ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
- Здравствуйте ребята! – Садитесь.
II. Повторение изученного материала.
- Отгадайте загадку.
Кручусь, верчусь, и
Мне не лень
Вертеться даже целый день. (юла)
- Ребята! Какая буква пишется в начале слова юла?
- Какие звуки она обозначает ([й], [у].).
- Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука? (В начале слова или после гласной.)
- Прочитайте слова «люк», «юрта», «люди», «юрок».
- В каких словах буква Ю обозначает два звука? Почему? (Юла, юркая, потому что буква Ю стоит в начале слова.)
- Какую функцию выполняют гласные с остальных звуках? (Смягчают согласные.)
Давайте немного поиграем и выясним, насколько вы внимательны.
Хлопните в ладоши, еслив этих словах, которые я прочитаю есть буква Ю: ябеда, ёлка, люди, юмор, Елена, улица, юла, тюльпан, ёжик, юннат.
Отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юла, ласка, якорь. (Юля.)
|
|
III. Работа над новым материалом.
а) Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук.
- Ваша задача – быть внимательными, терпеливыми, научиться читать слова с новой буквой!
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапкой,
«Подходит кому не жалко,
Мигом оцарапаю».
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Фонетическая разминка:
- Как подзывают хозяйки цыплят? (Цып – цып)
- Какой звук издает лошадка когда бежит? (Цок – цок)
- Какой звук мы слышим в начале слов? ([ц].) Давайте произнесем ещё раз звук [ц] и попробуем охарактеризовать его. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
- Отчего лошадка цокает? (Подкова даёт звук)
- Ребята! А как называют человека, который подковывает лошадок? (Кузнец)
б) Работа по книге.
- Ребята, откроем учебник на странице 108.
- Что изображено на иллюстрации стр. 108? (Купола храма)
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Февраля
Ц ц
- Выполните звуковой разбор слова «церковь».
- Дайте характеристику [ц]? (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
Работа с правилом
В начале ЦИ мы пишем с И
В конце всегда ЦЫ с Ы!
Звук [Ц] на письме обозначается буквой Цц.
(учитель показывает на доске)
Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Физкультминутка.
-Где место для буквы Ц на ленте букв (Между буквами Х и Ч.)
- Ребята, есть сосед у этой буквы на верхнем этаже на ленте букв? (буква непарная).
в) Чтение слогов и слов с буквой Ц. Чтение предложений.
IV. Закрепление пройденного материала.
- Ребята, к нам на урок пришла волшебница.
Чтобы узнать, что она принесла нужно вставить пропущенную букву в слова
|
|
…ветик-семи…ветик |
- Какая буква потерялась? (Буква Ц)
- Что получится, прочитайте.
- На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы
их все выполним, то нас ждет сюрприз. Справимся?
Учитель срывает лепесток.
Волшебница предлагает отдохнуть!
1 задание: Физкультминутка
Нежный маленький бутон,
Светнут туго-туго он.
(Дети приседают и «закрываются»)
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх.)
2 задание: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.
На доске появляется рисунок цапли:
- Какое слово здесь спряталось? (Получилось слово цапля.)
3 задание: продолжи фразу.
Цы-цы-цы – на столе … (ножни цы)
Ци-ци-ци – мы писали … (ци фры)
Что вы заметили?
- В слове ножницы после ц стоит буква ы, в слове цифры после ц – буква и, но звук [ц] звучит твердо.
- Звук [ц] всегда твердый.
4 задание: «Доскажите словечко».
Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте… (цаплей)
5 задание: Отгадайте загадку.
Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков. (роза)
6 задание: Прочитайте текст.