Фиксированность на дефекте

Дефекты речи и переживания по их поводу находятся в сложном взаимоотношении:

  1. тревожность рассматривается или как предрасположенность к дефекту, или - речь идет только о реакции на данный дефект.

Н.: речь заикающихся. При повышении психо-эмоционального напряжения она становиться значительно хуже. Наиболее выражена тревога по поводу техники своей речи, наименее – по поводу речевого общения.

  1. неуравновешенное поведение отмечается с раннего детства, а развитие заикания усиливает эту неуравновешенность.
  2. повышенная возбудимость была с раннего детства, но в анамнезе указываются соматические расстройства, родовые травмы.
  3. дети, у которых задолго до появления заикания, наблюдались признаки тяжелого невроза (истерия, страхи).

На своем дефекте фиксированность наблюдается и у детей с алалией и афазией. При других речевых нарушениях это может и не наблюдаться.

Одной из наиболее значимых личностных проявлений любой формы психической дезадаптации является тревожность. В случаях речевых расстройств, особенно при заикании, алалии, афазии переживания носят разнообразный характер. У тревожных детей повышается чувствительность, понижается самооценка. Причина – завышенные требования родителей по отношению к ребенку. Тревожные дети очень болезненно реагировали на свои неудачи. Вне занятий – это живые и общительные дети, на занятиях – зажаты и напряжены. Дети имеют привычку теребить руками предметы, одежду. В наиболее тяжелых случаях формируется комплекс неполноценности, что препятствует серьезному исправлению дефекта.

У детей с алалией наблюдаются патологические черты характера (замкнутость, обидчивость, негативизм, слезливость). Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избегать употреблять речь. Развитие личности оказывается заторможенным. Дети с алалией переживают свой дефект, у них повышается самокритичность в результате чего возникает ощущение беспомощности. Иногда может наступить депрессия.

При сенсорной алалии дети не понимают обращенной речи, перестают слушать, в поведении хаотичны и действуют импульсивно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: