Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от незначительных нарушений до самых тяжелых степеней умственной отсталости.
Выделена группа детей с ДЦП и ЗПР по типу психического инфантилизма, что определяет качественно иной путь развития ребенка. У таких детей отмечается замедленный темп развития и неравномерность, диспропорциональность в формировании отдельных психических функций.
Для детей с ДЦП в сочетании с УО характерен ранний период поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие.
Первичным дефектом при данной форме аномалии и развитии является недоразвитее высших форм мыслительной деятельности: конкретность мышления, трудности абстракции и обобщения. У детей наблюдается:
· выраженное нарушение сенсорно-перцептивных процессов.
Проявляется в несформированности константности и предметности восприятия, замедленности темпа узнавания предметов, трудностях обобщения сенсорных символов.
· недоразвитие оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса и счета.
Нарушение оптико-пространственного гнозиса сказывается в трудностях узнавания и восприятия геометрических фигур, в затруднениях при рисовании, конструкции, в выполнении заданий по ручному труду. У них затруднено формирование понятий, отражающих положение предметов в пространстве. Они испытывают трудности при складывании из частей целого.
Проблемы с усвоением счета весьма оказываются стойкими и в большей степени выступают на поздних этапах обучения.
· нарушение целенаправленной деятельности поведения, эмоционально-волевой сферы.
Им свойственна непоследовательность в изложении мыслей, неумение выделять главное в содержании рассказа, в сюжетной картинке, отмечается крайняя неравномерность в усвоении знаний по отдельным предметам.
· все операции речи несформированы, нарушено звукопроизношение
· недостаточность объема запоминания, трудности хранения и воспроизведения инф.
· слабость мотивации в общении