство состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общест­венные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти,
то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие государства и права:

— с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворче­ство), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

— с другой стороны, право воздействует на государство, упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

66. Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это организация политической власти, со­здающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного свя­зывания с помощью права государственной власти в целях недопуще­ния злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражда­нина, создание для личности режима правового стимулирования (со­циальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права госу­дарственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установле­но, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое глав­ное предназначение — гарантировать каждому гражданину возмож­ность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина яв­ляются первичными, естественными, в то время как возможность осу­ществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декла­рации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

разделения власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

федерализма, который дополняет горизонтальное разделение влас­ти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспе­чивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой куль­туры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граждан­ского общества и государства, предполагающая разрушение монопо­лии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной лич­ности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необхо­димо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (со­циальный, показывающий привлекательность, ценность идеи право­вой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юриди­ческого, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда стано­вится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограни­чивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограни­чение — не самоцель. Можно так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, и гражданское общество от этого ничего не выиграет, а, наоборот, только проиграет.

67. Государство и личность: взаимная ответственность

Взаимная ответственность государства и личности — самостоя­тельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулиро­вал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возмож­ностью принуждения в отношении властвующего к точному и безус­ловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, кото­рый выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти, гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством зако­на оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справед­ливость и равенство в своих отношениях с гражданином, обществен­ными организациями, другими государствами.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполне­ние этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают адми­нистративный произвол. К ним относятся:

1) ответственность Правительства перед представительными орга­нами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответст­венность должностных лиц государства любого уровня за нарушение

прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребле­ние служебным положением и пр.; 3) импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личнос­ти перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личнос­ти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

68. Соотношение общества и государства

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо определить понятия «общество» и «государство».

Общество — (в широком смысле) совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) истори­чески конкретный тип социальной системы, определенная форма об­щественных отношений.

Государство — это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Го­сударство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о харак­тере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как сред­ство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общест­венную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпада­ют: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, го­сударство приобретает по отношению к нему относительную самосто­ятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изме­няется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

69. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мысли­телями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Красной нитью в гражданском обществе практически всеми уче­ными проводится идея человека. Гражданское общество можно опре­делить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с по­мощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и ин­ституты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражда­нина;

— самоуправляемость;

— конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

— всеобщая информированность и прежде всего реальное осу­ществление права человека на информацию;

— жизнедеятельность базируется на принципе координации (в от­личие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

— многоукладность экономики;

— легитимность и демократический характер власти;

— правовое государство;

— сильная социальная политика государства, обеспечивающая до­стойный уровень жизни людей, и др.

70. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, ко­торые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального обра­щения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения опре­деленных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива,, государственные стандарты, технические условия. Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, кор­поративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общест­венные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми как представите­лями социальной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддержи­ваются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесо­образными, но и общеобязательными, влекущими за собой определен­ные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вожде­ния и эксплуатации транспорта и т.п.

71. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведе­ние людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п: (Определение права было дано выше.)

( Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве сино­нимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсаль­ными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — общественные отно­шения;

3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практичес­ки все общественные отношения, то право — наиболее важные и толь­ко те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вво­дятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);

5) по способу, обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами госу­дарственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общест­венные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправед­ливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упоря­дочения общественных отношений. Их требования во многом совпа­дают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (сущест­вующие различия между правом и моралью) и субъективные (право

меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу опреде­ленных идеологических, конъюнктурных моментов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: